Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению

Система здравоохранения Российской Федерации представля­ет собой сложный динамический комплекс, управление которым наряду с Министерством здравоохранения и социального разви­тия Российской Федерации на территориальном и муниципаль­ном уровне осуществляют соответствующие органы здравоохра­нения.

Внедрение информационно-компьютерных технологий в прак­тическое здравоохранение обеспечивает:

· мониторинг состояния здоровья населения и системы оказа­ния медицинской помощи;

· совершенствование наблюдения за разными группами насе­ления в процессе общей диспансеризации и при профильных ос­мотрах отдельных контингентов;

· повышение преемственности наблюдения пациентов в раз­личных медицинских учреждениях, в том числе на этапах оказа­ния неотложной помощи;

· повышение эффективности диагностики при одновременном снижении экономических затрат за счет последующего целена­правленного дополнительного обследования больных;

· поддержку процесса принятия решений в вопросах диагно­стики и лечения с учетом факторов критического риска, что важ­но для снижения инвалидности и смертности;

· оценку объективных интегральных региональных и федераль­ных показателей здоровья в динамике;

· совершенствование анализа и учета в клинической медицине и, как следствие, повышение управляемости медицинской служ­бой страны;

· оперативный контроль и принятие долговременных реше­ний на разных уровнях системы здравоохранения на основе ана­лиза информации, интегрируемой в информационных систе­мах.

Первые шаги в области информатизации в России относятся к 1960-м гг. Однако до настоящего времени нижний (первичный) уровень информатизации, включающий применение програм­мных продуктов при принятии медицинских решений, крайне не­велик, исключая широко распространенные программно-аппарат­ные комплексы.

Отечественные автоматизированные системы для ЛПУ по ос­новным реализованным функциям в основном сопоставимы меж­ду собой. Но их разработка осуществляется на различных платфор­мах, что создает трудности при последующей интеграции в рам­ках многофункциональных медицинских учреждений.

На уровне субъектов Российской Федерации функционируют многочисленные информационные медицинские системы. В ос­новном они опираются на данные медицинской статистики ниже лежащих уровней здравоохранения. В отдельных территориях ве­дутся персонифицированные регистры различных групп населе­ния.

В системе ОМС поддерживаются реестры прикрепленного на­селения.

В последнее десятилетие бурно развиваются внутритерриториальные телемедицинские сети.

На федеральном уровне развиваются системы мониторинга (спе­циализированные персонифицированные системы) различных контингентов населения.

Развитие системы охраны здоровья населения Российской Фе­дерации на современном этапе нуждается в эффективной ин­формационной поддержке. Такой подход отвечает положениям «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федера­ции 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

Благодаря ИМС можно формировать целостную картину состо­яния здоровья пациента и проводить диагностические и лечебные мероприятия в едином цикле: выявление — неотложная помощь — лечение в стационаре — наблюдение лечащего врача — анализ тенденций на основе моделирования — прогноз состояния здоро­вья, включая риски возникновения заболеваний и осложнений при хронической патологии.

Однако при построении больших ИМС до сих пор не нашел широкого применения принцип системного подхода, следствием чего является функционирование большого числа самостоятель­ных, не связанных между собой, систем. В результате в термино­логии корпоративных информационных систем состояние инфор­матизации российского здравоохранения можно охарактеризовать как «лоскутное одеяло».

Существенным фактором, сдерживающим интегративные про­цессы в здравоохранении, является отсутствие нормативно-правовой базы для развития информационных и телемедицинских технологий.

Согласно концепции развития России до 2020 г. перед органа­ми здравоохранения стоит важная задача — создание единого ин­формационного медицинского пространства на основе перехода к системе электронного здравоохранения, включая телемедицин­ские технологии. Для решения этой всеобъемлющей задачи необ­ходимы:

1) формирование информационной инфраструктуры в систе­ме охраны здоровья населения, что невозможно без создания те­лекоммуникационных сетей, обеспечивающих подключение всех медицинских учреждений и органов управления;

2) развитие и интеграция информационных и телемедицинс­ких технологий, разработка специального программного обеспе­чения;

3) создание нормативно-правовой базы, включая разработку и введение комплекса стандартов и классификаторов для обеспече­ния электронного документооборота в ИМС всех типов;

4) введение юридически значимого документооборота и си­стемы информационной безопасности персональных данных (на основе электронной цифровой подписи и средств криптозащиты).

Единое информационное пространство системы здравоохране­ния рассматривается как интегрированная или распределенная база первичных статистических данных о состоянии здоровья, окружа­ющей среды и комплексе учреждений, служб и ведомств, обеспе­чивающих охрану здоровья населения в рамках определенной тер­ритории. Единое информационное пространство медицинских дан­ных — это метасистема, опирающаяся на компьютерные сети ав­тономно функционирующих ИМС и интегрирующая данные о па­циентах, наблюдающихся в различных учреждениях всех уровней, на основе построения распределенной базы персональных данных.

Соподчиненность ИМС и обеспечение возможности интегра­ции имеющихся и вновь создаваемых вертикальных и горизон­тальных систем является обязательным условием перехода к еди­ному информационному пространству.

Горизонтально-вертикальная интеграция для обеспечения опе­ративного обмена персональными данными подразумевает:

· создание систем мониторинга состояния здоровья населения, в том числе для использования этой информации в чрезвычайных ситуациях;

· применение электронного паспорта здоровья;

· полноценную организацию лечебно-диагностического про­цесса в течение жизни, в том числе с использованием средств телемедицины;

· реализацию системы оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи;

· получение статистических данных в стандартной форме и по оперативным запросам с использованием генератора свободных форм;

· обеспечение преемственности на всех этапах догоспитального и стационарного обслуживания с управлением выбором уровня оказания медицинской помощи.

Модульное построение систем должно обеспечить достаточно простое расширение их функций при подключении новых подсистем.

Информационная безопасность является в настоящее время необходимой составляющей информационных медицинских систем персональных данных и обмена ими по открытым каналам связи.

Создание интегрированных информационных систем на всех уровнях з/о на основе совместимости информационных структур и сквозного проектирования (от сбора первичных данных до принятия организационно-управленческих решений), повышающих эффективность профилактической помощи и лечебно-диагностического процесса, позволит органично включить любую информационную систему в состав единого информационного пространства з/о и будет способствовать реализации основной функции охраны здоровья населения – увеличению продолжительности активной жизни.

При создании федеральных и региональных проектов должна предусматриваться разработка моделей деятельности и системы критериев их функционирования, что создает основу для научно обоснованного обеспечения функций управления:

· прогнозирования потребности ресурсов;

· перспективного и текущего планирования деятельности;

· учета и анализа качества работы и состояния помощи, включая многокритериальное ранжирование территорий и учреждений по эффективности их деятельности;

· выработки управляющих воздействий.

Переход к безбумажной технологии и реализация единого информационного медицинского пространства в масштабе отдельных регионов и России в целом соответствует стратегическим задачам развития з/о.

Компьютерные технологии должны служить инструментом для исследования тенденций в состоянии здоровья населения (при учете влияния социальных, наследственных, экологических и ресурсных факторов) и основой для принятия обоснованных управленческих решений.

Для единообразия в подходах к решению вопросов контроля медико-демографических процессов (рождаемость, распространенность хронической патологии, инвалидность, младенческая и общая смертность), мониторинга здоровья и медико-экологического мониторинга необходимо разрабатывать типовые информационные системы с обеспечением их информационной и программной совместимости.

В ЛПУ должны функционировать информационные системы, объединенные в сети сложной типологии. Это позволит отказаться от дублирования информации и обеспечит современный обмен данными и истинную преемственность в работе учреждений при оказании специализированной помощи.

Автоматизированные системы комплексных диспансерных ос­мотров должны предусматривать дифференциацию контингентов на группы с различным уровнем здоровья, обеспечить выявление скрытой патологии и оценку динамики изменений при осуществ­лении лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприя­тий.

Информационные системы на всех уровнях оказания лечебно-профилактической помощи населению, начиная с рождения, должны включать функционально и технологически связанные компьютерные системы.

Автоматизированные системы поддержки принятия решений и программно-аппаратные комплексы должны встраиваться в со­став информационных систем. Для повышения их эффективности необходимо шире использовать методы искусственного интел­лекта.

Информация БД, включая персонифицированные, должна пе­редаваться с нижних уровней на верхние в необходимом (усечен­ном) объеме.

На уровне первичных медицинских пользователей должны функ­ционировать проблемно-ориентированные системы, являющиеся АРМ.

Таким образом, современные информационно-коммуникаци­онные технологии предоставляют возможность реализации диф­ференцированного подхода к оценке уровня здоровья в целях ран­ней профилактики хронических заболеваний у детей, подростков и взрослых на основе оценки комплексного влияния наследствен­ного предрасположения и многообразных факторов внешней сре­ды, способствующих его реализации в течение жизни. Компью­терный мониторинг состояния пациентов позволит оценивать уро­вень как индивидуального, так и общественного или популяционного здоровья населения.

Медицинская информатика как наука является основой для разработки многообразных прикладных средств в области охраны здоровья, которые обеспечивают повышение качества жизни на­селения. Наблюдающийся в настоящее время качественный ска­чок в развитии медицинской информатики позволяет утверждать, что ее роль будет постоянно возрастать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: