Роль финансового рынка в преобразованиях экономики

В России, в ряде стран "ближнего зарубежья", в государствах Восточной и Центральной Европы при осознании необходимости перехода к рынку неизбежно возникали две важнейшие проблемы в экономике: реформирование отношений собственности и формирование финансовых источников хозяйственного развития. Эти проблемы решались и решаются в отдельных странах переходной экономики разными темпами, неодинаковыми способами, с разной степенью эффективности. Но везде важнейшую роль играет становление финансового рынка. Причем, все более очевидной становится необходимость его первоочередного развития.

Пример России и большинства стран СНГ показал, что преобразование отношений собственности без сформированной эффективной системы финансовых отношений приводит к негативным результатам. Коммерческие банки, появившиеся вместо государственных банков, строят свои финансовые отношения с предприятиями, фирмами, организациями на чисто коммерческой основе. В условиях инфляции кредит становится очень дорогим, а спрос на него по структуре не соответствует предложению. В результате банки стремятся к самым коротким кредитным сделкам, а производство, торговля, другой бизнес нуждаются в среднесрочных и длительных заимствованиях.

Возникают проблемы взаимных неплатежей, недоплат налогов, финансовой несостоятельности хозяйственных субъектов и т.д., вызванные недостаточным развитием финансового рынка.

Поэтому формирование гибкой, подвижной системы финансовых отношений, которая должна заменить прежнее бюджетное финансирование,— важнейшая первоочередная задача переходной экономики.

При реформировании отношений собственности— приватизации (в каких бы масштабах и по каким бы сценариям она ни проводилась) без финансового рынка также нельзя обойтись. Ведь только через него путем акционирования собственность государства может быть трансформирована в другие формы, среди которых преобладает акционерная. Не случайно в странах с переходной экономикой, успешно осуществляющих преобразования, первыми шагами приватизации были акционирование, создание институтов финансового рынка, принятие регулирующих его правовых актов и др.

Не умаляя всех трудностей приватизации, стоит отметить, что не менее сложно и формирование финансовых источников хозяйственного развития. Опыт всех стран с переходной экономикой показывает, что после достижения определенного прогресса в области разгосударствления инвестиционный процесс не только не развивается, но, напротив, чаще всего деградирует. Возникает порочная спираль: неразвитость финансового рынка, его структурные диспропорции и высокие риски сдерживают инвестиции в реальный сектор экономики; недостаточность финансирования ускоряет падение производства и сужает воспроизводство; а это, в свою очередь, вызывает углубление кризисных явлений на самом финансовом рынке.

Различия в остроте данной проблемы в отдельных странах переходной экономики в сильной мере зависят от возможностей привлечения иностранного капитала. Об этом свидетельствует, например, разница в ситуации в большинстве стран СНГ и в прибалтийских странах. Иностранный капитал в Латвии, Литве и Эстонии во многом предопределил совсем другой путь формирования финансового рынка, чем, скажем, в России. При не слишком располагающем инвестиционном климате в нашей стране иностранные инвестиции к 1997г. достигли пока всего 6 млрд. долл., что по масштабам российской экономики совсем не много, значит, развитие финансового рынка должно опираться на внутренний инвестиционный потенциал.

Функции финансового рынка могут реализоваться либо через операции с ценными бумагами, либо через депозитно-кредитные операции банков и других кредитных учреждений.

Соответственно по структуре финансовый рынок принято делить на два взаимосвязанных сегмента: рынок ценных бумаг и рынок банковских кредитов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: