Федеральные налоги и федеральные неналоговые доходы, региональные доходы и региональные неналоговые доходы, местные налоги и местные неналоговые доходы

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ (по нормативу 100%);

налог на доходы физических лиц (по нормативу 70 %);

налог на наследование или дарение (по нормативу 100 %);

акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья (по нормативу 50 %);

акцизы на спиртосодержащую продукцию (по нормативу 50%);

акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей (по нормативу 60 %);

• акцизы на алкогольную продукцию (по нормативу 100 %);

акцизы на пиво (по нормативу 100 %);

налог на добычу полезных ископаемых в виде утлеводородного сырья (кроме газа горючего природного) (по нормативу 5 %);

• налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых (по нормативу 100 %);

• налог на добычу полезных ископаемых (кроме полезных ископаемых в виде утлеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) (по нормативу 60 %);

сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) (по нормативу 30 %);

сбор за пользование объектами животного мира (по нормативу 100 %);

• единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (по нормативу 90 %);

единый сельскохозяйственный налог (по нормативу 30 %);

• государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) (по нормативу 100 %);

• сборы по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов РФ;

• сборы за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

• сборы за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

• сборы за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, а также за выдачу дубликата о такой регистрации.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного окрута, подлежат зачислению в бюджет автономного окрута.

К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ Бюджетный кодекс РФ относит:

• часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, установленных законами субъектов РФ;

• плата за негативное воздействие на окружающую среду (по нормативу 40 %);

следующие местные налоги и сборы:
• земельный налог;
• налог на имущество физических лиц;
• налог на доходы физических лиц;
• единый сельскохозяйственный налог;
• единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
• государственные пошлины;
• местные лицензионные сборы.

Регулирующие доходы бюджетов - э то доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год (ст. ст. 48,63 БК РФ).

Если названные методы оказались недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки (ст. 44 БК РФ) из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или субсидии.

Трансферт - наряду с традиционными методами бюджетного регулирования выделяется трансферт, под которым понимается перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов.

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов в целях выравнивания бюджетной обеспеченности (ст. 5 БК РФ)

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 5 БК РФ).

В отличие от дотации субвенция предоставляется на финансирование конкретного полномочия (мероприятия) в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению, подлежит возврату, предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 5 БК РФ).

Структура межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации (в %) Международный опыт бюджетного регулирования

В мировой практике наиболее распространен метод разграничения доходов между бюджетами разных уровней исходя из фискальных полномочий соответствующих органов власти. В соответствии с этими полномочиями федеральные налоги и сборы поступают в федеральный бюджет, региональные - в региональный бюджеты, местные - в местные бюджеты.

В России также рассматриваются предложения о переходе на принцип «один налог - один бюджет» и исключении деления доходов на собственные и регулирующие.

В то же время, например, в Германии, Австрии, Канаде, наряду с раздельными налогами, поступающими только в тот или иной уровень бюджетной системы, применяются и совместные налоги, распределяемые между бюджетами разных уровней (в Канаде - все на постоянной, а в Германии и Австрии - одни на постоянной, а другой на временной основе). Федеральный центр обычно устанавливает и контролирует налоги, в наибольшей степени связанные с макроэкономической политикой: налоги с доходов корпораций, НДС, налог на природные ресурсы, таможенные пошлины, налог на экспорт товаров и услуг.

Такие налоги, как налог на личные доходы, различные виды акцизов, перечисляются в бюджеты разных уровней. За регион, и местными бюджетами в большинстве случаев закрепляются: налоги с розничного оборота (налог с продаж), налог на собственность, налог на автотранспортные средства и др.

Имеются и иные подходы. Так, в США штаты и в Швейцарии кантоны получили право взимать налоги с доходов корпораций и индивидуальный подоходный налог, налоги за пользование природными ресурсами.

В Австралии провинциям не дано право вводить и взимать налог с продаж и другие косвенные налоги.

В Канаде властям провинций разрешена взимать в свои бюджеты дополнительную надбавку к общему подоходному налогу.

Данные о структуре поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2008 - 2013 годах приведены в следующей таблице.

%

             
отчет отчет оценка прогноз прогноз прогноз
Доходы - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:            
налоговые и неналоговые 81,7 74,9 78,3 80,6 85,0 86,9
межбюджетные трансферты 18,3 25,1 21,7 19,4 15,0 13,1

Анализ структуры показывает, что в 2012 - 2013 годах доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации увеличивается при одновременном снижении доли межбюджетных трансфертов.

Снижение доли межбюджетных трансфертов в 2011 году по сравнению с предыдущими двумя годами напрямую связано с сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, а также в связи с сокращением количества субсидий и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме межбюджетных трансфертов.

Данные об общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации приведены в следующей таблице.

  год отчет год оценка год прогноз год прогноз год прогноз
Доходы – всего 8 064,5 8 209,3 8 892,7 9 570,8 10 383,0
налоговые и неналоговые доходы *) 6 624,3 6 766,9 7 531,8 8 183,1 9 029,2
межбюджетные трансферты из федерального бюджета 1 440,2 1 442,4 1 360,9 1 387,7 1 353,9
в % к доходам 17,9 17,6 15,3 14,5  

Данные об общем объеме предоставляемых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, а также в разрезе форм их предоставления приведены в следующей таблице.

  год год год  
Межбюджетные трансферты Федерации- всег   442 410,6 1 360 935,3 1 387 696,4 1 353 854,2
Дотации 599 425,2 623 310,9 645 207,4 664 508,0
% к общей сумме МБТ 41,6 45,8 46,5 49,1
субсидии   503 797,5 309 091,9 323 571,9 266 272,0
% к общей сумме МБТ 34,9 22,7 23,3 19,7
Субвенции 280 596,3 367 913,0 362 788,4 368 261,5
% общей суммы 19,4   26,1 27,2

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: