В рамках каждой основной функции можно определить приоритетные средства воздействия, которые наиболее часто используются менеджерами в процессах управления. Состав приоритетных средств воздействия выбираются менеджером в зависимости от конкретной ситуации, поэтому в таблице приводится лишь основной их состав.
Основные функции менеджмента и средства воздействия
№п/п | Основные функции | Приоритетные средства воздействия |
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ СТРАТЕГОПОЛАГАНИЕ | Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, результат, информация Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация | |
ПЛАНИРОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ | Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензии, информация | |
ОРГАНИЗАЦИЯ КООРДИНАЦИЯ | Процесс, система, структура, технологии, ресурсы, коммуникации, информация, методы Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость | |
МОТИВАЦИЯ и АКТИВИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЕ | Потребности, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизмы, льготы, штрафы, карьера | |
ГУМАНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОСТЬ | Этика, культура, традиции, образованность, правовое сознание, профессионализм Ценности, атмосфера, лидерство, убеждения, климат, совместимость, карьера | |
КОНТРОЛЬ ОЦЕНКА | Нормы, правила, инструкции, технологии, анализ Показатели, критерии, процедуры, экспертиза |
Функции менеджмента и управленческий цикл. Анализ функций менеджмента
Планирование как функция менеджмента предполагает решение о том, какие должны быть ЦЕЛИ организации и ЧТО должны делать члены организации для достижения этих целей. По сути, это ответы на следующие вопросы:
- Где мы находимся в настоящее время. Руководители должны трезво оценивать сильные и слабые стороны организации в таких областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы.
- Куда мы хотим двигаться. Руководители при выборе направлений развития организации должны оценивать возможности и угрозы в окружающей среде (конкуренция, клиенты, законодательство, политика, экономика и др.)
- Как мы собираемся это сделать. Руководители должны решить как в целом, так и в частностях, что делать для достижения поставленных целей.
Организация – структуризация внутренних элементов организации с целью выполнения планов и достижения целей. Включает:
- Создание структуры управления организацией (подбор исполнителей, делегирование заданий, наделение их полномочиями в использовании ресурсов)
- Организация совместного выполнения установленных работ.
Мотивация – создание в среде исполнителей внутренних побуждений к действиям, направленным на эффективное достижение целей организации.
Контроль – процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Первое – это установление стандартов – точное определение целей, которые должны быть достигнуты в установленный отрезок времени. Второе – это измерение того, что было действительно достигнуто в установленном отрезке времени и сравнение с ожидаемыми результатами. Третье – это принятие решений для корректировки своих действий.
Связующие процессы – принятие решений и коммуникации.