Разделение труда по роли менеджеров в процессе управленияназывают также технологическим, оно производится с учетом характера и сложности выполняемых работ, а также масштабов ответственности за работу.
По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников:
• руководители,
• специалисты,
• служащие (вспомогательный персонал, технические исполнители).
Центральное место в управлении занимает руководитель — работник, возглавляющий определенный коллектив, наделенный необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации и несущий всю полноту ответственности за результаты работы. В современной отечественной экономике все чаще как синоним понятия «руководитель» стало употребляться понятие «менеджер» (управляющий). Менеджер — это руководитель или управляющий, наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Термин «менеджер» употребляется применительно:
|
|
– к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений (управлений, отделений, отделов);
– к руководителю по отношению к подчиненным;
– к администратору любого уровня, организующему работу на основе современных методов.
С позиций технологии процесса управления задачи руководителя сводятся, прежде всего, к принятию решений и организации их практической реализации.
Классификация должностей руководителя выделяет:
• руководитель предприятия (генеральный директор, директор, заведующий, капитан-директор, начальник, управляющий);
• руководитель учреждения (главный арбитр, главный врач, ректор, директор, президент, управляющий, начальник);
• руководитель службы или подразделения (мастер, начальник, председатель, руководитель, директор, декан, заведующий, главный специалист).
Специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, обеспечивая их обоснованность и соответствие требованиям. Главная особенность их деятельности состоит в том, что они работают в условиях жестких ограничений в виде приказов и распоряжений руководителей, технико-технологических нормативов, организационных регламентов деятельности и четких квалификационных требований относительно специальных знаний. В их деятельности преобладают логические операции, что, впрочем, не исключает творчества. Для специалистов, занятых в определенной сфере, выделяют должности по:
• инженерно-техническим работам;
• экономическим работам;
• отраслям сельского хозяйства, зоотехническим, рыбоводным и лесовосстановительным профилям работ;
|
|
• услугам медицинского обслуживания, народного образования, науки, культуры, искусства, юридической службы.
Служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса: сбором, передачей, обработкой, хранением и обновлением информации. Специфика их деятельности состоит в использовании стандартных процедур и операций, и в том, что она в большей степени поддается нормированию. В труде технических исполнителей доминируют логические и технические операции.
Технические исполнители работ заняты:
• учетом и контролем;
• подготовкой документации;
• хозяйственным обслуживанием.
4. Кооперация труда в управлении
Глубокое разделение управленческого труда приносит пользу только тогда, когда одновременно с ним используются механизмы, обеспечивающие кооперацию специализированных видов деятельности и их подчинение интересам организации в целом.
Кооперация означает совместную работу для достижения общих целей или предназначения организации.
Среди механизмов кооперации отметим общие ценности и культура организации, стратегия и планы развития, информационная открытость, каналы коммуникации, система обучения менеджеров и пр.
Важным способом кооперации труда является организационная структура управления. Она позволяет: сгруппировать разные виды деятельности по тем или иным критериям; распределить, кто какую работу или какие функции выполняет и какие получает полномочия по принятию решений; организовать каналы коммуникаций и создать механизмы для обмена информацией и координации общих усилий.
Организация людей и других ресурсов, необходимых для осуществления совместной деятельности, требует и координации. Координация — это общая функция управления, обеспечивающая достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Для ее выполнения могут использоваться:
• документальные источники (отчеты, докладные записки, аналитические материалы);
• результаты обсуждений возникающих проблем (на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т. п.).
Большую роль играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ, устанавливать взаимодействие между подсистемами, осуществлять маневрирование ресурсами и согласовывать все стадии процесса управления.
В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост числа неформальных связей, обеспечивающих горизонтальную координацию работ. Одновременно сокращается необходимость в вертикальной координации, если структуры управления становятся «плоскими».
Сложные и ответственные задачи, выполняемые руководителями организаций, предопределяют специфику и особенности их труда.