Эта техника особенно эффективна против несправедливой критики или откровенной грубости, например:
А. Не надо быть столь самоуверенной!
Б. Может быть.
Техника внешнего согласия с партнером может использоваться в самых разнообразных вариантах. Во многих из них согласие уже не является чем-то совсем «внешним», не настоящим. Напротив, это готовность к согласию и согласованному совместному движению в решении какой-либо проблемы.
Партнер оценит то, что мы по крайней мере готовы принять к рассмотрению его точку зрения. Мы же, соглашаясь вначале только «внешне», на словах, даем себе шанс постепенно найти точки настоящего, «внутреннего», согласия. Вот возможные варианты ответов:
— Какая неожиданная мысль! Надо будет ее обдумать...
— И действительно!..
— Верно! А мне и невдомек!
— Я подумаю над тем, как мне учесть это в своей работе.
— Знаешь, я вынуждена с тобой согласиться, хотя мне и трудно это сделать сразу.
— Я сама об этом часто думаю, но пока не пришла к определенным выводам.
— Я подумаю, имеет ли это отношение ко мне.
Упражнение
«Внешнее согласие»
Цель. Научиться находить в высказываниях партнера то, с чем можно было бы согласиться.
Упражнение можно провести по той же схеме, что и упражнение «Бесконечное уточнение».
Инструкция. Сейчас я буду обращаться к вам с нелепыми утверждениями и вопросами, а вам нужно будет со мной соглашаться, что бы я ни говорила. Постарайтесь найти что-то, с чем вы могли бы согласиться. Например, вы можете согласиться с какой-либо частью высказывания партнера или с тем, что то, на что он обратил внимание действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы или даже... соответствует истине.
Однако наш обмен репликами не должен походить на беседу сумасшедших. Например, я говорю: «Как здорово, что все юноши пришли на занятия в африканских костюмах». Если мне ответят: «Да, здорово!», то это будет согласием, но слишком внешним. Если мне скажут: «Да, здорово, что все юноши сегодня пришли», то это будет согласием с частью моего высказывания.
Пример Выполнение техники бесконечного уточнения
(Стокгольмская Школа Экономики в Санкт-Петербурге, май 2001)
М. Как хорошо, что все наши участники уже достигли пенсионного возраста, все уже зрелые люди.
А. Да, люди собрались зрелые.
М. А правда, замечательно, что у Кати такой чудесный изумрудный цвет костюма (у Кати малиновый костюм).
А. Я тоже люблю изумрудный цвет!
Когда тренер убедится в том, что все поняли смысл упражнения, можно передать инициативу «нападения» участникам группы. Они, правда, как правило, продолжают сессию уже не столь безобидно.
М. Скажи, ну зачем ты так пристально смотришь на меня?
А. И действительно, что это я...
М. Ты редко смотришь на партнера по общению!
А. Может, ты и права...
М. Почему ты молчишь все время? От тебя ждут слова!
А. А мне и невдомек...
М. Ты постоянно открываешь и закрываешь свою шариковую ручку! Это раздражает!
А. Спасибо, что ты обратила на это мое внимание...
М. Ты мог бы быть и повежливее со мной!
А. Да, над этим стоит поработать...
М. Зачем ты пришел на занятия? Что тебе здесь делать?
А. Я сам об этом сейчас думаю...
М. А ты умеешь думать?
А. А ведь верно... Размышление - моя главная черта. Ты тоже это заметила?
Очень часто сессия внешнего согласия становится откровением для участников. Они делают для себя открытие, что в ответ на нападение можно не воевать, а размышлять... вместе с нападающим,






