Принципы построения единого информационного пространства

Информационное пространство данных медицинского и соци­ального плана для поддержки принятия решений клинического и организационного характера в зависимости от общей направлен­ности включает информацию:

· о пациентах и их семьях;

· проводимых научных исследованиях (для научно-практических центров);

· деятельности ЛПУ, включая медико-статистические, меди­ко-экономические, материально-технические и другие данные (в соответствии с регламентом работы).

Комплекс медицинских, медико-экологических, медико-соци­альных, медико-экономических задач, реализуемых в рамках по­строения единого пространства, требует значительного объема первичной информации, которая должна быть соответствующим образом структурирована. В связи с этим анализ должен включать:

1) происхождение данных;

2) иерархию (соподчинение) данных;

3) место хранения данных;

4) временную динамику информации;

5) периодичность изменения;

6) приобретение новых свойств;

7) взаимосвязь данных между собой.

Единое информационное медицинское пространство должно обеспечивать санкционированный доступ к любым базам персо­нальных медицинских данных независимо от места их постоянно­го хранения для каждого нуждающегося в них врача и организато­ра здравоохранения (в любом из учреждений) в интерактивном режиме или по электронной почте в фиксированный период вре­мени. Оперативное получение данных должно быть реализовано при неотложных состояниях и в чрезвычайных ситуациях.

Обязательное условие для практической реализации единого информационного медицинского пространства — регистры всех учреждений и служб должны функционировать на основе единого принципа построения (универсальности) отдельных блоков ИС и единых стандартов на медицинские записи (см. подразд. 5.3) неза­висимо от различий в характере и полноте медицинских карт. В первую очередь должен решаться вопрос интеграции данных на пациента, т.е. переход к персоноцентрированному подходу, без чего невозможно собрать все рассеянные по разным учреждениям сведения о состоянии здоровья человека (результаты диспансер­ных осмотров, обследований, информация о заболеваниях и про­водившейся терапии).

Следовательно, построение единого общероссийского инфор­мационного медицинского пространства требует решения следу­ющих проблем:

1) обязательное введение общероссийских идентификацион­ных номеров с рождения;

2) единая система кодирования анкетных данных;

3) использование единых классификаторов признаков, симп­томов, результатов исследований и лечебных процедур;

4) общепринятые стандарты обмена данными между система­ми разных уровней, служб и ведомств, занимающихся охраной здоровья населения;

5) однотипные нормативно закрепленные принципы кодиро­вания информации и санкционированного доступа к ней для раз­ных групп пользователей;

6) надежные каналы связи, обеспечивающие оперативный до­ступ к распределенным базам данных;

7) обеспеченность ЛПУ средствами вычислительной техники и выходом в Интернет по высокоскоростным каналам связи.

Циркуляция всех сведений о состоянии здоровья людей в еди­ном информационном медицинском пространстве позволит ни­велировать существующие недостатки в оперативном получении врачами (на основе прямого санкционированного доступа) необ­ходимых данных о предшествующем наблюдении и обследовании пациентов независимо от времени и места их проведения. Таким путем будут преодолены информационные барьеры между ЛПУ, в которых пациенты получают медицинскую помощь в течение жизни (женские консультации, родильные дома, детские и взрос­лые поликлиники, специализированные центры/диспансеры, ста­ционары разных уровней), и обеспечена полная преемственность наблюдения, так как выписки далеко не всегда отвечают необхо­димому уровню информационной достаточности, а в ряде случа­ев больные поступают экстренно или независимо наблюдаются/лечатся в различных медицинских учреждениях.

Единое пространство персональных медицинских данных со­здает основу для интеграции и представления по запросу врача информации, накапливаемой в любом из ЛПУ и объединяемой по функциональному принципу. Например, диспансерное наблю­дение может осуществляться в поликлинике, диспансере (специ­ализированном центре), а уточнение диагноза — в стационаре или консультативно-диагностическом центре. В этом случае дости­гаются условия для практической реализации концепции конти­нуума переходных состояний организма, что позволяет учитывать в процессе мониторинга роста и развития влияние многочислен­ных взаимодействующих биологических (включая наследственные), социальных, медицинских и экосистемных факторов.

Континуум переходных состояний организма — это непрерывный (на молекулярном уровне) процесс изменений, который характеризуется отсутствием четких границ на этапах: норма реакции — функциональ­ные отклонения — пограничные состояния — хронические заболевания.

Проблемно-ориентированные и территориальные системы дол­жны иметь интерфейсы, обеспечивающие оперативный обмен данными (экспорт — импорт) по телекоммуникационным магист­ралям. Шлюзы с санкционированным доступом позволят интег­рировать в рамках единого информационного пространства как медицинские данные территориальных ИМС, так и определен­ные сведения о состоянии здоровья пациентов, хранящиеся в БД экстратерриториальных корпоративных систем различных ве­домств, имеющих собственные медицинские службы (железнодо­рожного, водного транспорта и др.).

Современный период развития российского здравоохранения характеризуется объединением персональных данных как по от­дельным службам и направлениям медицины, так и в рамках ве­домственного здравоохранения. Также эти задачи реализуются в отдельных корпоративных медицинских системах мониторинга состояния здоровья путем формирования территориальных и фе­деральных регистров.

Корпоративная информационная система, в том числе медицин­ская, — это такая ИС, пользователями которой может быть ограничен­ный круг лиц, определенный организацией-владельцем ИС или согла­шением участников этой системы.

Корпоративные медицинские системы подразумевают объединение в единой БД (территориальной, федеральной, ведомственной) медицин­ской информации на однопрофильных больных, обслуживаемых в рам­ках определенной медицинской службы, но периодически наблюда­ющихся в учреждениях различного уровня оказания помощи, в том чис­ле и по другим профилям патологии. Корпоративные медицинские сис­темы на основе распределенных баз данных — это объединение инфор­мации, которая сохраняется в БД по месту наблюдения, но доступна всем учреждениям, входящим в состав данной корпоративной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: