double arrow

Необходимость маркетинга. Задачи, принципы, функции и виды маркетинга

Раздел 7. Практический маркетинг и продажи

Сегодня все мы должны разбираться в маркетинге. Подыскивая работу, продавая машину, реализуя идею или собирая средства на благотворительные нужды, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Знание маркетинга позволяет вести себя более разумно и в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты или нового автомобиля. Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров, коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы и т.п. Они должны знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным; как рекламировать и продвигать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести. Профессиональный деятель рынка должен, без сомнения, обладать обширным набором знаний и умений. В условиях современного развития российской рыночной экономики во всех отраслях народного хозяйства становятся все более необходимы всесторонне подготовленные, высококвалифицированные специалисты в области маркетинга. Основной целью проводимых в современной России социально-экономических реформ является построение в стране открытой экономики рыночного типа. Для успешного развития такой экономики необходимо, чтобы главным ориентиром производства и продажи товаров стали потребности и спрос конкретных групп потребителей. Эффективная работа на внутреннем и внешнем рынке требует знания и учета объективных рыночных законов, умение организовать регулярное получение и оперативное использование рыночной информации, способности повысить конкурентоспособность своей продукции и т.д. Все это является элементами маркетинга – одной из наиболее эффективных концепций рыночной экономики.

Именно на основе результатов маркетинговой деятельности проводится большинство коммерческих операций на мировом рынке. О росте значения маркетинга в глобальных масштабах свидетельствуют, в частности, результаты специальных исследований, согласно которым более 75% коммерческих неудач на мировом рынке происходят по причинам, связанным с ошибками в маркетинговой деятельности, и лишь менее четверти их обусловлено другими причинами.

Каждый товар непременно требует продвижения на рынке, это означает необходимость качественной и оригинальной рекламы, различных акций, способствующих продвижению товара. Помимо этого предприятию весьма желательно иметь как можно более широкую сеть розничных продаж или сеть посреднических организаций, если она, конечно, не занимается очень крупным и дорогим производством. Такая сеть должна иметь высокий уровень сервиса, так как сегодняшний покупатель привык к качественному обслуживанию и широкому списку дополнительных услуг. И только выполнив все эти требования, фирма может рассчитывать на то, что ей удастся занять прочное место в сердце покупателя. Не стоит забывать при этом об эффективности рыночного поведения и развития фирмы. Самое важное в познании и удовлетворении потребностей покупателя – это изучать его мнение о товарах фирмы, конкурирующих товарах, проблемах и перспективах жизни и работы потребителей. Только обладая этим знанием, можно в наиболее полной мере удовлетворить запросы потребителей.И как раз именно этим должна заниматься фирма в рамках системы сбыта – там, где она ближе всего соприкасается с покупателем.

Маркетинг (marketing - рынковедение) возник в США на рубеже 19-20 веков в виде прикладных исследований сбытовых проблем, появившихся у крупных компаний в связи с реализацией произведенной продукцией. Маркетинг – результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития производства и сбыта.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что маркетинг в широком понимании – это определенная философия хозяйствования в условиях рынка, ориентированная на потребителя. Маркетинг – это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса и т.д.

Маркетинговая деятельность должна обеспечить (задачи маркетинга):

· надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;

· создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;

· необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

Рис.7.1. Основные элементы маркетинговой системы

Маркетинг опирается на следующие принципы: - производить то, что нужно потребителю; - выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей; - организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса; - концентрировать усилия на достижении конечного результата производственно-экспортной деятельности фирмы; - использовать программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей; - применять тактику и стратегию активного приспособления производства товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю; - ориентировать деятельность предприятия не на сиюминутный результат, а на долгосрочную перспективу эффективных коммуникаций на основе осуществления стратегического планирования и прогнозирования поведения товаров на рынке. Отсюда, функция маркетинга включает в себя действие, содействующее процессу сбыта и реализации продукции. Содержание маркетинговых исследований основывается на функциях маркетинга. Основываясь на принципиальной методологии маркетинга, как рыночной концепции управления и сбыта, необходимо найти универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций, к приведению их в логически непротиворечивую систему. Этот подход состоит в выделении четырех блоков комплексных функций и ряда подфункций в каждом из них. Структурно они выглядят следующим образом: Аналитическая функция.

• Изучение рынка как такового.

• Изучение потребителей.

• Изучение фирменной структуры.

• Изучение товара (товарной структуры).

• Анализ внутренней среды предприятия.

Производственная функция.

• Организация производства новых товаров, разработка новых технологий.

• Организация материально-технического снабжения.

• Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

Сбытовая функция (функция продаж)

• Организация системы товародвижения.

• Организация сервиса

• Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

• Проведение целенаправленной товарной политики.

• Проведение целенаправленной ценовой политики.

Функция управления и контроля.

• Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии.

• Информационное обеспечение управления маркетингом.

• Коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии).

• Организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).

• Применительно к конкретному предприятию и фирме эти функции можно конкретизировать. По месту сбора информация делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится любая информация, собираемая самой фирмой или по ее заказу; к внешней – информация, собираемая за пределами фирмы, но используемая ею в маркетинговых целях. В свою очередь внутренняя информация по времени использования делится на первичную и вторичную. Функция маркетинга объединяет в себя следующие подфункции: - маркетинговые исследования; - планирование политики в области выпуска и ассортимента продукции; - ценообразование; - продвижение товара; - товародвижение и сбыт; - маркетинг менеджмент. С точки зрения поэтапной интернационализации выделяют внутренний и международный маркетинг. Внутренний маркетинг включает в себя местный маркетинг, когда фирма выходит с товаром на местный рынок. Национальный маркетинг предполагает выход фирмы за пределы того региона, где она расположена, и деятельность на всю страну. Международный маркетинг начинается с простой экспортной деятельности, затем включает в себя создание дочерних фирм, филиалов, отделений в зарубежных странах и завершается созданием международных корпораций с филиалами, разбросанными по всему миру. Высшей точкой развития международного маркетинга является глобальный маркетинг, предполагающий свободное перемещение товаров, рабочей силы и капитала по всему миру.

По виду деятельности различают: - финансовый маркетинг; - инновационный маркетинг (в области разработки и внедрения инноваций, достижений научно-технического прогресса, ноу-хау); - промышленный (в области производства и удовлетворения потребности в промышленной продукции); - маркетинг в сфере услуг.


Сейчас читают про: