Упражнения и контрольные задания

Вариант 1

1. Поставьте ударение в словах:

повременный, квартал, соглядатай, из яслей, украинский

2. Нормы грамматической сочетаемости нарушены в словосочетании:

1) отличать звук и букву

2) отчет о работе

3) представлять собой

4) состояние больного

5) тревожиться о сыне

3. Лексическое значение неверно указано в примере:

1) Матримониальный – связанный с семьей, браком

2) Лабильный – нестойкий, неустойчивый, изменчивый

3) Дебелый – стройный, белокожий

4) Ремарка – пояснение автора к тексту пьесы

5) Репринтный – напечатанный на матричном принтере

4. Речевая ошибка допущена в предложении:

1) В сумерках Алла пробиралась по обледенелым улицам домой.

2) Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.

3) Эти функции поручаются отделу рекламы.

4) Взяла старт выставка строительных машин.

5) Постоянная занятость не отвлекала его от собственных проблем.

5. Выпишите из списка слово женского рода:

Эсперанто, иваси, коммюнике


Вариант 2

1. Поставьте ударение в словах:

ходатайство, свекла, танцовщица, красивее, каталог

2. Нормы грамматической сочетаемости нарушены в словосочетании:

1) благодаря поддержки спонсоров

2) поражаться ловкостью

3) конкурировать с зарубежными производителями

4) точка зрения об этом вопросе

5) отличать добро от зла

3. Лексическое значение неверно указано в прим ере:

1) Эмиссия – выпуск ценных бумаг, бумажных денег

2) Компаньонка – женщина-соучредитель компании

3) Рекламация – проведение рекламной кампании

4) Невежа – малообразованный человек, несведущий в какой-либо области

5) Визави – тот, кто находится напротив

4. Речевая ошибка допущена в предложении:

1) Шел уже третий час, но было непонятно, что происходит в городе.

2) Роман произвел огромное воспитательное значение.

3) Качество товаров контролируется путем выборной проверки изделий.

4) Посол собрал сотрудников в кабинете и отдал им необходимые распоряжения.

5) Позже, выезжая за границу, он сам покупал книги для своей библиотеки.

5. Выпишите из списка слово женского рода:

Алиби, пенальти, Калахари


Вариант 3

1. Поставьте ударение в словах:

избалованный, кухонный, маркетинг, мусоропровод, щавель

2. Нормы грамматической сочетаемости нарушены в словосочетании:

1) свидетельство о больших резервах

2) не считать нужным

3) уделять внимание на орфографию

4) вселять страх противнику

5) аннотация книги

3. Лексическое значение неверно указано в примере:

1) Эскулап – врач

2) Стагнация – застой в производстве, торговле

3) Звонница – небольшая певчая птица

4) Оппонент – противник в споре

5) Прецедент – случай, имевший место ранее

4. Речевая ошибка допущена в предложении:

1) Этому вопросу придается первоочередное внимание.

2) В интеллигентной семье имеются предпосылки для выработки у ребенка навыков чтения.

3) Он полный невежа в вопросах искусства.

4) Начало года было отмечено ухудшением климатических условий.

5) В кабинете стоял шум: кто громко, кто вполголоса делился впечатлениями.

5. Выпишите из списка слово среднего рода:

Фламинго, рантье, кредо


Вариант 4

1. Поставьте ударение в словах:

иконопись, намерение, черпать, валовая продукция, глашатай

2. Нормы грамматической сочетаемости нарушены в словосочетании:

1) отметить о недостатках работы

2) для него это не свойственно

3) обижен равнодушием друзей

4) оплатить за проезд

5) обрадовался новому знакомству

3. Лексическое значение неверно указано в примере:

1) Грант – целенаправленная дотация, субсидия; пособие

2) Инцидент – неприятный случай

3) Космополит – верховный правитель церкви

4) Горка – застекленный шкаф для посуды

5) Филантроп – человек, занимающийся благотворительность

4. Речевая ошибка допущена в предложении:

1) Отряд влился в конную кавалерию Буденного.

2) К воротам госпиталя двигалась колонна бронетранспортеров, ярко освещая себе путь фарами.

3) В числе лучших фермеров династия Сорокиных – три брата и две сестры.

4) В романе «Петр I» А. Толстой выразил эпоху патриархальной России.

5) Очнувшись, я мгновенно припомнил все происшедшее.

5. Выпишите из списка слово среднего рода:

идальго, клише, Дели


Вариант 5

1. Поставьте ударение в словах:

новорожденный, дефис, дозвонишься, закупорить, недуг

2. Нормы грамматической сочетаемости нарушены в словосочетании:

1) отзыв на книгу

2) отличаться среди других

3) поражаться удивительным успехам

4) реферат, написанный на сходную тему

5) идентичный с предыдущей работой

3. Лексическое значение неверно указано в примере:

1) Тривиальный – оригинальный, новый

2) Компиляция – соединение результатов чужих исследований

3) Эссе – малый прозаический жанр; общие соображения о чем-либо

4) Импозантный – невзрачный, малозаметный

5) Резюме – краткое изложение сути написанного или сказанного

4. Речевая ошибка допущена в предложении:

1) Результаты следствия ясны всем; осталось резюмировать приговор.

2) Вечером в доме стояла почти полная тишина.

3) Наутро мы столкнулись с проблемой выбора одной из нескольких альтернатив.

4) На соснах кое-где отсвечивали лучи заходящего солнца.

5) Здесь же можно ознакомиться с прейскурантом цен на все товары.

5. Выпишите из списка слово женского рода:

такси, табу, мозоль


Вариант 6

1. Поставьте ударение в словах:

кухонный, легкоатлет, средства, договор, жалюзи

2. Нормы грамматической сочетаемости нарушены в словосочетании:

1) согласно приказа о зачислении

2) ответы на интересующие вопросы

3) опираться на малоизвестных фактах

4) озабочен о здоровье детей

5) базироваться на результатах исследований

3. Лексическое значение неверно указано в примере:

1) Паспарту – удостоверение личности

2) Превалировать – преобладать, иметь перевес

3) Конформизм – приспособленчество

4) Глобальный – частный, случайный

5) Плагиат – выдача чужого за собственное

4. Речевая ошибка допущена в предложении:

1) Несмотря на несчастья, выпавшие ей на долю, она всегда спокойна, сдержанна и экспансивна.

2) На протяжении матча защита не раз оказывалась в затрудненных ситуациях.

3) Возвращенная литература – это книги, которые долгое время находились под запретом и были в неведении.

4) Я быстро сложила вещи в сумку и развернула письмо.

5) Алексей с детства любил весну и даже теперь, голодный и усталый, жадно вздыхал хмельной воздух.

5. Выпишите из списка слово мужского рода:

цеце, конферансье, РАН


Вариант 7

1. Поставьте ударение в словах:

римлянин, флюорография, осужденный, начал, бармен

2. Нормы грамматической сочетаемости нарушены в словосочетании:

1) в двух тысяча первом году

2) с обоих сторон

3) согласно приказу

4) аннотация статьи

5) много помидор

3. Лексическое значение неверно указано в примере:

1) Реванш – оплата за поражение

2) Интеграция – объединение в одно целое

3) Семенить – идти широкими шагами

4) Изморось – род инея

5) Брифинг – короткая пресс-конференция

4. Речевая ошибка допущена в предложении:

1) Две лучших выпускницы факультета получили направление в аспирантуру.

2) Танцоров одели в национальные костюмы.

3) Храня память о прошлом, ученым понадобилось много времени на изучение летописей.

4) Жизнь прекрасна и удивительна.

5) На протяжении времени, которого они не виделись, она многое осознала.

5. Выпишите из списка слово женского рода:

тюль, шампунь, мозоль


ОРФОЭПИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Упражнения и контрольные задания

1. Поставьте ударения в следующих группах существительных:

1) каталог, диалог, некролог, эпилог, мартиролог, аналог, физиолог, психолог, ихтиолог, анестезиолог;

2) отзыв, созыв, отсвет, засуха, разговор, уговор, приговор, договор, заговор, наговор;

3) индустрия, металлургия, драматургия, кулинария, симметрия, бюрократия, асимметрия, диоптрия, пиццерия, флюорография, санитария, полиграфия, аристократия, ветеринария, рентгенография;

4) петля, баржа, кирза, хвоя, творог, пихта, мошка, кирка;

5) плавление, мышление, обнаружение, обеспечение, упрочение, сосредоточение, изобретение, упрощение, углубление, облегчение, приобретение, намерение, вероисповедание, опошление, омоложение, разгосударствление, обезличение;

6) газопровод, водопровод, теплопровод, нефтепровод, мусоропровод, путепровод, трубопровод;

7) дремота, ломота, глухота, доброта, красота, зевота, немота, простота, полнота, пахота;

8) горожанин, волжанин, англичанин, землянин, марсианин, славянин, христианин, гражданин, афинянин, римлянин, египтянин, мещанин.

Проверьте правильность постановки ударения по Орфоэпическому словарю, отметьте вариантные случаи постановки ударения.

2. Поставьте ударение в падежных формах существительных:

в разных плоскостях, писать углем, задеть локтем, по высокому стеблю, добыча угля, качаться на волнах, висеть на стенах, в стенах института, гулять у пруда, процент с прибылей, несколько скатертей, не оказать почестей, новых повестей, быть на похоронах, идти по мосту, закусить губу, прыгнуть в реку, не заметить груздя, войти в избу, насадить червя, забрать из яслей, страдать от сильных болей, несколько подписей, пять пуделей, в течение двух четвертей, около двух третей, не оформить ведомостей, присуждение ученых степеней, проверить лифты, вскипятить шприцы, использовать средства, без очередей, пять модулей.

Проверьте правильность постановки ударения по Орфоэпическому словарю, отметьте акцентологические варианты.

3. Прочитайте и запишите следующие существительные, проверяя правильность постановки ударения по Орфоэпическому словарю:

агония, алкоголь, алфавит, арахис, аристократия, аргумент, анатом, агрономия, агентство, апартаменты, апостроф, бесовщина, верба, гусеница, генезис, гастрономия, дефис, диспансер, догмат, документ, досуг, еретик, жалюзи, завсегдатай, знахарство, иконопись, инсульт, искра, камбала, квартал, кладовая, кожанка, коклюш, колледж, комбайнер, корысть, кремень, легкоатлет, маркетинг, магазин, менеджмент, мытарство, нувориш, паблисити, пасквиль, партер, приданое, псевдоним, портфель, прирост, пуловер, ракурс, роженица, ракушка, сажень, процент, свекла, случай, средства, стенография, столяр, статуя, сироты, соболезнование, снадобье, табу, таможня, танцовщица, тефтели, туника, туфля, украинец, факсимиле, феерия, фейерверк, феномен, фетиш, ходатайство, цемент, цыган, шасси, щавель, экскурс, эксперт.

4. Поставьте ударение в следующих группах прилагательных:

1) кедровый, грошовый, тигровый, августовский, валовая (продукция), желудевый, грушевый, сливовый, кирзовый, оптовый, запасной;

2) мускулистый, каменистый, бархатистый, сахаристый, наваристый, фосфористый, сосудистый;

3) зубчатый, бревенчатый, дощатый, крупчатый, звездчатый, гребенчатый, крапчатый, сетчатый, брусчатый, хлопчатый.

Проверьте себя по Орфоэпическому словарю, отметьте варианты.

5. Поставьте ударение в выделенных прилагательных, учитывая их значение:

стоять у занятого места – разговор с занятым человеком; лавровый лист – лавровый венок; языковая ситуация – языковая колбаса; запасный выход – запасной вариант; бронированная машина – бронированное – место; обходной лист – обходный маневр; характерный человек – характерный поступок; хлопковый удар – хлопковое масло.

6. Прочитайте следующие прилагательные, ставя ударение. Правильность его постановки проверьте по Орфоэпическому словарю.

Гладильный, кухонный, красивее, красивейший, мастерский (удар), украинский, цитрусовый, двоюродный, экспертный, одноименный, мизерный, одновременный.

7. Запишите все возможные формы кратких прилагательных, поставьте в них ударение. Проверьте правильность его постановки по Орфоэпическому словарю.

Образец: боек – бойк`а, б`ойко, б`ойки.

Весел – весела, весело,веселы...,

Глух – глуха, глухо, глухи

Прав – права, право, правы

Молод – молода, молодо, молоды

Дешев – дешева, дешево, дешевы

Глуп – глупа, глупо, глупы

Крепок – крепка, крепко, крепки

Смел – смела, смело, смелы

Дорог – дорога, дорого, дороги

Вреден – вредна, вредно, вредны

8. Запишите все формы глаголов прошедшего времени и кратких страдательных причастий, поставьте в них ударения, не забывая о необходимости обращения к Орфоэпическому словарю. Вспомните, что закономерности постановки ударения в этих формах те же, что и у кратких прилагательных.

Образец: начать – н`ачал, начал`а, н`ачало, н`ачали, н`ачат, начат`а, н`ачато, н`ачаты.

Принять – при′нял, принял′а, при′няло, при′няли, при′нят, принят′а, при′нято, при′няты

Занять – за′нял, занял′а, за′няло, за′няли, за′нят, занят′а, за′нято, за′няты

Взять – вз′ял, взял′а, вз′яло, вз′яли, вз′ят, взят′а, вз′ято, вз′яты

Издать – изд′ал, издал′а, изд′ало, изд′али, ′издан, издан′а, ′издано, ′изданы

Продать – пр′одал, продал′а, пр′одало, пр′одан, продан′а, пр′одано, пр′оданы

Задать – з′адал, задал′а, з′адало, з′адан, задан′а, з′адано, з′аданы

Прожить – пр′ожил, прожил′а, пр′ожило, пр′ожит, прожит′а, пр′ожито, пр′ожиты

Проверьте себя, поставив ударение в выделенных словах:

Взгляды их были близк′и. Они остались гл′ухи к моей просьбе. Для анализа была взят′а работа известного исследователя. Вы совершенно пр′авы. Малыши были б′ойки, крепк′и, весел′ы. Проверка начат′а комиссией сегодня утром. Курсовая работа принят′а преподавателем. Ветром рв′ало паруса, и все плыл′о перед глазами капитана парусного судна. Чтение статьи з′аняло у него два дня. Группа занял′а аудиторию.

9. Поставьте ударение в глаголах следующих групп, отметьте вариантные случаи:

1) плесневеть, ржаветь, заиндеветь, побагроветь, лиловеть, черстветь;

2) облегчить, углубить, усугубить, подбодрить, закупорить, откупорить, осведомить, уведомить, упростить, убыстрить;

3) премировать, пломбировать, нормировать, экипировать, костюмировать, маркировать, гравировать, копировать, блокировать, абонировать;

4) понять, принять, начать, баловать, избаловать.

10. Проверьте, правильно ли вы ставите ударение в глагольных формах:

отдали, задали, принял, начали, звонит, позвонишь, заключишь, включит, заразишь, позвоним, облегчили, новорожденный, углубленный, осужденный, приобретенный, оцененный, балованный, запломбированный, гофрированный, понявший, умерший, замерший (от страха), посоленный, скрепленный, побеленный, посолит, поручим, начался, занялся, брался, гнался, заперся, рвался, родился.

ТРУДНОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

.

Упражнения и контрольные задания

1. Запишите, обращаясь к Орфоэпическому словарю, следующие заимствованные слова в три колонки:

а) с твердым произношением согласных перед е;

б) с мягким согласным перед е;

в) слова с вариантным произношением.

а) Интерьер, капелла, штепсель, индекс, фонетика, кашне, безе, шинель, адекватный, темп, новелла, купе, лотерея, менеджмент, интеграл, компьютер, тенденция, бифштекс, мулине, бутерброд, кабаре, тембр, термос, шатен, брюнет, бизнесмен, детектив, протеже, сеттер, сонет, адаптер, гипотетический, карате, диспансер, рейтинг, тандем, тендер, спринтер, модернизировать, принтер.

б) академия, свитер, декан, терапевт, крем, деканат, сессия, рейс, стратегический, дефис, термин, тенор, сенбернар, дезодорант, кемпинг, девальвация, бухгалтер, дезорганизовать, деградировать.

в) лотерея, компьютер, бутерброд, брюнет, адаптер, рейтинг.

2. Распределите слова в три группы:

а) с произношением [шн] на месте орфографического чн;

б) с произношением [чн];

в) вариантные случаи.

А) Пустячный, скучный, нарочно, булочная, прачечная, яичница, конечно, троечник, девичник, молочница, Лукинична, скворечник.

Б) очечник, гречневый, сказочный, пшеничный, съёмочный, будничный, взяточник, горячечный.

В) скучный, булочная, прачечная, молочница, Лукинична, скворечник.

3. Запишите в два столбика слова, в которых произошел переход [е] в [о], и слова, где этого перехода нет:

1) разношерстный, никчемный.

2) решетчатый, истекший, валежник, опека, поблекнуть, маневренность, желчный, отекший, афера, белесый.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Упражнения и контрольные задания

1. Выберите правильный вариант согласования определений с определяемыми словами по роду:

важная бандероль, ароматная ваниль, новый толь, красивый тюль, мягкий шампунь, тонкая вуаль, болезненный мозоль, вкусная фасоль, красный гуашь, свежая форель, яичная вермишель.

4. Допишите окончания прилагательных. Вспомните, как определяется род несклоняемых существительных? Проверьте правильность выбора по словарю:

русский барокко, полное фиаско, веселое попурри, бесспорное алиби, точный пенальти, черный кофе, крепкий алоэ, вкусный драже, высокие цунами, широкое авеню, профессиональное регби, молодая кольраби, свежая салями, начинающий рантье, талантливый травести, новый атташе, правительственное коммюнике, ледовое ревю, спортивное шоу, строгий табу, маленький колибри, красивое колье, солнечный Сочи, многомиллионный Токио, растущий Балаково, разрушительный торнадо, настоящая леди, неизвестный факсимиле.

5. Определите грамматический род следующих аббревиатур:

ГАК – ж.р., ЖСК – ж.р., ЭВМ – ж.р., АСУ – ж.р., ТЭЦ – ж.р., СГУ – м.р., ГРЭС – ж.р., МИД – ср.р., ВАК РФ – ж.р., АЭС – ж.р., ВТЭК – ж.р., ДОСААФ – ср.р., РАН ж.р., СГАУ – м.р..

6. Образуйте формы множественного числа именительного падежа следующих существительных:

диспетчер – диспетчеры, бухгалтер – бухгалтеры, офицер - офицеры, почерк - подчерки, торт - торты, порт - порты, лектор - лекторы, ректор - ректоры, слесарь - слесари, джемпер - джемпера, договор - договора, суп - супы, корпус - корпуса, катер - катера, клапан - клапаны, ветер - ветра, вымпел - вымпелы, тон - тоны, конструктор - конструкторы, вензель - вензеля, сектор - сектора, брелок - брелоки, цех - цеха, герб - гербы, доктор - доктора, контейнер - контейнеры, лифтёр - лифтёры, крейсер - крейсера, трактор - тракторы, кондуктор - кондукторы, корректор - корректоры, профессор - профессора, табель - табели, лагерь - лагери, шофёр - шофера, конкурс - конкурсы, нефтепромысел - нефтепромыслы, очередь - очереди, прииск - прииски, рефлектор - рефлекторы, скатерть - скатерти, столяр - столяры, сторож - сторожа, штемпель - штемпели, сорт - сорта.

7. Образуйте формы родительного падежа множественного числа, употребив их в словосочетаниях:

Образец:салат из свежих (огурцы и помидоры) – салат из свежих огурцов и помидоров.

Несколько гектар, пять килограммов, восемь полотенец и шесть простыней, зажечь несколько свечей, восемь ампер, обойтись без комментариев, взять ребенка из яслей, более 600 граммов, несколько армян, якутов, грузин, казахов, татар, башкир, пара туфель, пять граблей, наступление сумерек, несколько пригоршней воды, без новых ботинок и сапог, обойтись без ненужных распрей, отвыкнуть от деревенских бездорожий, не иметь четких критериев.

9. Запишите числительные прописью, раскройте скобки:

В систематическом каталоге указано не менее семисот двадцати одной тысячи восемьсот пятидесяти наименований. Библиотека института ежегодно пополняется трёхстами, четырехстами книгами. Успеваемость в группе составляет девяносто пять целых и пять десятых процента. Прибыл поезд с четырехсот сорока пятью экскурсантами. Библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемью десятью тремя диссертационными исследованиями. Из одной тысячи сто шестьдесят трех объектов введено около девятисот девяносто. Страна широко отметила восемьсот пятидесяти - летний юбилей Москвы. Саратов готовится отпраздновать свое четырехсот пятнадцати - летие. Красивый город с четыреста пятьдесят девять тысяч девятьсот сорока жителями расположен по обеим сторонам реки. Засеяно около семьсот пятьдесят четыре целых три десятых гектара земли. Ввод нового корпуса запланирован на второй квартал две тысячи шестого года. В тысяча девятьсот шестьдесят восьмом году будущий ученый поступил в аспирантуру. В две тысячи четвертом году состоялся первый набор студентов в группу с дополнительной подготовкой по основам программирования. Президент обратился к ста сорока пяти депутатам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: