Методические указания

Одним из признаков макроэкономической нестабильности является существование и периодический рост в обществе безработицы, то есть такого положения, когда часть трудоспособного населения не находит работы.

Нужно понять, что наиболее общей причиной безработицы явля­ется научно-технический прогресс, приводящий к замене живого труда машинным. Существенным фактором является также струк­турная перестройка экономики, изменяющая соотношение между живым и общественным трудом.

По определению Международной организации труда (МОТ), без­работным является человек, который не работает, способен работать и активно ищет работу в течение последних четырех недель.

С учетом рекомендаций МОТ с 1993 года российская статистика, как и в других странах, осуществляет классификацию лиц, которых официально можно отнести к разряду занятых или безработных.

Следует уяснить, что при этом, прежде всего, осуществляется структурирование всего населения страны на экономически неактив­ное и экономически активное население и изучить категории населе­ния, входящие в указанные группы.

Необходимо также знать, что на основании данной классификации рассчитывают два полярных показателя:

1) уровень экономически активного населения - доля численно­
сти экономически активных людей в общей численности населения;

2) уровень безработицы - удельный вес безработных в числен­
ности экономически активного населения.

Для характеристики состояния на рынке труда в экономической теории используются два показателя:

- уровень безработицы;

- продолжительность безработицы.

Большое значение имеет изучение основных форм безработицы. Важным является понимание последствий безработицы. Среди не­гативных последствий главным является недовыпуск продукции, поте ри части ВНП. Для определения величины этой потери используют за­кон Оукена, выражающий математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВНП.

Вместе с тем у безработицы есть своеобразные плюсы. Во-первых, безработные - это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых, это фактор, побуждающий работающих повышать эффектив­ность своего труда.

Необходимо изучить также основные положения государствен­ной политики занятости в экономически развитых странах и в со­временной России.

Более подробно проблему безработицы нужно изучить по рекомен­дуемой или имеющейся в учебном заведении литературе.

Контрольные вопросы

59. Сущность и показатели безработицы.

60. Основные формы безработицы.

61. Государственная политика занятости и регулирования без­работицы.

5.7. Основные направления экономической реформы в России

Студент должен знать:

основные направления экономической реформы в России;

уметь:

анализировать основные направления экономической ре­формы в России.




double arrow
Сейчас читают про: