Вертикальное разделение труда

Этот вид разделения труда менеджеров отражает иерархичность построения структуры управления и является основополагающим для современных организаций. Как следует из табл. 2, оно пред­полагает выделение специалистов трех уровней: высшего, среднего и первого (низового).

Менеджеры высшего уровня (топ-менеджеры) — это люди, зани­мающие ключевые позиции в организации: менеджеры-собствен­ники, генеральный директор или президент, члены совета директо­ров и аппарат управления организацией в целом (центральный штаб). Их главная задача состоит в обеспечении оптимальной сис­темы взаимоотношений с внешней средой, при которой организа­ция может успешно работать и конкурировать. Поэтому главное в деятельности топ-менеджеров — это разработка стратегии долго­срочного развития, в которой устанавливаются цели и задачи орга­низации, необходимые для их достижения ресурсы и способы про­движения на рынке.

Менеджеры высшего уровня наделены полномочиями решать главные проблемы функционирования и развития организации (та­кие, например, как крупные инвестиции в новый производствен­ный процесс, слияние с другой фирмой, закрытие филиала, разра­ботка нового продукта и пр.). Их деятельность характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегического и перспективного развития, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразием решений, принимаемых в условиях боль­шой неопределенности и недостаточной информации. В последнее время во всем мире наблюдается тенденция к снижению чис­ленности аппарата топ-менеджеров.

Менеджеры среднего уровня — это управленческий персонал, ко­торый в соответствии со своим названием выполняет двойствен­ную функцию, выступая в качестве исполнителя по отношению к менеджменту высшего уровня и играя руководящую роль для ме­неджеров первого уровня. Обычно к среднему уровню относят ме­неджеров, возглавляющих структурные подразделения, отделения и отделы организации, а также занимающих должности заместите­лей руководителей, менеджеров отделов маркетинга, производства, по продажам и т. д. В крупных организациях может быть несколь­ко уровней среднего менеджмента, и это дает основание для разде­ления менеджеров среднего уровня на несколько «слоев». К выс­шему слою относят тех, кто направляет деятельность менеджеров следующих, находящихся ниже, слоев с целью доведения до них стратегии и политики высшего руководства компании и оказания помощи по руководству оперативной деятельностью. Менеджеры среднего уровня, находящиеся в самом низу, работают в тесном контакте с менеджерами первого уровня и исполнителями. Один из возможных вариантов такого разделения труда показан на рис. 3.3, где средний уровень представлен двумя слоями.

Примечание:

МВУ — менеджеры высшего уровня,

СУ — менеджеры среднего уровня,

ПУ — менеджеры первого уровня и исполнители.

Менеджеры среднего уровня являются проводниками политики организации и в то же время осуществляют прямое руководство выполнением процессов и операций. К числу наиболее важных ра­бот, которые они выполняют, относятся следующие: руководство и контроль за ходом работ; принятие оперативных решений; передача информации сверху вниз и снизу вверх; планирование работ; организация работ; мотивирование работников; поддержание внутренних и внешних контактов; составление отчетов.

В связи с тенденцией к делегированию полномочий с верхнего уровня вниз менеджерам среднего уровня нередко приходится ре­шать задачи разработки политики развития подразделений; кроме того, на них ложится большая ответственность за организацию ра­бот исполнителей по реализации планов организационных измене­ний, спускаемых сверху. На отечественных предприятиях роль средних менеджеров значительно возросла в связи с расширением прав структурных подразделений организаций.

Менеджеры первого уровня (в литературе принято называть их также менеджерами низового или низшего уровня) — это управленческий персо­нал, который несет прямую ответственность за работу исполните­лей, то есть работников организации, производящих продукцию или услуги. Руководители этого уровня имеют в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Таким ру­ководителем, например, является бригадир, начальник смены или участка, руководитель группы.

Управленческий персонал и руководство этого уровня находят­ся в постоянном контакте с исполнителями, доводят до них планы работ, организуют производственные и другие процессы, осуще­ствляют контроль за исполнением, решают множество самых различных проблем текущего и оперативного планов. Иными словами, менеджеры этого уровня принимают в основном оперативные ре­шения, связанные с выполнением заданий и оптимизацией ис­пользования выделенных для этого ресурсов. Чаще всего их работа носит рутинный, повторяющийся характер: установить оператив­ные задачи, составить план работ на соответствующий период вре­мени, организовать работу исполнителей, проконтролировать ход ее выполнения и т. д.

Для исполнителей менеджеры первого уровня являются их пря­мыми начальниками, с остальными руководителями они входят в контакт значительно реже, так как практически все важные вопро­сы решают на этом уровне управления. В обязанности менеджеров входит не только разрешение всего множества возникающих здесь вопросов и задач, но также анализ оперативных ситуаций и свое­временная передача наиболее важной информации на следующий, средний уровень для принятия решений, имеющих значение для других подсистем или организации в целом.

Несмотря на то, что все руководители организации вы­полняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Соотношение затрат времени на выполнение основных фун­кций менеджмента различается по уровням управления (рис. 2.15).

На всех уровнях управления руко­водители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций пони­жается (расчеты показывают, что на высшем уровне испол­нение занимает около 10 % общего бюджета времени менед­жеров; на среднем — 50; на низшем — около 70%) (рис. 2.16).

Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют две области заданий: задания по менеджменту и задания по специальности (рис. 2.17). Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный — на принятие решений по специальности.

Как видно из рис. 2.17, с повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менедж­менту соответственно возрастает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: