Подходы и первый опыт электронного здравоохранения

В настоящее время с учетом новых технических возможностей началось создание региональных и моделирование глобальных медицинских систем, позволяющих объединять автономно функ­ционирующие в отдельных учреждениях АИС. Для этого применя­ют как локальные вычислительные сети, так и автономно работа­ющие компьютеры. Работы в этом направлении проводятся в Аст­раханской, Иркутской, Пензенской областях и ряде других тер­риторий. В этом случае медицинские документы, находящиеся в БД различных ЛПУ, будут доступны врачам других учреждений, где в это время наблюдаются (лечатся) пациенты (естественно, с учетом ограничений, предусматривающих сохранение конфи­денциальности и защиты от несанкционированного доступа, — см. подразд. 9.7). Именно такое информационное медицинское про­странство клинических данных может рассматриваться как основа для оперативного принятия адекватных лечебно-диагностических решений. Одновременно это позволит осуществлять пространствен­но-временной мониторинг за медико-демографическими показа­телями рождаемости, заболеваемости, инвалидности и смертно­сти, обращая особое внимание на так называемые «маркерные» виды социально значимой патологии при одновременной опоре на медико-экономические стандарты, построенные на основе моделей конечных результатов лечения и реабилитации.

Объединение данных, накапливающихся в различных терри­ториях, открывает возможности для проведения сравнительных эпидемиологических и медико-экологических исследований при неинфекционных заболеваниях. Таким образом, концепция еди­ного информационного медицинского пространства закладывает основы для организации всеобъемлющего мониторинга за состоя­нием здоровья населения на принципиально новом технологи­ческом уровне.

Единое информационное пространство открывает новые воз­можности и для создания территориальных и общероссийских регистров, ориентированных на информационную поддержку вра­чей в обычных и чрезвычайных ситуациях. На данной основе воз­можно создание единого информационного пространства служб крови и трансплантологии отдельных регионов (Урал, Сибирь и т.п.) и России в целом, а в дальнейшем объединения с подоб­ными системами других государств. Это означает, что с компью­тера любого пользователя в такой сети будет доступна обработка запроса по вопросам обеспечения кровью или ее компонентами, трансплантатами с последующим обменом электронными доку­ментами для оперативного решения вопроса о получении необхо­димых материалов независимо от места нахождения.

В рамках единого информационного медицинского простран­ства становится возможна реализация «Электронного паспорта здоровья» гражданина Российской Федерации, который должен содержать четко определенный набор демографических сведений и данных о состоянии здоровья индивидуума. За рубежом сходные системы получили название реестров общественного здоровья.

Современной трактовке e-Health в определенной степени боль­ше соответствует ранее появившееся понятие «телездравоохране­ние» (telehealth), хотя в настоящее время более принятым являет­ся термин «электронное здравоохранение». Фактически речь идет о том, что в перспективе интегрированные медицинские системы (территориальные, проблемно-ориентированные, глобальные) в сочетании с системами для видеоконференций, обеспечивающи­ми аудиовидеоконтакт, позволят реализовать интерактивную под­держку клинических и организационных решений в режиме ре­ального времени. Одновременно медицинские работники получат доступ к справочно-информационным системам в сети Интернет.

Таким образом, электронное здравоохранение — это сочета­ние распределенных БД медицинской информации на основе персоноцентрированного подхода (т.е. жесткой «привязки» всей ин­формации к конкретной персоне по фамилии и идентификатору в течение жизни) с возможностью дистанционных интерактив­ных консультаций врачей между собой и врачей, медицинских сестер и социальных работников с пациентами.

В развитых странах существует определенный опыт в области e-Health. Переход на e-Health в Германии привел к созданию на­ционального проекта «Телематическая платформа здравоохране­ния», который основан на карте данных пациента, названной элек­тронной картой здоровья (healthcard). В США после урагана Катрина при организации медицинской помощи беженцам были ис­пользованы централизованные электронные истории лекарствен­ных назначений, без чего возникли бы значительные проблемы с подбором медикаментов у хронических больных.

Медицинская телематика — это составной термин, означающий дея­тельность, услуги и системы, связанные с оказанием медицинской по­мощи на расстоянии посредством информационно-коммуникационных технологий и направленные на содействие развитию мирового здраво­охранения, осуществление эпидемиологического надзора и предостав­ление медицинской помощи, а также обучение, управление и проведе­ние научных исследований в области медицины (ВОЗ, 1997).

Опыт Великобритании в области электронного здравоохране­ния, включая различные аспекты телемедицины (см. гл. 4), осно­ван на реструктурировании локальных телемедицинских услуг. Этот подход включает:

1) аккумуляцию персональных медицинских данных;

2) мониторинг пациентов в больницах и на дому, включая дистанционное оказание им психологической поддержки;

3) совершенствование оказания неотложной помощи;

4) совместную диагностику;

5) экспертизу рядом врачей (получение «второго мнения»);

6) коллективный анализ результатов исследований врачами разных учреждений;

7) централизованную архивацию рентгеновских и других ме­дицинских изображений с возможностью их дистанционного про­смотра;

8) ускорение обслуживания больных;

9) сокращение потребности в госпитализации и продолжитель­ности пребывания в стационаре.

Следствием реализации предложенной технологии электрон­ного здравоохранения является улучшение качества медико-со­циальной помощи, уменьшение числа смертельных случаев и по­нижение стоимости лечения больных. В настоящее время инфор­матизация здравоохранения Великобритании достигла уровня, позволяющего в целях информационного обеспечения преемствен­ности лечения создать национальный банк ЭИБ.

В России в проекте Уральского федерального округа по перехо­ду к e-Health генеральная стратегия формирования и развития информационно-коммуникационных технологий в охране здоро­вья населения обозначена как переход от «точечно-лоскутной» информатизации к комплексной сквозной информатизации ме­дицинских учреждений округа с выходом на телемедицину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: