Тема № 17. Групповой реостатный контроллер (ГРК) «ЭКГ-33Б». Включение ГРК и стоп – реле (СР)

Лекция 2 часа.

Групповой реостатный контроллер «ЭКГ-33Б» осуществляет коммутацию силовой цепи в режимах пуска, ослабления магнитного поля ТЭД и торможения. Иными словами, групповой реостатный контроллер (ГРК) предназначен для переключения трех групп реостатов: пусковых, тормозных и реостатов ослабления поля.

Это аппарат кулачкового типа, основными элементами которого являются:

· Рама, представляющая собою конструкцию, состоящую из трех силуминовых боковин, соединенных двумя стальными угольниками.

· Кулачковый вал с установленными на нем фигурными шайбами.

· Шарикоподшипники, в которых вращается кулачковый вал. Подшипники установлены только в крайних боковинах рамы ГРК.

· Кулачковые контакторы (кулачковые элементы). На рейках, прикрепленных к раме ГРК, установлено 35 кулачковых элементов, из них 22 - работают в силовой цепи (8 – в цепи пусковых реостатов, 8 – в цепи тормозных реостатов и 6 – в цепи реостатов ослабления поля), а оставшиеся 13 - в низковольтной цепи управления.

· Дугогасительные устройства на кулачковых элементах.

· Служебный двигатель (серводвигатель, сервомотор).

· Двухступенчатый редуктор.

Кроме того, на раме группового реостатного контроллера установлены:

· Реле обмотки возбуждения (РОВ). Предназначено для подключения питания на обмотку возбуждения служебного двигателя при возврате ГРК на 1 позицию

· Полупроводниковые диоды «Д-1» и «Д-2».

ГРК приводится во вращение служебным двигателем, вал ГРК вращается только в одну сторону, вращение от служебного двигателя на вал ГРК передается через двухступенчатый редуктор с передаточным числом 43,5. ГРК имеет 17 позиций, из них на четырех позициях он обязательно останавливается. Эти позиции называются фиксированными. К ним относится 1-я позиция ГРК, а также 14 и 17 позиции на ход и 9 позиция на тормоз. Остановку ГРК на фиксированных позициях производит стоп-реле (СР), в этом и состоит его назначение.

Кулачковые элементы в электрической схеме вагона обозначаются буквами «РК». Чтобы проследить последовательность включения и выключения кулачковых элементов, необходимо иметь развертку ГРК. В то же время для водителя последовательность включения и выключения кулачковых элементов в силовой цепи принципиального значения не имеет. А для того, чтобы определить замыкание кулачковых элементов ГРК в цепи управления, достаточно воспользоваться обозначением кулачкового элемента.

Например:

· РК-1 -замкнут только на 1 позиции.

· РК-13-17 -разомкнут с 1 по 12 позицию, на 13 позиции замыкается и по 17 позицию замкнут.

· РКМ-1 и РКМ-2 -замкнуты между позициями ГРК, а на позициях разомкнуты.

· РКП – замкнуты на всех позициях ГРК, а между позициями разомкнуты.

Чтобы привести во вращение кулачковый вал ГРК, необходимо подать питание на якорь и обмотку возбуждения служебного двигателя. Питание подается с помощью КВ по 1 проводу (показать схему питания якоря и обмотки возбуждения СД). Остановка ГРК на фиксированных позициях производится с помощью стоп-реле (СР) и это единственная задача, которую оно должно выполнять.

Катушка стоп-реле может получать электропитание через контроллер водителя по проводам 11, 12 и 13, но, чтобы питание по данным проводам дошло до катушки СР, должны включиться кулачковые элементы ГРК: или РК-17, или РК-13-14, или РК-8-9. Стоп-реле имеет две пары контактов, одна из которых замкнута, а другая разомкнута. Причем, нормально замкнутые контакты включены последовательно с якорем СД, а нормально разомкнутые – параллельно. Когда стоп-реле не работает, питание на якорь СД подается по 1 проводу через нормально замкнутые контакты и СД вращает вал ГРК. Происходит постепенное выведение ступеней пускового реостата. Как только ГРК довернется до 13 позиции, замыкается кулачковый элемент РК-13-14 и подается питание на катушку СР. Как только катушка СР получила питание, якорь притягивается к электромагниту и контакты СР переключаются. В результате этого якорь СД теряет питание, переходит в генераторный режим и, через замкнутые контакты СР и РКП, подключается на короткозамкнутый тормозной контур.

Рассмотрим совместную работу ГРК и КВ:

· На маневровой позиции КВ – ГРК не вращается, позиция не автоматическая, пусковые реостаты введены полностью.

· На ходовых позициях «Х-1» и «Х-2» - ГРК выводит пусковые реостаты, работают силовые кулачковые элементы в пусковых реостатах РК-1 – РК-8. ГРК вращается до 13 позиции, питание катушки стоп-реле включается через кулачковый элемент РК-13-14 по 12 проводу.

· На ходовой позиции «Х-3» - ГРК подключает полностью, а потом частично выводит реостаты ослабления поля. Работают силовые кулачковые элементы РК-17 – РК-22. ГРК вращается до 17 позиции, питание катушки стоп-реле включается через кулачковый элемент РК-17 по 11 проводу.

· На тормозных позициях «Т-4» и «Т-Р» - ГРК постепенно выводит тормозные реостаты. Работают силовые кулачковые элементы РК-9 – РК-16. ГРК вращается до 8 позиции, питание катушки стоп-реле включается через кулачковый элемент РК-8-9 по 13 проводу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: