Технологическое разделение труда

Разделение труда по роли менеджеров в процессе управленияназывают также технологическим, оно производится с учетом характера и сложности выполняемых работ, а также масштабов ответственности за работу.

По этим кри­териям в составе аппарата управления выделяют три категории работников:

• руководители,

• специалисты,

• служащие (вспомогательный персонал, технические исполнители).

Центральное место в управлении занимает руководитель — работ­ник, возглавляющий определенный коллектив, наделенный необхо­димыми полномочиями принятия решений по конкретным видам де­ятельности организации и несущий всю полноту ответственности за результаты работы. В современной отечественной экономике все чаще как синоним понятия «руководитель» стало употребляться по­нятие «менеджер» (управляющий). Менеджер — это руководитель или управляющий, наделенный полномочиями в области принятия ре­шений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Термин «менеджер» употребляется при­менительно:

– к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных под­разделений (управлений, отделений, отделов);

– к руководителю по отношению к подчиненным;

– к администратору любого уровня, организующему работу на ос­нове современных методов.

С позиций технологии процесса управления задачи руководите­ля сводятся, прежде всего, к принятию решений и организации их практической реализации.

Классификация должностей руководителя выделяет:

• руководитель предприятия (генеральный директор, директор, заведующий, капитан-директор, начальник, управляющий);

• руководитель учреждения (главный арбитр, главный врач, ректор, директор, президент, управляющий, начальник);

• руководитель службы или подразделения (мастер, начальник, председатель, руководитель, директор, декан, заведующий, главный специалист).

Специалисты осуществляют проектирование и разработку вари­антов решений, обеспечивая их обоснованность и соответствие тре­бованиям. Главная особенность их деятельности состоит в том, что они работают в условиях жестких ограничений в виде приказов и рас­поряжений руководителей, технико-технологических нормативов, организационных регламентов деятельности и четких квалификаци­онных требований относительно специальных знаний. В их деятель­ности преобладают логические операции, что, впрочем, не исключа­ет творчества. Для специалистов, занятых в определенной сфере, выделяют должности по:

• инженерно-техническим работам;

• экономическим работам;

• отраслям сельского хозяйства, зоотехническим, рыбоводным и лесовосстановительным профилям работ;

• услугам медицинского обслуживания, народного образования, науки, культуры, искусства, юридической службы.

Служащие занимаются в основном информационным обеспече­нием всего процесса: сбором, передачей, обработкой, хранением и обновлением информации. Специфика их деятельности состоит в использовании стандарт­ных процедур и операций, и в том, что она в большей степени подда­ется нормированию. В труде технических исполнителей доминируют логические и технические операции.

Технические исполнители работ заняты:

• учетом и контролем;

• подготовкой документации;

• хозяйственным обслуживанием.

4. Кооперация труда в управлении

Глубокое разделение управленческого труда приносит пользу только тогда, когда одновременно с ним используются механизмы, обеспечивающие кооперацию специализированных видов деятель­ности и их подчинение интересам организации в целом.

Кооперация означает совместную работу для достижения общих целей или предназначения организации.

Среди механизмов кооперации отметим общие ценности и культура организа­ции, стратегия и планы развития, информационная открытость, каналы коммуникации, система обучения менеджеров и пр.

Важ­ным способом кооперации труда является организационная струк­тура управления. Она позволяет: сгруппировать разные виды дея­тельности по тем или иным критериям; распределить, кто какую работу или какие функции выполняет и какие получает полномо­чия по принятию решений; организовать каналы коммуникаций и создать механизмы для обмена информацией и координации об­щих усилий.

Организация людей и других ресурсов, необходимых для осу­ществления совместной деятельности, требует и координации. Коор­динация — это общая функция управления, обеспечивающая дости­жение согласованности в работе всех звеньев организации путем ус­тановления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Для ее выполнения могут использоваться:

• документальные источники (отчеты, докладные записки, ана­литические материалы);

• результаты обсуждений возникающих проблем (на совещани­ях, собраниях, при интервьюировании и т. п.).

Большую роль играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ, уста­навливать взаимодействие между подсистемами, осуществлять ма­неврирование ресурсами и согласовывать все стадии процесса уп­равления.

В условиях роста самостоятельности и ответственности руково­дителей всех уровней и исполнителей происходит рост числа нефор­мальных связей, обеспечивающих горизонтальную координацию ра­бот. Одновременно сокращается необходимость в вертикальной ко­ординации, если структуры управления становятся «плоскими».

Сложные и ответственные задачи, выполняемые руководителями организаций, предопределяют специфику и особенности их труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: