Любая организация, действующая на рынке, контактирует со множеством субъектов рыночных отношений: это и поставщики необходимых ресурсов, это и производственный персонал, это покупатели и конкуренты, государство в лице налоговых и правоохранительных органов, это действующие экономические законы и т.п. Все они воздействуют на организацию, создавая определенные ограничения в её хозяйственной деятельности.
Ограничения – формируются, как правило, внешней средой организации. Возможность влияния на эти ограничения у организации либо отсутствуют вовсе, либо незначительны. Организация, как правило, должна воспринимать такие ограничения как данность. Действительно, вряд ли спрос на рынке существенно зависит от какой-либо фирмы, работающей в данной области. Его надо отслеживать и учитывать в своей работе.
Внешняя среда состоит из среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия на организацию (рис. 3.6).
Как видим из рис. 3.6, внешняя среда организации многофакторная, сложная, обладает высокой динамикой изменений и зависимостью факторов влияния друг от друга, что ещё более усложняет проблему её анализа. Внешняя среда вносит существенный вклад в неопределенность функционирования организации на рынке.
|
|
Условия функционирования организации определяются её внутренней средой (внутренними переменными).
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Ограниченный состав внутренних факторов, влияющих на деятельность организации, представлен на рис. 3.7.
Более полная классификация факторов внешней среды, формирующих систему ограничений в деятельности предприятия, приводится на рис. 3.8.
Любая система, в т.ч. организационная, проходит свой жизненный путь зарождаясь, развиваясь, старея и заканчивая свое существование на рынке в качестве самостоятельного субъекта хозяйственных отношений. Ни одна организация не существует бесконечно.
В теории и практики менеджмента нашло широкое использование понятие организационного жизненного цикла (ЖЦ), графическая модель которого представлена на рис. 3.9. Ограничения деятельности организации и условия, в которых она протекает, прямо или косвенно зависят от этапа ЖЦ, что безусловно должно учитываться руководством при принятии управленческих решений.
На рис. 3.9 отражены условные этапы организационного развития. Можно выделить 4 основных этапов, суть которых сводится к следующему.
Этап 1. Зарождение организации (создание) – идет инвестирование средств в создание предприятия;
|
|
Этап 2. Рост организации – апробируется продукт (услуга) на рынке, масштабы не велики, в самом начале этапа конкуренция слабая, но интенсивно нарастает. Необходимо быстро увеличивать объемы производства и продаж.
Этап 3. Зрелость организации – рынок близок к насыщению, доли рынка распределены, объемы продаж варьируются слабо.
Этап 4. Стагнация организации – рынок сжимается, спрос и объемы продаж падают, необходимо срочно предпринимать шаги по реструктурированию организации, принятию новой стратегии развития. Если таких шагов не предпринять, организацию ждет банкротство.
Однако надо понимать, что, хотя ЖЦ организации – это объективная реальность, но у руководства компанией всегда есть возможность сменить стратегию организационного развития, провести реструктурирование, улучшить бизнес-процессы и т.д., что, в конечном счете, может вывести организацию на новый виток развития. Жизненный цикл организации – объективная реальность, но возрождение организации, переход её к новой кривой жизненного цикла, требует субъективных действий управленческого персонала.
Контрольные вопросы по теме 1.3.
1. Определите формальную организацию с точки зрения ее основных характеристик.
2. Какие виды и разновидности ОПФ относятся к объединению лиц, а какие к объединению капиталов?
3. Какие виды организаций Вы можете выделить?
4. Расскажите об основных элементах организаций и их взаимосвязи.
5. Что Вы можете рассказать о такой функциональной области деятельности организации как производство?
6. Сформулируйте особенности социально-экономических систем.
7. Почему внешняя среда является ограничением успешного функционирования организаций?
8. Проведите различия между средой прямого и косвенного воздействия. Перечислите их основные факторы.
9. Какие основные внутренние переменные в организации следует учитывать менеджерам и какие существуют взаимосвязи между ними?
10. Почему менеджерам следует оценивать влияние изменения общего состояния экономики на деятельность организации?
4. Почему важно понимать, что практически не существует двух одинаковых организаций?