Отношения с инославными Церквами, другими религиозными организациями

Эти отношения строились на двух принципах:

Во-первых, признание того, что свидетельство об истине православной веры в разделённом христианском мире является одним из важнейших направлений внешнецерковной деятельности, отвечающим на призыв Господа Иисуса Христа преодолеть те средостения, что разделяют верующих в Него (Ин 17. 21-22), препятствуют предустановленному Божественным домостроительством благодатному единству людей в любви Божией.

Во-вторых, пониманием того, что основой всякого свидетельства на любом уровне межхристианских контактов может быть только ясное самосознание Православной Церкви как Церкви единой, святой, соборной и апостольской.

С Восточными православными (дохалкидонскими) церквами Русская Церковь поддерживает связи как в рамках общеправославного диалога, так и самостоятельно. В двусторонних отношениях важнейшим направлением является ведение сложного и ответственного богословского диалога по христологической проблематике. В определении Священного Синода от 30 марта 1999 года подчёркивалась необходимость активизировать взаимное изучение богословских традиций Русской и Восточных Церквей, сделать результаты совместной работы богословов более ясными для широкого круга верующих.

Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II в сопровождении епископов и клириков Армянской Апостольской Церкви дважды в юбилейном 2000 году был гостем Святейшего Патриарха Алексия II и РПЦ. В ходе состоявшихся бесед были приняты решения о принципиальном расширении сотрудничества в сферах богословского образования и социального служения. В 2001 году Патриарх Алексий II посетил Армянскую Апостольскую Церковь и принял участие в торжествах по случаю 1700-летия христианство в Армении.

На взаимоотношениях с Римско-католической Церковью негативным образом отразилась ситуация, сложившаяся в западно-украинских областях, где Православная Церковь стала жертвой униатской экспансии.

Ватиканская дипломатия стремилась к расширению сферы влияния Рима в России и других странах, находящихся на канонической территории РПЦ. Позицию Русской церкви в отношении прозелитизма Католической Церкви Святейший Патриарх изложил на Архиерейском Соборе 1994 года: «Восстановление католических структур на нашей канонической территории должно соответствовать реальным пастырским нуждам и способствовать восстановлению религиозной, культурной и лингвистической идентичности народов, имеющих традиционно католические корни».

В докладе на Московском епархиальном собрании 1995 года Алексий II заявил о том, что «более 120 католических священников сегодня работают в Белоруссии. Из них 106 являются гражданами Польши и насаждают католицизм и польский национализм, причём занимаются прозелитизмом неприкрыто. И на это взирать успокоенно нельзя». Подход к России как к абсолютной религиозной пустыне, подчеркнул Патриарх, свидетельствует о прозелитическом характере путей и методов «новой евангелизации», практикуемой Римско-католической Церковью в России и странах СНГ.

В 2004 году была создана Совместная рабочая комиссия по рассмотрению проблем, существующих между Русской Православной Церковью и Римско-католической Церковью. Но, как отметил Алексий II в докладе на Архиерейском Соборе 2008 года, улучшения в отношениях пока не наступило. В то же время, он не отвергал возможность сотрудничества с Римско-католической Церковью в социальной, научной, миротворческой сферах.

В период Первосвятительского служения Алексия II продолжились двусторонние диалоги с Евангелической церковью в Германии, Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии. Диалог с Епископальной церковью в США был приостановлен 2003 году в связи с возведением в епископский сан открытого гомосексуалиста. В 2005 году были также приостановлены двусторонние отношения с Церковью Швеции, Генеральный Синод которой постановил учредить официальный обряд благословения так называемого зарегистрированного партнёрства однополых союзов.

В 90-х годах XX века Русская Православная Церковь столкнулась с прозелитической активностью некоторых протестантских деноминаций, часто использовавших в своих целях предоставляемую России гуманитарную помощь. Такого рода деятельность, а также дальнейшая либерализация протестантантских церквей подорвали среди православных доверие к контактам с ними, вызвали сомнения в целесообразности участия Русской Церкви во Всемирном совете церквей, где преобладает влияние протестантских конфессий.

На встрече представителей всех поместных православных Церквей в Салониках в апреле-мае 1998 года, было принято решение о кардинальных преобразованиях в существующей структуре ВСЦ, которые позволили бы православным Церквам осуществлять своё свидетельство неправославному миру, избегая ситуаций, болезненно воспринимаемых значительной частью православного духовенства и верующих.

Русская Православная Церковь активно участвовала в миротворческой деятельности. В докладе на Архиерейском Соборе 1994 года Святейший Патриарх дал позитивную оценку участию Русской Церкви в работе Конференции европейских церквей. Особо были отмечены усилия, предпринятые этой организацией по примирению враждующих сторон в бывшей Югославии, содействие устранению конфликтов в Армении, Азербайджане, Грузии, Молдове, на Украине, в странах Балтии.

Церковь наладила крепкие связи с лидерами и представителями многих стран. Святейший Патриарх уделял неизменно много времени встречам с главами государств и правительств, членами парламентов, послами разных государств. Эти встречи привели к улучшению положения наших верующих за рубежом, развили интерес к православной духовности и культурному наследию народов, составляющих паству Русской Православной Церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: