1. Выбор критерия структурирования бизнес-портфеля компании.
2. Структурирование существующего портфеля и определение объемов продаж отдельных элементов портфеля в динамике за 3—5 лет.
3. Определение пропорциональных долей продаж отдельных элементов портфеля в общем портфеле осуществляется путем пересчета фактических объемов продаж в относительные. Чаще всего используются диаметр или площадь круга, соответствующие каждой единице портфеля. Результаты оформляются в виде расчетной табл. 1.
Расчетная таблица 1
Элемент портфеля | Объем продаж | Диаметр крута |
… |
4. Для каждой единицы портфеля необходимо выделить стратегическую группу конкурентов и в ее рамках оценить абсолютные доли рынка компании и ее конкурентов. Пример расчета для первой единицы портфеля компании А представлен в расчетной табл. 2.
Расчетная таблица 2
Показатель | Компании | ||||||||
A | B | C | D | E | F | G | Н | другие (около 50) | |
Абсолютная рыночная доля, % |
Методы получения информации:
Вторичные данные — открытые данные промышленных ассоциаций, министерств, ведомств, опубликованные обзоры рынка, годовые отчеты и финансовые материалы компаний-конкурентов, статистические данные и т. п. Первичные данные — оценки экспертов, обзоры исследовательских компаний.
5. Расчет относительной доли рынка для каждой единицы портфеля как доли по отношению к объему продаж самого крупного конкурента в стратегической группе. Пример данных представлен в расчетной табл. 3 (колонка 3).
Расчетная таблица 3
Единицы портфеля | Объем продаж,ед. | Текущая относительная рыночная доля | Прогнозная относительная доля рынка | Текущий темп роста рынка (первый год),% | Прогноз темпа роста рынка (третий год),% |
1,5:1 | 1,2:1 | ||||
2:1 | 2:1 | ||||
0,9:1 | 0,9:1 | ||||
0,6:1 | 0,4:1 | ||||
0,5:1 | 0,6:1 | ||||
0,2:1 | 0,2:1 | ||||
0,1:1 | 0,1:1 | ||||
Итого | - | - |
(Источник: McDonald M. Marketing plans: How prepare them: How to use them. — P. 179.)
6. Для каждой единицы портфеля необходимо определить текущие темпы роста рынка, которые устанавливаются на основе статистических данных по вторичным источникам. Данные заносятся в расчетную табл. 3 (колонка 5).
7. Кроме того, желательно определить прогнозные темпы роста рынка для каждой единицы портфеля на следующие 3 или 5 лет. Можно использовать разные методы прогнозирования: экстраполяцию тренда, регрессионный анализ, факторный анализ, прогноз на основе индикаторов. Данные заносятся в расчетную табл. 3 (колонка 6).
8. Разработать шаблон матрицы, проведя градуирование шкал, основываясь на пороговых значениях показателей колонки 3—6 расчетной табл. 3. Модель БКГ использует натуральные показатели, и поэтому для удобства анализа требуется дизайн шаблона и определение границ стратегических полей. Многие специалисты рекомендуют не устанавливать жесткие границы, а использовать понятие «тяготение к определенному полю».
9. Нанесение на шаблон текущего положения каждой единицы портфеля в виде центра круга. Границы круга соответствуют доле каждой единицы в объеме продаж всего портфеля. Пример заполненного шаблона дан на рис. 3.7.
10. Для определения будущего состояния портфеля под влиянием прогнозов развития рынка и действий конкурентов необходимо определить предполагаемую относительную долю к крупнейшему конкуренту в третьем году. Оценка осуществляется экспертно. Пример расчета для первой единицы портфеля приведен в расчетной таблице 4. Пример данных по всему портфелю представлен в колонке 4 расчетной табл. 3.
Расчетная таблица 4
Показатели | Текущий год | Прогноз второго года | Прогноз третьего года |
Темпы роста продаж товара 1 на всем рынке, % | |||
Продажи товара 1 компанией А, ед. | |||
Темп роста продаж товара 1 компанией А, % | ю | ||
Продажи товара 1 компанией В, ед. | |||
Темп роста продаж товара 1 компанией В, % | Нет данных | 4,1 | |
Доля рынка относительно В | 1,5:1 | — | 1,2:1 |
11. Нанесение на шаблон прогнозного значения состояния портфеля и соединение центров кругов по каждой единице портфеля. Стрелкой указать направление изменения от текущей ситуации к прогнозируемой (см. рис. 3.7).
Модель БКГ
|
Рис. 3.7. Пример заполнения шаблона БКГ
12. Анализ полученных результатов.
13. Разработка предположений по развитию портфеля для повышения сбалансированности.
14. Использование данных анализа БКГ в корпоративной модели стратегического планирования.