Промышленный переворот и подъем капитализма

Промышленные переворот – превращение Западного мира из сельскохозяйственной в преимущественно индустриаль­ную систему. Большое число людей покидало фермы ради работы на фабриках (миграция). Воз­ник класс экономической бюрократии. Реакция на промышленную систему и капитализм в целом при­вела к возникновению рабочего движения, а также ко многим радикальным дви­жениям, нацеленным на низвержение капиталистической системы.

Промышленный переворот, капитализм и реакция против них привели к ко­лоссальному перевороту в устройстве западного общества => необходимость изучения.

Урбанизация

Миграция из сел в города вследствие промышленного переворота; рост городов повлек за собой многочисленные проблемы: перенаселенность, загрязнение окружающей среды, шум и т. д. Сущность город­ской жизни и ее проблемы привлекли внимание многих ранних социологов (М. Вебер, Г. Зиммель, социологи Чикагской школы и др.).

Подъем социализма

Подъем социализма характеризуется как изменения, направленные на преодоление издержек промышленной системы и капитализма.

Возникли 2 крайние позиции:

1) Сторонники социализма: социализм есть средство решения индустриаль­ных проблем капиталистического общества. Ее яркий представитель – К.Маркс. Выступал за свержение капиталистической системы и замену ее социалистической путем революции. Занимался политической деятельно­стью, которая, как он надеялся, могла привести к возникновению социалистиче­ского общества.

2) Противники социализма. Представители: М.Вебер, Э.Дюркгейм и др. Признавая наличие проблем внутри капиталистической системы, они предпочи­тали социальные реформы, а не революцию. Во многих случаях социологическая теория сформировалась в качестве реакции против марксизма и против социалистической теории в целом.

Феминизм

Феминизм – это общественно-политическое движение, целью которого является предоставление всем женщинам всей полноты социальных прав.

Историческая справка: Предвестников феминистского движения можно найти уже в 1630-х гг. Выс­ший же взлет женской активности и появление соответствующей литературы на­блюдались в те моменты современной западной истории, когда происходила борьба за отделение церкви от государства. Первые всплески феминистской активности на­чались в 1780-х и 1790-х гг. наряду с дебатами, сопутствующими Американской и Французской революциям; намного более организованное движение отмечалось в 1850-х гг., ставших эпохой объединения противников рабства и людей, ратующих за политические права для среднего класса: это была своего рода массовая моби­лизация за всеобщее избирательное право для женщин и за реформу гражданского и промышленного законодательства в начале XX в.

Все это оказало влияние на развитие социологии, особенно на работы женщин в этой или смежных областях (Х. Мартино, Ш. Перкинс Гильман, Дж. Адаме, Ф. Келли, А. Дж. Купер, И. Уэллс-Барнетт, М. Вебер (Марианна Вебер, не путать с Максом Вебером), Б. Поттер Вэб и др.). Однако со временем их творения были отодвинуты на периферию и стали составной частью дру­гих теорий или вовсе вычеркнуты из списка публикаций по социологии теми мужчинами, которые стояли у истоков формирования социоло­гии. Феминизм остался лишь на обочине социологии в работах радикальных тео­ретиков-мужчин и более экстремальных теоретиков из числа женщин. Только сейчас гендерная проблематика получила признание в социологической науке.

Изменения в религии

Социальные изменения, порожденные политическими революциями, промыш­ленным переворотом и урбанизацией, оказали глубокое влияние на религиозность населения. Многие ранние социологи имели религиозный опыт и были активно, а в некоторых случаях и профессионально, вовлечены в религию. Они внесли в социологию те же цели, которые существовали в их религиозной жизни. Они хотели улучшить жизнь людей. Для некоторых, например, О. Конта, социология превратилась в религию. Э. Дюркгейм написал одну из своих главных работ по религии. Значи­тельная часть работ М. Вебера посвящена религиям мира. К. Маркс тоже интересовал­ся проблемами религии, но преимущественно с критической точки зрения.

2. Научно-теоретические предпосылки:

1)Рост науки

В то время, когда развивалась социология, роль науки возрастала, она приобрела огромный престиж. Великие научные открытия (основы теоретической механики, сформулированные Галилеем, законы Кеплера, закон сохранения энергии, открытие клетки, изобретение телескопа и микроскопа и др.) расширили мировоззренческий и ментальный горизонты общества. Некоторые социологи (О. Конт, Г.Спенсер, Э. Дюркгейм) интересовались наукой и хотели моделировать социологию по образцу физики и биологии. Другие, напротив, считали, что отличительные характеристики общественной жизни не позволяют слепо следо­вать научной модели (М. Вебер).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: