Мировоззренческие основы воспитания

Мировоззрение - основной пункт проблемы воспитания, ибо оно определяет его идеологию и цели. С учетом сказанного в первой главе доклада с позиции идеи оптимализма схематично повторим некоторые исходные тезисы.

1. Авторы стоят на позиции философского реализма, суть которого заключена в понимании единства равноправных начал, паритета материального и идеального. Это позволяет рассматривать проблему воспитания и осуществлять воспитательный процесс в рамках мировоззренческого плюрализма, а не монизма.

2. Традиционное противопоставление интересов личности и интересов общества разрешается не путем абсолютизации ценности личности или превосходства общества над личностью, а путем сочетания их интересов и, как следствие, сочетания личного и общественного, коллективного и индивидуального начал, без нарушения меры которых каждое из них является необходимым условием нормального развития общества. Личность немыслима вне общества. Общество предполагает личность. Они развиваются во взаимослужении друг другу, стремясь к социальной гармонии.

3. Этика. Этическим (моральным, нравственным) является свободное служение личности надличностным, истинно сущим, естественным ценностям, а не «интересам пролетариата», «делу социализма» и т.п. Чем выше ценность, которой служит личность, тем выше ее собственная ценность, тем полнее она раскрывается.

4. Историософия. Признавая многофакторный характер детерминации развития истории, авторы считают, что наряду с материально-экономическими законами на исторический процесс в равной мере влияют идеи и отдельные личности. Развитие общества не имеет конца и потому попытки завершить и увенчать историю какой-либо «совершенной» формацией есть утопия. Общество ставит идеалы и стремится к ним, но в то же время сознавая, что на практике создать идеальное общество и идеального человека невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: