Методические указания

Кредитно-денежная политика направлена, прежде всего, на пре­дотвращение экономических спадов, безработицы и инфляции. В на­стоящее время сложилась достаточно стандартная система кредитных институтов, обеспечивающая и регулирующая кредитно-денежную политику.

Современная банковская система обычно является двухуровневой, включающей: 1) Центральный (эмиссионный) банк и 2) коммерческие (депозитные) банки различных видов.

Во всем мире центральные банки формируют и осуществляют кре­дитно-денежную политику, контролируют и координируют деятель­ность коммерческих банков.

Следует уяснить, что различают инструменты прямого и косвен­ного регулирования.

Инструментами прямого регулирования выступают:

- лимиты кредитования;

-прямое регулирование ставки процента.

Выделяют три главных инструмента, используемые Центральным банком для косвенного регулирования кредитно-денежной сферы:

1) изменение нормы обязательных резервов;

2) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

3) операции на открытом рынке.

В зависимости от экономической целесообразности Центральный банк может проводить различную кредитно-денежную политику. Раз­личают: жесткую и мягкую монетарную политику.

Подробно данный материал необходимо изучить по рекомен­дуемой или имеющейся в учебном заведении литературе.

Нужно понять, что в экономической системе исключительно важ­ная роль принадлежит не только денежно-кредитной, но и финансовой политике. Как правило, финансовые отношения складываются по пово­ду: формирования, использования денежных средств для нужд нацио­нальной экономики.

Финансовая политика является важнейшим рычагом, с помощью которого осуществляется государственное регулирование экономики. Её основными инструментами выступают:

- государственные расходы;

- налоги;

- сбалансированный бюджет.

Нужно понять, что важная роль налогов в финансовом регулирова­нии макроэкономики требует обоснованной налоговой ставки, играю­щей важную роль в экономике.

Практика развитых стран ориентируется на различные ставки нало­гообложения:

- твердые;

- пропорциональные;

- прогрессивные;

- предельные;

- регрессивные.

Многовариантность позволяет моделировать, применять наиболее эффективные в зависимости от времени и ситуации ставки налогообло­жения.

Большое значение имеет рассмотрение основных функций нало­гов: фискальной, регулирующей и перераспределительной. При этом необходимо уяснить, что после определенной величины налоговые ставки начинают сдерживать экономическую активность людей, боль­ше подталкивают их к уклонению от налогов.

В результате налоговая база сокращается, соответственно умень­шается, и объем налоговых поступлений. Связь между ставками и по­ступлениями налогов отражает кривая Лаффера.

Центральное место в системе государственных финансов принад­лежит государственному бюджету, представляющему централизован­ный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. Нужно уяснить также основные источники доходов государственного бюджета и его расходные статьи.

Материал темы более подробно следует изучить по рекомендуемой или имеющейся в учебном заведении литературе.

Контрольные вопросы

48. Кредитно-денежная система и ее" механизмы.

49. Финансовая система и налоговая политика.

50. Государственный бюджет и его сбалансированность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: