Процесс решения проблемы

Преодоление проблемных истрессовых ситуаций происходит в рамках трех основных стратегий:

• разрешение проблем,

• поиск социальной поддержки,

• избегание.

Этапы разрешения проблем:

1. Ориентация в проблеме. Предполагает следующие этапы:

• Точное узнавание, что проблема возникла (проблема есть)

• Понимание того, что проблемы в жизни - это нормальное и неизбежное яв­ление.

• Выработка веры в то, что существуют эффективные способы разрешения проблемы.

• Понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение или вызов личности.

2. Определение, оценка и формулирование проблемы. Предполагает сле­дующие этапы:

• Поиск всей доступной информации о проблеме;

• Выделение информации, относящейся к делу, от информации субъектив­ной, непроверенной, к делу не относящейся, преждевременных оценок, ожиданий, интерпретаций, выводов;

• Определение факторов или обстоятельств, которые делают ситуацию про­блемной, то есть препятствуют достижению цели;

• Постановка реалистической цели с описанием деталей желательного исхо­да.

3. Третьим шагом в разрешении проблемы является "мозговой штурм" - ге­нерация альтернатив. При этом следует придерживаться следующих прин­ципов:

• Принцип «количество порождает качество»; Принцип предполагает генера­цию разнообразных вариантов решения проблемы. При этом необходимо предполагать самые различные, возможно и неподходящие варианты. Пусть некоторые из них кажутся смешными или глупыми, главное, чтобы их было как можно больше.

• Принцип «отсроченного решения». Предусматривает понимание того, что окончательное решение будет принято ещё не сейчас. Поэтому можно рас­сматривать любые варианты. Следует подождать и все их обдумать спокойно без мысли о том, что это и есть единственное решение, которое бу­дет принято.

4. Четвёртым шагом разрешения проблемы является принятие решения.

Цель этого шага - развить имеющиеся возможности решения проблемы и 1 выбрать наиболее эффективные из них. Эффективными являются решения, которые полностью разрешают ситуацию и увеличивают положительные последствия. Следует рассматривать четыре категории последствий:

• кратковременные или непосредственные

• долговременные

• направленные на себя

• направленные на окружающих

Следует иметь в виду, что бывают такие проблемы, которые приходится

решать поэтапно. В таком случае следует рассмотреть каждый их этапов решения и его последствия. Определить последовательность этапов и при­мерные сроки.

5. Пятым шагом разрешения проблемы является выполнение решения и

проверка. Процедура выполнения решения и проверки включает четыре эта­па

• эффективное выполнение решения

• изучение последствий разрешения

• оценка эффективности разрешения

• самоподкрепление (самопоощрение).

Приложение

Приложение № 1

Модуль

Перед практическим психологом встают немало технических проблем. Первая состоит в том, что ресурсы сил и времени всегда ограничены. С одной стороны, психологу регулярно приходится разрабатывать все новые и новые мероприятия (лекции, тренинги, беседы…), иначе работа становится неэффективной. А с другой, на создание нового продукта уходит много сил и времени, что сильно сдерживает возможности профессионала. Поэтому требуется найти удачное сочетание унификации и новизны одновременно. Именно здесь таятся новые возможности повышения своего профессионального мастерства. Одним из возможных решений является модульный способ разработки и планирования новых мероприятий.

Модуль – это устойчивое сочетание важнейших элементов, создающее некоторый шаблон (форму), которая может быть наполнена необходимым материалом. Каждый модуль содержит комплекс взаимосогласованных мероприятий. Модульный способ организации мероприятий – это инструмент профессионального мышления, позволяющий минимизировать затраты на создание новых программ и проектов необходимых мероприятий.

Требования к созданию модуля:

1. В мероприятии необходимо задействовать (вовлечь в работу) как минимум три различных субъекта образования. Вероятно, в школе это будут учащиеся, учителя и родители. По отношению к разным субъектам неизбежно ставятся различные задачи.

2. Формы работы должны быть по возможности разнообразными (в разумных пределах).

3. Соблюдается тематическое единство всех видов работы со всеми субъектами образования. Это позволяет объединить всю работу вокруг сравнительно небольшого перечня идей и метафор, создать единый язык, единое понимание.

Все вместе взятые требования обеспечивают эффект тотального воздействия на учащихся – как непосредственно, так и опосредованно: через других людей и через другие мероприятия.

Применительно к задаче профилактики употребления ПАВ предлагается один из возможных вариантов модулей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: