Априорные формы знания

Немецкая классическая философия

Д/з: Темы рефератов:

1.Этика Канта. Насколько она применима сегодня?

2.Все действительное разумно и все разумное действительно. Так ли это?

3.Заполнить таблицу:

Предмет философии в немецкой классической философии

Философ Понимание им предмета философии (система, метод, основные понятия) Этическая сторона философии (религиозная)
     
     

Характерные черты немецкой классической философии

Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи

ИММАНУИЛ КАНТ

Философское развитие Иммануила Канта (1724-1804), великого ученого из Кенигсберга (ныне – Калиниград) в Восточной Пруссии, делится на два периода:

1)"докритический" (до начала 70-х годов):

В этот период Кант пытался решить философские проблемы - вопросы о бытии, вопросыфилософии природы, философии религии, этики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как теоретическая умозрительна т.е. без обращения к опытным данным.

Важное место в этом периоде занимают произведения, посвященные вопросам естествознания. Здесь Кант поставил вопрос о развитии в природе: Вселенной, Земли, животного мира и человека. Кантом "впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени..."(Ф. Энгельс)

2)"критический " (с начала 70-х гг.):

Кант пытается строго отделить явления от вещей как они существуют сами по себе, от "вещей в себе"; последние, по его мнению, не могут быть даны в опыте. Теперь Кант пытается доказать, что вещи сами по себе непознаваемы, что мы познаем лишь "явления" или тот способ, каким эти "вещи в себе" воздействуют на нас. Такая позиция именуется агностицизмом. Сам Кант называл это "критикой разума". Содержится оно в его знаменитых трудах: "Критика чистого разума", "Критика практического разума" и "Критика способности суждения".

В начале своего гносеологического исследования в работе ''Критика чистого разума'' Кант ставит вопрос: Что Я могу знать? Впоследствии к нему добавляется еще три вопроса: Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек и чем он может сам стать?

Априорные формы знания

По его мнению, разум не может быть источником истинного знания. Его источник независимые от опыта и предшествующие ему ("априорные") формы чувственности, рассудка и разума. Чувственность, по Канту, - способность к ощущениям; рассудок - способность к понятиям и суждениям; разум - способность к умозаключениям, доходящим до идей.

"Идеи" – понятия о единстве всех обусловленных явлений. Согласно Канту, ни ощущения, ни понятия сами по себе не дают знания.

Ощущения без понятий "слепы", а понятия без ощущений "пусты". Знание всегда состоит из сочетания ощущений с понятиями.

«Вещи в себе»

В основе гносеологии Канта лежит учение о ''вещах в себе'' и '' явлениях''. Чувственное созерцание, согласно Канту, - это начало всякого познания. Но сразу же встают вопросы о его источнике, его отношении к внешнему миру и составе. Кант отвергает субъективный идеализм Беркли и Юма, заявляя, что существует независимо от нашего сознания мир вещей, который он называет ''вещами в себе''. Познание начинается с того, что ''вещи в себе'' воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. Но ни ощущения нашей чувствительности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого достоверного знания о ''вещах в себе'', их сущность непознаваема. Ведь подлинное знание характеризуется признаками всеобщности и необходимости, а опыт всегда ограничен. Посредством опыта можно познавать лишь отдельное, единичное, но из этого невозможно вывести необходимое и всеобщее. Но как же объяснить в таком случае факт существования положений математики и естествознания, обладающих всеобщими и необходимыми признаками? Очевидно, предполагает философ, кроме опытного (апостериорного) источника познания, и соответствующего вида знания, существует знание априорное, т.е. независимое от опыта. Источник априорного знания – сама структура познавательной человеческой способности.

В отличие от философов XVIII века, Кант анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источник заблуждений, а, напротив, чтобы решить вопрос о том, что такое истинное знание. Кант возвел гносеологию в ранг основного элемента теоретической философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: