Морально-практическая философия Канта

Это направление его творчества развивалось под известным кантовским лозунгом “морального закона во мне”.

В центре практической философии Канта – идеясвободы воли, лежащая в основании учения о равенстве людей. Кантвыступает против истолкования человека как пассивного созданияприроды или общества и видит в нем скорее субъект автономного

поведения и собственного самосовершенствования. Кант утверждал, что “мораль коренится в понятии человека как... существа, которое своим разумом связано с необусловленными законами. Человек поэтому не нуждается ни в коем случае... в религии, но он полностью самодостаточен благодаря чистому практическому разуму”.

Направленность этики Канта отличается от христианской этики. Нравственное поведение, по Канту, требует взаимности, которая является подтверждением того, что люди отличаются от животных. Кантовской этике чужды понятия бескорыстной помощи, сочувствия, службы. Добро нужно совершать лишь в виде реализации более широких обязанностей.

Категорический императив как априорный принцип практического разума

Кант отдает предпочтение не теоретическому, а практическому разуму, который опирается на веру и выражает истинную сущность человека. Законы практического разума – нравственные законы. Этика – главная часть философии Канта. Он разрабатывает этику долга, ориентиром которой являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из ''чистой'' морали. Нравственный закон Кант понимает как безусловное предписание, или, по его терминологии, ''категорический императив''. Этот закон требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех. Кант формулирует положение, согласно которому человек – не средство, а цель. Человечество в лице каждого человека должно быть священным.

ГЕГЕЛЬ

Наиболее выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Его великая заслуга состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и

сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.

Е го философия отражает великие проблемы эпохи, богатой бурными, драматическими событиями и систематизирует развитие мировой философской мысли. Будучи объективным идеалистом, Гегель за первичное и определяющие берет духовное начало, абсолютную идею.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: