Психологические механизмы самопрограммирования

В обычной жизни мы часто начинаем хотеть чего-то незначительного в масштабах судьбы, но важного сегодня, какую-то мелочь, например, ро­ликовые коньки или чаю с лимоном, или такую же, как у Васи Птичкина, куртку. Хотение это напоминает дневные грезы, мы видим, чувствуем и переживаем желаемое. В отличие от этого, как считает большинство лю­дей, настоящие большие цели — это только те необычные мечты, кото­рые свойственны всем нам. Но люди, которые действительно чего-то до­бились в жизни, знают, что прежде чем начать достигать задуманное, его нужно задумать специальным образом, то есть представить, почувствовать. пережить. Психологические механизмы целеполагания в масштабах судьбы не отличаются от механизмов хотения роликовых коньков. Не­важно, задумал ты стать классным специалистом или попить "Пепси-колы", психологическое программирование личности на достижение цели строится по одним и тем же законам. Что же это за механизмы?

Они описаны в многочисленных работах по нейролингвистическому программированию, которое не слишком отличается от известных представлений о работе мозга, описанных И.П. Павловым. В тренинге Вернера Эрхарда (РейнхардЛ., 1994) приводится метафора, которая понятна даже подросткам и выразительно, на наш взгляд, описывает устройство человеческого ума. Это образ магнитофонной пленки, на которой пишет­ся все, что происходит с человеком. Подобно пленке, запись линейная, однако это не только звукозапись - пишется все, что человек видел, слышал, чувствовал, обонял, осязал, его вкусовые ощущения, напряжения его мышц, положение тела - словом, все. "Тумблером", включающим этот удивительный магнитофон, можно считать эмоции, они же ре­гулируют громкость. Чем сильнее было эмоциональное потрясение, тем ярче запись всего, что ему сопутствовало. Большую часть записей человек не может вспомнить по собственному желанию, однако они неожи­данно включаются, при этом так и не попадая в сознание. Образ оживает целиком, запускаемый каким-то стимулом.

Например, когда вам было четыре года, вы сидели на полу на кухне, мама варила варенье из крыжовника, радио играло "Битлз", у вас текли сопли. Эта запись хранится в человеческом уме и никак не влияет на вашу жизнь. Однако, если в этот момент происходит что-нибудь угрожающее вашей жизни (мать нечаянно капает горячим вареньем вам на ногу, вскрикивает, утешает вас, мажет ожег мазью, дает шоколадку и т.д.), вы получаете (забыв все это в своей взрослой жизни) следующее: вам не нравится даже запах крыжовенного варенья, песни "Битлз" никогда не вызывают у вас радости, скорее тревогу, если вам больно или просто то­скливо, вы покупаете себе шоколадку, вы верите, что ушибленное или обожженное место обязательно нужно помазать, и все пройдет. Когда кто-то на ваших глазах обжигает себя, вы говорите: "Надо помазать чем-нибудь". Почему, спросите себя, вы делаете это? Рационализации не да­ют правильного ответа. А ведь линейные магнитофонные полисенсорные записи в человеческом уме еще и перепутываются, подобно вынутой из кассеты пленке, тогда и возникают немотивированные предпочтения, страхи и предубеждения.

Для чего мы говорим обо все этом? Травмирующие переживания про­шлого, ограничивающие стремление к успеху, можно либо пережить за­ново, рационализируя их (как это делается в рациональной психотера­пии) или представляя другой, счастливый конец (методы направленного воображения используются в разных психотерапевтических школах: психодраме, НЛП, гештальте, психологии.

Как перехитрить внутреннее сознание: метод направленного воображения

Представляя и моделируя будущее, можно просто добавить туда пере­живание успеха из имеющегося уже опыта таких переживаний. Именно направленное воображение может создать яркий образ жизненно важной цели, образ, который имеет тенденцию "притягивать к себе настоя­щее". В работах М. Мольца, в тренинговой программе "Эмпауэрмент", в психотренинге по методу Хосе Сильвы и многих других разработках мож­но найти конкретные методики направленного воображения желаемой ' цели. С незначительными различиями они сводятся к следующему:

1. Перед началом представления нужно расслабиться и сделать не­сколько дыхательных упражнений, снимающих напряжение. За­крыть глаза.

2. Образ, который нужно построить, должен быть позитивным, то есть приносящим удовлетворение, привлекательным.

3. Образ должен быть предельно конкретным, детализированным, подробным, следовательно, на его построение требуется время

4. Это должен быть полисенсорный образ. Его нужно не только уви­деть, но и услышать, почувствовать кожей и телом, услышать запа­хи, почувствовать вкус, пережить и усилить положительные эмо­ции, которые его сопровождают.

5. Представляемые образы должны быть конструктивными, без "не" (например, не "Я больше не толстая", а "Я стройная и подтянутая, вот какая").

6. Образ должен быть сконструирован в настоящем времени *(не "Уменя будет отдельная квартира", а "У меня есть вот такая квартира"). В отдельном сборнике сценариев по работе с будущим мы планируем представить известные сегодня методики работы с направленным воображением. В некоторых методиках предлагаются процедуры "мыслительного" перевода яркого позитивного образа будущего в область уже имеющихся в прошлом образов, так, что он начинает программировать настоящую жизнь человека, — это и есть механизм "притягивания настоящего". Ре­гулярно настраиваясь на желаемое, человек программирует себя на бес­сознательное принятие решений, которые приближают его к этому будущему. Человек незаметно для себя оказывается в желаемом будущем.

Описанные механизмы позволяют "перехитрить" внутреннее сознание и получить опыт успеха, переживания достижения, победы даже в том случае, когда имел место значительный предыдущий травмирующий опыт.

Представление с закрытыми глазами чего-то для себя важного никогда не бывает скучным даже для не слишком активных членов подростковой тренинговой группы. Это беспроигрышная процедура, она волнительна и захватывающа для всех участников.

"Мой день через 10 лет"

Вот фрагмент занятия, на котором можно решить сразу четыре цели: 1) вместо специальной "бумажной" диагностики между делом выявить уча­стников группы со страхом будущего; 2) начать работу по моделирова­нию будущего методом направленного воображения ("начать", потому что эффект дает только систематическое применение данного навыка):

3) дать участникам группы возможность привести в соответствие их лич­ные ценности и цели; 4) согласовать ближнюю и дальнюю перспективы.

Подготовительные упражнения:

"Цветок". Для настроя на работу с образами полезно начать с разминочных упражнений. Ребята делятся на пары и закрыв глаза в удобной по­зе несколько раз глубоко дышат, а затем выполняют следующую инструк­цию: "Представьте себе цветок. Попробуйте увидеть его в деталях. Как он освещен? Какого он цвета? Куда крепится его стебель? Рассмотрите по­дробно его лепестки и листья. Добавьте звуки. Слышите ли вы свой цве­ток или, может быть, другие звуки? Потрогайте его. Понюхайте. Слышите запах? Попробуйте его на вкус. Смотрите, слушайте, вдыхайте запах, чув­ствуйте вкус, осязайте поверхность. Дайте знак, у кого получилось. От­кройте глаза и расскажите друг другу о своих образах."

"Представьте себе". Закройте глаза и представляйте вместе со мной. Представьте себе: как вы гладите котенка; вкус ржаного хлеба; запах бор­ща; звук далекой электрички; свою осеннюю куртку и т.д. (Инструкция произносится медленно и в отличие от предыдущего упражнения, обсуж­дения друг с другом не требуется. Спросите в конце упражнения, что не.получилось).

"Мой день через 10 лет". В этом же режиме: "Представьте себе свой день через 10 лет. Итак, вам 25 (24, 26) лет. Вы просыпаетесь утром. Во сколько? Где? С кем? Что делаете дальше? Не торопитесь, попробуйте увидеть все, что сможете, предельно подробно и конкретно. Не забудьте подойти к зеркалу. Что вы там увидите? Добавляйте звуки и тактильные ощущения. Ваш образ должен быть позитивным, в настоящем времени и приятным. Он должен вам нравиться!"

Это упражнение глубоко задевает подростка, Через 10 лет он представ­ляется себе взрослым, сложившимся человеком (для многих "двадцатилетних" двадцать пять — это уже почти конец жизни, ну уж точно — вторая ее половина). Спросите каждого участника группы, понравилось ли ему то, что он увидел? Это важно, так как далее обсуждать имеет смысл лишь позитивный образ будущего. Обычно участникам хочется поделиться, выплеснуть опыт переживания, поэтому охотно рассказывают (вариант: пишут письменный отчет) об увиденном и пережитом.

Диагностический эффект упражнения. Страх целеполагания проявляет­ся в туманном и неконкретном или неструктурированном образе. Самоотчет такой, к примеру: "Я почти ничего не смог увидеть, все в тумане, только я еду куда-то на спортивной красной машине. Ехать понравилось, но само упражнение вызвало тревогу. А машина была какая-то иномарка".

Эффект согласования ценностей и целей.

Проблемой подростков является некритичное принятие или такое же некритичное отвержение целей будущего, которые ставятся не ими са­мими, а родителями. Цели родителей - чтобы не попал в армию, чтобы поступил в определенный институт и т.п. - могут не найти отражения в образе взрослого подростка и его будущем образе жизни. Спросите ре­бят: "Согласуются ли цели, которые вы сформулировали как жизненно важные, с тем образом будущего, который всплыл в этом упражнении? Сформулируйте новые цели, которые бы естественно вытекали из увиденного. Например: "Купить к 25 годам квартиру, выбрать профессию и достичь квалификации, позволяющей купить к 25 годам такую квартиру, которую я увидел в моем образе будущего, и т.д.". Соотнесите образ бу­дущего с предварительно составленным списком моих важнейших цен­ностей. Какие ценности не реализованы? Почему? (Может быть, они ос­тавлены на следующий период или противоречат увиденному).

Согласование ближних и дальних перспектив. Попробуем просчитать, какие цели должны быть достигнуты через 10 лет, чтобы увиденное вами претворилось в жизнь. Какие, исходя из этого, цели должны быть достиг­нуты через 6-7 лет (окончен институт, получена профессия), через 2-3 года? Через год? Через полгода? И т.д.

Обычный эффект этой смыслообразующей работы - энтузиазм участ­ников группы в учебе, подготовке к экзаменам, поступлении на курсы иностранного языка — то есть позитивные сдвиги во всех направлениях, которые обычно безуспешно контролируются родителями.

В качестве подготовительной работы к этому кульминационному на втором этапе работы с будущем занятию можно использовать следую­щие процедуры:

Ø сочинение "Как я представляю свое будущее" (ничего, кроме на­звания в инструкцию входить не должно);

Ø задание составить список всех своих ценностей;

Ø работа по теме: "Цели мамины, папины и мои собственные" - сортировка (совпадение полное или частичное, несовпадение);

Ø два списка под заглавием: "Все, чего я хочу: а) теперь, б) в буду­щем".

Ø коллекция ситуаций успеха — альбом достижений.

Систематическая работа по тренировке навыка направленного вообра­жения состоит в превращении этого занятия в привычку и в постепенном усложнении и углублении навыка. Так, работа со страхом перед будущим начинается с предварительного вспоминания и нового переживания вместе с подростками опыта своего успеха, достижения, удачи. Только после этого имеет смысл вновь возвратиться к моделированию будущего, ис­пользуя простые нейролингвистические процедуры перевода вообража­емого опыта в жизненный. Так можно "обмануть свое сознание, чтобы выйти за пределы внутренних установок, расширить зону психологичес­кой безопасности и достичь своей желанной цели" (Пауэлл Т., Пауэлл Дж., 1997).

3 этап — "Искусство побеждать" (для 15-17 летних учащихся)

Третий этап — это работа с ресурсами и препятствиями в процессе достижения целей. Нужно напомнить, что в различных психотерапевтиче­ских школах имеются свои способы решения этих задач. Навыки, которые формируются на этом этапе, можно назвать так:

> привычка ставить цели

> работать для их достижения, используя ресурсы "Я"

> и затем праздновать успех.

Наиболее сложная, на наш взгляд, задача — научить подростка "ис­пользовать ресурсы "Я". Этот модуль используется и в других програм­мах, в частности, в программах "Я управляю стрессом" и "Гнев", описан­ных в этом издании. Можно разработать собственные излюбленные при­емы или выбрать что-то из предлагаемого в технике психодрамы, гештальта, арт-терапии, НЛП. Так или иначе, прикосновение к ресурсам соб­ственной состоятельности должно давать ощущение собственной цело­стности и непримитивности, напоминать об опыте успеха и достижения, иными словами, это высшая стадия навыков поддержки - самопод­держка.

Как сформировать навык (привычку) ставить цели?

Используем метод "Маршрут успеха" из книги Пауэлл Т., Пауэлл Дж., "Психотренинг по методу Хосе Сильвы"

    Цели-мечты     На месяц На полгода
                       
    На год На пять лет
           
             

Так, в технике психодрамы можно использовать работу с частями "Я". изображающими социальные и любимые роли протогониста, предлагая к самому протагонисту рассмотреть их как "работающие" на его жизненные цели или нет.

Литература

1. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест, М.: Изд-во РАО, 1995.

2. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.

3. Кривцова С.В. Тренинг "Учитель и проблемы дисциплины", М.,Гене­зис, 1997.

4. Лакейн А. Искусство успевать. — М.: Агенство «Фаир», 1996.

5. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. — С-Пб, Питер,1997.

6. РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст. М, Мир, 1994,

7. РейнхардЛ. Трансформация. — М., 1994.

8. Толстых Н.Н. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет. В кн.: Руководст­во практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М.: Академия, 1995.

9. Толстых Н.Н. Психологическая технология развития временной пер­спективы и личностной организации времени. В сб.: Активные методы в работе школьного психолога. Сборник научных трудов под редакцией Дубровиной И.В., Киров: Эниом, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow