Критика и ограничения модели анализа портфеля БКГ

При использовании модели БКГ для анализа необходимо учитывать ряд ограничений и проблем модели.

1. Модель упрощает сложные ситуации, сводя огромное количество вариантов к четырем.

2. Требуется четкое выделение рынка и/или его сегментов для определения темпов роста рынка и долей на рынке.

3. Корректность определения относительной доли рынка не всегда соблюдается. Доля рынка предприятия зачастую может быть определена только экспертно. На практике трудно подсчитать долю рынка, особенно средним и мелким предприятиям.Такие компании определяют ее с большими погрешностями.

4. Далеко не всегда соблюдается закономерность связи между большей долей рынка и лучшими показателями прибыльности, так как большое влияние оказывает кривая опыта и особенности технологии. Рост доли рынка может стоить компании слишком дорого.

5. Темпы роста могут быть переоценены, а потенциал стабильного рынка недооценен. Происходит сравнение в рамках одного портфеля, а не по отношению к конкурентам или рынку вообще. Некорректно выбранная граница по вертикали темпов роста может привести к недоучету возможностей крупных долей на зрелых рынках с низкими темпами роста и стабильным финансовым потоком. Эти товары требуют рефинансирования для защиты рыночной позиции и вопреки модели перспективны.

6. Данная методика предполагает учитывать темп роста в виде определенной величины, например повышения емкости рынка проникновения. В реальности компания может качественно развивать рынок, например, компания Johnson & Johnson регулярно проводит в России образовательные программы для врачей по применению новых средств определения уровня сахара в крови и тем самым развивает потенциальные уровни емкости рынка.

7. Отдельные положения модели не являются общепринятыми (например, теория жизненного цикла товара становится менее жесткой в отношении малоприбыльных продуктов, находящихся в стадии упадка, она предлагает использовать стратегию рыночной ниши до тех пор, пока продукт не станет невыгодным).

8. Модель не учитывает возможную взаимосвязь единицы внутри портфеля.

Исходя из вышесказанного данную модель можно исполь­зовать в качестве диагностического инструмента; она не может выступать в качестве единственной базы принятия стратегиче­ских решений о развитии бизнес-портфеля.

Методика анализа бизнес-портфеля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: