Воспитание как культурно – исторический феномен

Воспитание является важнейшей функцией общества с древних времен. Без передачи общественно – исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно- общественный строй, Античность, Средневековье, новое и Новейшее время. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.

К.Д Ушинский писал «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованного у другого народа».

В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но прежде, всего духовное. Воспитание - непрерывный процесс, пока живет человек, и …..вечный, пока существует человечество.

Согласно одной из распространенных ныне концепций процесса воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строиться с учетом результата предыдущей. При таком понимания процесса воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов.

Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания – социологического, психологического, технологического, социально психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость. В процессе воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны. Представления о воспитательной деятельности преподавателя учебного предмета, классного руководителя, коллектива – это еще отнюдь не процесс воспитания в целом. Необходимо педагогическое абстрагирование, чтобы увидеть за нами нечто целостное. Допустимая степень абстрагирования – важнейшая методическая проблема теории воспитания: на некой стадии абстрагирования процесс воспитания не прослеживается, а при чрезмерном абстрагировании возникает опасность отрыва от действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: