Внутренняя среда организации. Органы управления

Создание и деятельность каждой организации происходят в конкретной обстановке, определяющей вид данной организации и порядок ее функционирования. Эту обстановку можно условно разделить на две части.

Те элементы обстановки, которые влияют на организацию изнутри и являются ее собственной частью, называют внутренней средой организации. Элементы обстановки, воздействующие на организацию извне, как бы со стороны, относят к внешней среде организации.

Внутренняя среда организации определяется ее структурой и органами управления.

Под структурой управления организацией понимается взаимное расположение ее элементов и характер связей между ними. Существуют три основные, принципиально отличающиеся организационные структуры: линейная, функциональная и целевая. Каждой соответствует одноименная система управления.

Линейная система обеспечивает управление по линии прямого подчинения - сверху – вниз. Через эту систему руководители доводят до каждого исполнителя свои распоряжения и осуществляют контроль за их выполнением.

При линейном управлении каждый вышестоящий руководитель является прямым начальником всего нижестоящего персонала, а все нижестоящие работники считаются его подчиненными. Ближайший прямой руководитель называется непосредственным начальником.

Распоряжения отдаются, как правило, по команде «сверху – вниз», т. е. проходят через начальников всех уровней управления. «Снизу – вверх» идут доклады о выполнении распоряжений. В виде исключения возможна передача команд и получение соответствующих докладов и минуя промежуточные инстанции – от любого прямого начальника к любому подчиненному и обратно. В этом случае подчиненный обязан выполнить приказание, доложить о его выполнении отдавшему его лицу, а также своему непосредственному начальнику.

Необходимо продумать линейную структуру управления таким образом, чтобы каждый подчиненный получал приказания и делал доклады только одному начальнику.

Количество прямых подчиненных, замыкающихся на одного начальника, определяется выполняемыми ими управленческими функциями (их количеством, важностью и степенью сложности) и колеблется от 7–9 при сложных ответственных задачах, до 25–30 при типовых функциях.

Аппарат многих крупных современных американских фирм формируется по «правилу 100»: на десять тысяч работников в среднем 100 управленцев (т. е. 1 на 100 человек).

Количество уровней управления должно быть минимальным и определяется исходя из возможностей выдержать указанные нормативы. Так, если оказывается необходимым на данного руководящего работника замкнуть более нормативного количества подчиненных, создается еще один уровень управления.

Линейное руководство обеспечивает единство управления предприятием от директора до рабочего места, согласованность действий администрации и исполнителей. При таком управлении руководителям – директору, его заместителям, начальникам производств, цехов, участков, мастерам и бригадирам – предоставляется вся полнота власти по отношению к подчиненным.

Однако линейного руководства недостаточно для управления весьма сложным производством, которое требует высококвалифицированного решения множества специальных задач – экономических, конструкторско-технологических, снабженческих и т. д.

Для компетентного выполнения этих задач, обеспечения соответствующих им функций, организуется функциональное управление, которое ведется через отделы и бюро главного механика, главного конструктора, главного технолога, планово-экономический, материально-технического снабжения и др.

Линейное нефункциональное управления представлены на предприятии штатными руководителями и соответствующими подразделениями и работают в тесном взаимодействии. Типичная схема организации этой работы обычно такая. Функциональные отделы и бюро работают при линейном руководителе определенного уровня. Они – его помощники и советчики по специальным вопросам и пользуются его властью для ведения своей работы. Между функциональными подразделениями разного уровня (например, отделами предприятия и бюро цеха) существует линия прямого подчинения. Это дает возможность проводить на предприятии единую политику по специальным вопросам – экономическим, техническим, технологическим и др. Такая система всем достаточно хорошо знакома. Но в ней есть один серьезный изъян: будучи хорошо приспособленной для повседневного руководства, она слабочувствительна к целям управления. Между тем, не имея ясных целей управления, сроков их достижения, сведений о необходимых ресурсах, а главное – контролируемых показателей, свидетельствующих о приходе к цели, линейное и функциональное управления остаются как бы без компаса и карты: идти можем, но не знаем куда и сколько времени.

Именно поэтому линейное и функциональное управления должны быть дополнены целевым. Но как это сделать? Вводить дополнительно еще одну штатную систему управления – руководителей, которые отслеживали бы достижение различных целей на различных уровнях? Иногда так и делают. Скажем, заместитель директора предприятия по качеству – это характерный представитель целевого управления. Но такой «штатный» путь целевого руководства все же исключение, допустимое лишь для решения главнейших, принципиальных вопросов деятельности предприятия. В подавляющем же большинстве случаев целевое управление организуется без штатных дополнений, используя потенциал линейного и функционального управлений.

С точки зрения протекания управленческого процесса можно выделить три его возможных типа – целевое, программное и ситуационное управление.

Целевое управление было задумано как постоянно действующая система определения конкретных целей (конечных результатов) для каждого работника предприятия. Формулирование целей должно делаться с максимальной определенностью. Например: «Выпустить новый вид продукции на уровне стандарта №..., отвечающего мировому уровню, к такой-то дате, при себестоимости не более стольких-то рублей». Данная общая цель разделяется на частные цели (подцели), вплоть до каждого рабочего места. Для всех целей устанавливаются сроки достижения, необходимые ресурсы и, что очень важно, количественные показатели, по которым легко проконтролировать, достигнута ли эта цель, а если нет, то что осталось сделать, сколько это потребует времени и других ресурсов.

Расписывая главную цель по ее составляющим, мы как бы выращиваем дерево (так и говорят – «дерево целей»). Главная цель (нулевой уровень) – это основной ствол, первый уровень – ответвления от ствола, второй – ветки, идущие от этих ответвлений, и самый нижний уровень – листья или плоды дерева. Количество уровней может быть различным. Принцип здесь такой – стараться ограничиться необходимым минимумом. Выращивая «дерево целей», нужно иметь в виду следующие, весьма важные для этой работы обстоятельства. Прежде всего цели должны определяться так, чтобы с помощью целей нижнего уровня можно было собрать цель верхнего: «детали», необходимые для такой «сборки», должны быть налицо. Вместе с тем не должно быть ни одной лишней «детали» – цели, которая не используется на верхнем уровне.

Как выбираются цели разных уровней, откуда они берутся? Цель – это желаемый идеал, то целое, что мы в конце концов хотим получить. Выбор цели – чисто человеческое, творческое дело. Вряд ли в обозримом будущем удастся целиком переложить его на компьютер. Определяя цель любого уровня, мы должны умело использовать полученные нами профессиональные знания, собственный и собирательный опыт работы в данной сфере деятельности. Обычно для толкового грамотного человека это не составляет большого труда.

Формулируя цель, мы должны помимо четкого указания ее содержания и назначения исполнителя ответить на следующие вопросы: когда эта цель должна быть достигнута (срок); какими количественными показателями она характеризуется; может ли быть проверено ее достижение (размер, объем, свойства); каковы ресурсы для этого. Все это требует серьезных расчетов, выбора наилучшего варианта из многих возможных, применения для этого экономико-математических методов – одним словом, глубокого обоснования.

Целевое управление имеет место, когда при решении всех производственных и иных управленческих задач на всех уровнях цель играет главную роль. Целевое управление наиболее характерно для единичного и мелкосерийного, а также для опытного производства. Оно обычно применяется при выполнении крупных, порой разовых мероприятий с новыми, неординарными целями, таких, как коренная реконструкция и перевооружение предприятия, переход на принципиально новый вид продукции, внедрение аренды или кооперации и т. п.

Второй тип протекания управленческого процесса – программное управление. В этом случае упор делается не на формирование целей – их здесь немного и они ясны, а на тщательную разработку конкретных заданий, определение последовательности действий подразделений и связи этих действий между собой. Совокупность таких заданий и есть программа управления. Данный тип управленческого процесса применим, как правило, при решении сложных задач производства с множеством участников (в том числе и внешних), когда главным становится согласование их действий по времени. В отличие от обычного плана программа дает возможность управлять выполнением задания «на ходу», выявлять узкие места, перераспределять ресурсы. Для программного управления широко используются сетевые графики (так называемое СПУ – сетевое программное управление). Область применения программного управления – капитальное строительство, выпуск сложных многодетальных изделий, внеплановая сложная и срочная работа.

Третий тип управленческого процесса – ситуационное управление. Оно характерно для устоявшегося, отработанного производства – крупносерийного, массового. Цели здесь ясны и редко меняются. Главное – иметь возможность выйти наилучшим образом из создающихся неблагоприятных ситуаций, сбоев производственного процесса. Это достигается путем использования готовых стандартных решений, позволяющих ликвидировать возникающие отклонения быстро и с наименьшими потерями. (Этот тип управления иногда так и называют – управление по отклонениям.) Здесь управление предприятием должно быть привязано к конкретной обстановке – ситуации, возникшей на производстве. Цель его – разрешение этой ситуации, выход из нее наилучшим образом. При этом рекомендуется действовать по следующей простой схеме:

– постановка диагноза ситуации, в котором должны быть определены главные проблемы предприятия, сформулированы управленческие цели и намечены принципиальные пути (направления) их достижения;

– изучение характеристики ситуации и выделения тех факторов, которые влияют на принятие решений;

– разработка альтернативных (исключающих друг друга) решений;

– оценка каждой альтернативы и выбор той, которая приводит к наилучшему результату;

– выработка конкретного плана действий в соответствии с выбранной альтернативой.

Ситуационный подход требует разработки типовых решений для типовых управленческих ситуаций.

Важно отметить, что на практике трудно встретить обстановку для применения того или иного типа управления в чистом виде. На одном и том же предприятии на разных уровнях управления при решении различных производственных задач могут складываться условия для применения всех трех типов управления как самостоятельно, так и в различных сочетаниях. Примером такого сочетания, получившего широкое распространение в последние годы, может служить программно-целевое управление – создание целевых комплексных программ, впитавшее в себя элементы как целевого, так и программного управления. Область применения программно-целевого управления – решение коренных основополагающих задач предприятия. Вот, к примеру, говорящие сами за себя названия целевых комплексных программ, разработанных на предприятии, производящем медицинскую технику: «Рентабельность», «Качество», «Ритмичность», «Кадры», «Механизация», «Материальные ресурсы», «Техническое обслуживание», «Реконструкция», «АСУ предприятием». После сказанного выше о сути и принципах целевого и программного управления метод разработки упомянутых целевых программ вполне ясен: строится «дерево целей», распределяются ресурсы, а для достижения целей (всех или наиболее важных) разрабатывается программа действий.

При создании организационной структуры необходимо обеспечить выполнение ряда требований:

достижение иерархичности управления, дающей возможность обеспечить разделение управленческих функций по вертикали, соответствующий контроль и учет деятельности;

– разделение управленческого труда по горизонтали, дающее возможность использовать индивидуальные особенности руководителей;

– стандартизация управленческого труда, позволяющая свести его в ряде случаев к готовым правилам и формам;

– объективный подбор управленческих кадров по деловым и профессиональным признакам;

– автоматизация выполнения ряда управленческих функций с соответствующим контролем, учетом и анализом.

Каждое из названных требований таит в себе определенное негативное начало, которое необходимо своевременно заметить и не дать ему повлиять на качество системы управления. Так, иерархичность управления не должна порождать бюрократию, разделение управленческого труда не следует доводить до обезличенности руководителей, стандартизация управленческих процедур не должна исключать инициативности и индивидуальности менеджера, подбор управленческих кадров не следует ограничивать лишь анкетными данными, автоматизация управленческих функций не должна вытеснять гибкое руководство и принижать роль человека-руководителя.

Необходимо придерживаться принципа: столько централизма, сколько необходимо; столько децентрализма, сколько только возможно.

Формирование структурной схемы управления организацией целесообразно проводить в следующей последовательности:

1. Установить главные направления деятельности организации (производство, торговля, финансирование, снабжение, транспортировка, реклама и т. д.).

2. Выделить основные функциональные задачи управления организацией (планирование, стимулирование, учет, контроль и т. д.).

3. Определить, какие из этих направлений и функциональных задач могут быть лучше всего реализованы с помощью линейных, функциональных и целевых структур.

4. Определить объекты управления, необходимые для решения функциональных задач предприятия по всем основным направлениям его деятельности (цехи, отделы, бригады, службы и т.д.). Это так называемая департаментолизация.

5. Определить органы управления всеми объектами и их иерархию.

6. Установить прямые и обратные связи между органами управления и объектами управления.

Исходя из отечественного и зарубежного опыта управления организациями сегодня в нашей стране можно выделить ряд типовых схем организационных структур управления.

Линейно-функциональная структура (рис. 5.1) – наиболее распространенная и поэтому привычная схема. Распоряжения и соответствующие доклады идут от генерального директора и его заместителей по двум независимым линиям: одна – к линейным руководителям (руководителям производственных подразделений и далее по команде) и другая – к функциональным руководителям. Особенностью этой схемы является то, что функциональные руководители (например, бухгалтер, кадровик, технолог) не являются прямыми руководителями всего персонала предприятия и руководят только деятельностью своих функциональных подразделений. Поэтому предусматривается, что они могут отдавать распоряжения всему персоналу лишь по кругу своих профессиональных вопросов. Возможен также вариант, когда распоряжения функциональных руководителей персоналу предприятия отдаются ими через ближайших к ним по иерархической лестнице линейных руководителей.

Рис. 5.1. Линейно-функциональная структура

Достоинствами линейно-функциональной схемы являются ее простота и привычность, а также четкость распределения функций управления между руководящим персоналом.

Серьезный недостаток данной схемы – слабые связи между функциональными подразделениями, а также то, что персонал получает множество указаний как от линейных, так и от функциональных руководителей.

Штабная структура является модификацией, дальнейшим развитием линейно-функциональной схемы. Здесь функциональные руководители получают в свое распоряжение развитые обособленные функциональные подразделения (финансовое управление, управление снабжения и т. д.), которые могут самостоятельно вести работу с производственными подразделениями, в том числе и на коммерческой основе. Данная структура применима лишь на крупных фирмах.

Целевая структура (рис. 5.2) ориентирована на управление достижением конечных целей организации. Вместо иерархии руководителей выстраивается иерархия целей. За достижение каждой цели отвечает определенное лицо – целевой руководитель, который получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые, чтобы прийти к цели. Ему же определяется и срок достижения цели. Цели предприятия могут быть подробно расписаны и в части способов их достижения, тогда целевая структура обретает характер целевой программы (а управление получает название программно- целевого).

Рис. 5.2. Целевая структура

Главное достоинство данной схемы – целеустремленность на конечный результат и хорошая наглядность. Целевые структуры хорошо зарекомендовали себя при решении конкретных обособленных задач, например при создании новых товаров, обеспечении высокого качества продукции, завоевании новых рынков и т. д.

Недостаток целевой структуры – ее уникальность, применимость лишь для одной глобальной цели. С появлением новой цели или с изменением старой эта структура должна быть коренным образом переработана.

Матричная структура (рис. 5.3) представляет собой соединение элементов линейно-функциональной и целевой структур. Это наиболее современная схема, сочетающая в себе возможности того и другого вида управления. Здесь, применительно к каждой цели, определяется набор управленческих функциональных задач, решаемых с помощью как линейного, так и функционального управления, это сочетание показано крестиками, расположенными в местах пересечения горизонтальных и вертикальных рубрик матрицы.

Рис. 5.3. Матричная структура

Достоинство данной схемы в том, что она не разрушается после достижения определенной цели (свойство многоразовости) и вместе с тем позволяет использовать все преимущества целевого управления.

Недостаток данной схемы – ее относительная сложность и связанные с ней высокие требования к качеству управления.

Смешанная структура предполагает сочетание различных типов оргструктур применительно к сложившейся ситуации и решаемой задаче. К сложным структурам следует относиться с осторожностью, так как они несут на себе все «родовые» недостатки исходных схем, плюс те, которые порой порождает их сочетание. Особое значение при формировании схемы оргструктуры приобретает определение степени централизации власти в организации. Степень централизации устанавливается исходя из следующих соображений:

1) соотношения решений, принимаемых на различных уровнях управления. Чем больше это соотношение в пользу верхних уровней, тем степень централизации выше;

2) количества функций, затрагиваемых принятыми решениями. Если это количество больше одной, можно считать централизацию высокой;

3) децентрализованной можно считать оргструктуру, в которой руководители нижних уровней управления имеют право самостоятельно принимать решения, сопряженные со значительной долей затрат средств организации (не менее 50 %);

4) децентрализованная система отличается от централизованной частотой и глубиной контроля низших уровней управления высшими: чем этот контроль чаще и подробнее, тем централизованнее система.

Децентрализация власти связана с передачей управленческих полномочий с верхних уровней управления на нижние – с так называемым делегированием полномочий.

В современном российском и зарубежном менеджменте наблюдается ряд направлений делегирования полномочий путем создания следующих специфических организационных структур:

Региональная структура предполагает передачу ряда управленческих функций от головной фирмы (материнской организации) к ее отделениям (дочерним организациям) в различных регионах. В первую очередь, это функции реализации товаров, производимых головной фирмой, маркетинга и снабжения сырьем. При такой структуре появляется возможность учета и всемерного использования географических, экономических, социальных, политических и иных особенностей регионов в интересах фирмы.

Продуктовая структура предполагает делегирование полномочий руководителям подразделений предприятия, производящих определенные виды продукции.

Потребительская структура строится на передаче управленческих полномочий подразделениям фирмы, ориентированным на определенные категории потребителей (молодежь, лиц пожилого возраста, промышленные предприятия).

Дивизиональная (отделенческая) структура. Смысл этой схемы в том, что верхний уровень управления сохраняет за собой лишь стратегические решения, связанные, в первую очередь, с распределением материальных ресурсов, а все оперативные решения передаются на нижние уровни, которые получают максимальную самостоятельность. Эта схема применяется, например, для управления зарубежными отделениями фирмы. Контроль за деятельностью отделений при этом ограничивается минимальным числом показателей, например прибылью и ассортиментом продукции.

Возможно и сочетание описанных схем делегирования полномочий и связанной с этим децентрализацией власти.

В последнее время все большее внимание уделяется созданию так называемых адаптивных, или органических, структур управления, их главными особенностями являются:

– гибкость организационных форм, допускающих их частую и эффективную смену применительно к внешним условиям деятельности;

– быстрое и широкое внедрение в управленческую работу последних достижений науки и техники, прежде всего компьютеров и их производных;

– оперативное реагирование на изменения в управляемом объекте, вызванные научно-техническим прогрессом;

– применение современных средств коммуникации и оргтехники;

– повышенный интерес к анализу деятельности управленческих структур с целью использования его результатов для повышения эффективности управления.

Основными объектами управления в организации являются:

– организация, предприятие, учреждение;

– управление, служба;

– отделение, отдел;

– цех, участок, бюро;

– бригада, рабочее место.

Основными органами управления в организации являются:

– общее собрание (акционеров, участников трудового коллектива);

– совет директоров (наблюдательный совет);

– председатель совета директоров (президент);

– правление;

генеральный директор (топ-менеджер, директор, руководитель);

– менеджеры различных уровней.

Компетенция (перечень решаемых вопросов и процедура принятия решений) органов управления организацией устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом законов о труде Российской Федерации, законами Российской Федерации об организациях различных организационно-правовых форм и различных направлениях деятельности (например, об акционерных обществах, об образовании, культуре и т. д.) и закрепляется в уставе организации. Генеральный директор (топ-менеджер, директор, руководитель) обладает следующей компетенцией:

– без доверенности действует от имени общества;

– представляет его интересы;

– совершает сделки от имени общества;

– утверждает штаты;

– издает приказы и отдает указания, обязательные для всех работников общества.

Члены совета директоров (наблюдательного совета), правления (дирекции), генеральный директор (топ-менеджер, руководитель) несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу по их вине или из-за их бездействия.

При формировании структуры управления предприятиями в условиях рыночной экономики важное значение приобретает согласование полномочий и соответствующей управленческой компетенции руководителей организации, отражающих интересы собственника и менеджера. Это достигается двухступенчатой схемой принятия управленческих решений в системе управления.

На верхней ступени управленческие решения принимаются собственником или его полномочным представителем – общим собранием акционеров, советом директоров, председателем совета директоров (президентом). Это решения принципиального, стратегического, долговременного характера.

На нижней ступени управленческие решения принимаются менеджером (коллективно или единолично) – генеральным директором, директором, руководителем. Это оперативные решения, возникающие в ходе каждодневной деятельности.

Важно понять, что здесь нет прямого, непосредственного подчинения руководителей нижней ступени руководителям верхней. Взаимоотношения этих ступеней скорее напоминают ситуацию, возникающую при разделении законодательной и исполнительной властей: на верхней ступени принимаются принципиальные установки (законы), а на нижней ступени они реализуются полноправными, самостоятельными и ответственными исполнителями. Как будет показано ниже (при рассмотрении органов управления организацией), менеджер, в рамках данных ему полномочий, обладает полной хозяйственной и административной самостоятельностью.

Менеджеры организации (руководители, начальники, заведующие) обычно подразделяются на три звена управления – высшее, среднее и низшее.

Менеджеры высшего звена управления принимают решения в масштабе организации. На них лежит вся полнота ответственности за достижение целей предприятия, в первую очередь – за получение прибыли. Их работа менее регламентирована, рабочий день обычно не нормируется. К менеджерам высшего звена управления относятся председатель и члены совета директоров (наблюдательного совета), генеральный директор и члены правления (дирекции), заместители генерального директора, начальники управлений.

Менеджеры среднего звена управления – промежуточное звено между верхним и нижними звеньями. Их задача – донести до нижних звеньев решение руководства организацией и проконтролировать их выполнение. Одновременно они являются своеобразным фильтром, отсеивая избыточную информацию, принимая самостоятельно решения по непринципиальным вопросам и разгружая тем самым верхнее звено управления для творческих решений. К менеджерам среднего звена управления относятся руководители отделений, цехов, служб.

Менеджеры низшего звена управления руководят персоналом, находящимся непосредственно на рабочих местах. Их главная задача – обеспечить качественное выполнение рабочих заданий, трудовую дисциплину и порядок в своих подразделениях. К менеджерам этого звена управления относятся руководители отделов, бюро, участков, бригад, групп.

Управление организациями различных организационно-правовых форм имеет ряд особенностей.

Вначале рассмотрим отличия в управлении коммерческими организациями.

Управление в полном товариществе регламентируется учредительным договором, подписанным всеми товарищами.

Физическое или юридическое лицо может быть участником только одного полного товарищества. Фирменное наименование полного товарищества содержит слова «полное товарищество» и имена всех участников. Возможно вместо всех участников упомянуть одного или нескольких с добавлением слов «и компания».

Управление, как правило, осуществляется по общему согласию всех участников. Случаи, когда решения принимаются большинством голосов участников, оговариваются в учредительном договоре. Каждый участник обладает одним голосом (если иной порядок не предусмотрен учредительным договором). Каждый участник полного товарищества, как правило, может действовать от имени товарищества. Учредительным договором может быть также предусмотрена и совместная деятельность товарищей либо поручение этой деятельности отдельным участникам. Причем при совместном ведении деятельности на каждую сделку требуется согласие всех участников.

В случае, если товарищество уполномочивает для ведения дел организации одного или нескольких участников, остальные товарищи для совершения сделок от имени товарищества должны получить от уполномоченных соответствующие доверенности. Упомянутые полномочия по требованию одного или нескольких участников могут быть прекращены судом лишь при наличии серьезных оснований – грубого нарушения уполномоченным своих обязанностей либо неспособности вести дела.

Участник полного товарищества должен вести в товариществе определенную работу предусмотренную учредительным договором. Участник не имеет права без согласия остальных товарищей совершать от своего имени, в своих интересах либо в интересах третьих лиц сделки, аналогичные тем, которые характерны для товарищества. Нарушение этого условия влечет за собой необходимость передачи товариществу приобретенной выгоды либо возмещения убытков.

Прибыль и убытки делятся между товарищами пропорционально их долям в общем (складском) капитале либо в ином порядке, предусмотренном учредительным договором. Устранение кого-либо из товарищей от участия в прибылях и убытках запрещается. Прибыль не распределяется между товарищами до тех пор, пока чистые активы организации не превысят размера общего (складского) капитала.

Участники полного товарищества солидарно отвечают по его обязательствам своим имуществом. Эта ответственность распространяется и на те обязательства, которые возникли до вступления данного участника в организацию. Ответственность сохраняется и в случае выбытия участника еще в течение двух лет. Соглашения участников товарищества об устранении кого-либо из них от ответственности либо о ее ограничении не допускаются.

Исключение участника из товарищества может быть произведено лишь по решению суда по единогласному мнению остальных товарищей при наличии достаточных оснований (нарушение обязанностей, неспособность ведения дел). Участнику, выбывшему из полного товарищества, выдается его доля общего имущества либо выплачивается ее стоимость.

Полное товарищество может быть ликвидировано по решению его участников либо по постановлению суда, а также в том случае, когда в организации остается единственный участник.

Управление в товариществе на вере регламентируется учредительным договором, подписанным всеми полными товарищами.

В товариществе на вере помимо полных товарищей имеется еще один или несколько участников-вкладчиков (так называемых коммандистов), которые вкладывают в товарищество свои средства, получают по ним доход, но не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества. Вкладчики несут риск убытков только в пределах своих вкладов.

Физическое или юридическое лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере, а полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать слова «товарищество на вере» (или «коммандитное товарищество) и либо имена всех полных товарищей, либо наименование не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания».

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами (а вкладчики-коммандисты им доверяют – отсюда название организации). Порядок управления соответствует правилам для полного товарищества. Вкладчики могут выступать от имени товарищества на вере только по доверенности.

Вкладчик товарищества на вере имеет следующие основные права:

– получать прибыль, соответствующую его доле в общем (складском) капитале;

– получить свою долю в общем капитале при выходе из товарищества;

– передать свою долю или ее часть другому вкладчику или третьему лицу;

– получать информацию о деятельности товарищества (годовой отчет и баланс).

Товарищество на вере ликвидируется на тех же основаниях, что и полное товарищество. Кроме того, оно может быть ликвидировано при выбытии из него всех вкладчиков. В последнем случае товарищество на вере может быть преобразовано в полное товарищество. При ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют преимущественное по отношению к полным товарищам право на получение своей доли общего капитала.

Управление в акционерном обществе регламентируется Законом об акционерных обществах и Уставом общества.

Высшим органом управления в акционерном обществе является общее собрание акционеров. Порядок созыва общего собрания и принятия на нем решений (процедура голосования, по каким вопросам требуется квалифицированное большинство голосов, а по каким достаточно простого большинства) предусматриваются уставом.

Исключительной компетенцией общего собрания акционеров должно быть:

– изменение устава общества;

– изменение величины уставного капитала;

– выборы членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии, а также досрочное прекращение их полномочий;

– образование исполнительных органов общества (правления, генерального директора), а также прекращение их полномочий; уставом общества эта компетенция может быть передана совету директоров;

– решение о преобразовании, реорганизации или ликвидации общества;

– утверждение балансов и счетов прибылей и убытков, а также годовых отчетов общества;

– распределение чистой прибыли, в том числе и на выплату дивидендов.

В соответствии с законом об акционерных обществах и его уставом, по решению общего собрания акционеров, к исключительной компетенции общего собрания могут быть также отнесены и другие вопросы.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции акционерного общества, не могут быть переданы на решение исполнительных органов общества.

Совет директоров акционерного общества (наблюдательный совет) создается при наличии более чем пятидесяти акционеров. Работой совета директоров руководит его председатель (президент). Исключительная компетенция совета директоров в соответствии с Законом об акционерных обществах определяется уставом общества. Вопросы этой компетенции не могут передаваться исполнительным органам общества.

В компетенцию исполнительного органа входят вопросы, не являющиеся исключительной прерогативой общего собрания и совета директоров. Исполнительный орган управления обществом создается в соответствии с Законом об акционерных обществах и уставом общества и может быть как коллегиальным (правление, дирекция), так и единоличным (генеральный директор, директор, руководитель). Исполнительный орган ведет текущее (оперативное) руководство обществом. Он подотчетен общему собранию акционеров и совету директоров. Совмещение должностей в совете директоров и исполнительном органе не допускается. Полномочия исполнительного органа могут по решению общего собрания акционеров передаваться для осуществления менеджмента постороннему наемному управляющему (менеджеру) или управляющей коммерческой организации.

Те акционерные общества, которые в соответствии с законом обязаны публиковать для всеобщего сведения свой баланс, счет прибылей и убытков, а также годовой отчет, должны для проверки правильности годовой финансовой отчетности привлекать ежегодно профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. По требованию части акционеров, общая доля которых в уставном капитале общества составляет не менее 10 %, должна быть в любое время проведена аудиторская проверка деятельности общества даже в том случае, если общество по закону не обязано публиковать вышеупомянутые документы.

Акционерное общество по решению общего собрания акционеров может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также реорганизовано. Ликвидация акционерного общества может быть проведена по решению суда или добровольно по решению общего собрания акционеров.

Управление в обществе с ограниченной ответственностью регламентируется соответствующим законом и уставом общества.

Высшим органом управления в обществе с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Порядок созыва общего собрания и принятия на нем решений (процедура голосования, по каким вопросам требуется квалифицированное большинство, а по каким достаточно простого большинства) предусматривается уставом общества.

Исключительной компетенцией общего собрания общества должно быть:

– изменение устава общества;

– изменение величины уставного капитала;

– образование исполнительных органов общества или прекращение их полномочий;

– решение о преобразовании, реорганизации или ликвидации общества;

– утверждение балансов, счетов прибылей и убытков, а также годовых отчетов общества;

– распределение чистой прибыли.

В соответствии с законодательством и уставом общества, по решению общего собрания к исключительной компетенции общего собрания могут быть отнесены также и другие вопросы. Общее собрание создает подотчетный ему исполнительный орган управления обществом. Исполнительный орган управления может быть как единоличным (генеральный директор, директор, руководитель), так и коллегиальным (правление). Правление избирает своего председателя (президента).

Единоличный управляющий для осуществления менеджмента (менеджер) может быть избран общим собранием участников также из числа посторонних наемных работников.

Исполнительный орган управления осуществляет текущее (оперативное) управление обществом. Он подотчетен общему собранию. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы на решение исполнительных органов общества.

Для проверки правильности ведения финансовых документов общества оно вправе ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Такая проверка также должна проводиться в любое время по требованию хотя бы одного из его участников.

За исключением специально оговоренных законом случаев публичная отчетность общества с ограниченной ответственностью не требуется.

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью производится по решению суда или добровольно по решению общего собрания участников.

Управление в обществе с дополнительной ответственностью осуществляется в основном по тем же правилам, что и в обществе с ограниченной ответственностью.

Управление в производственном кооперативе регламентируется соответствующим законодательством и уставом кооператива.

Высшим органом управления в кооперативе является общее собрание его членов. Исключительной компетенцией общего собрания является:

– прием и исключение членов кооператива;

– изменение устава кооператива;

– образование наблюдательного совета и исполнительных органов кооператива, а также досрочное прекращение их полномочий; образование исполнительных органов и прекращение их полномочий устав может поручить наблюдательному совету;

– утверждение балансов, распределения прибыли и убытков, а также годовых отчетов;

– решение о преобразовании, реорганизации и ликвидации кооператива.

В соответствии с законодательством и уставом кооператива к компетенции общего собрания могут быть отнесены и другие вопросы.

При принятии решений общим собранием каждый член кооператива располагает одним голосом. В кооперативе с числом членов более пятидесяти для осуществления контроля за деятельностью исполнительных органов общее собрание кооператива образует наблюдательный совет. Вопросы, отнесенные законодательством к исключительной компетенции общего собрания или наблюдательного совета кооператива, не могут быть ими переданы его исполнительным органам.

Общее собрание кооператива образует исполнительные органы, в качестве которых выступают правление кооператива и его председатель. В небольших кооперативах правление не создается. Исполнительные органы кооператива осуществляют текущее (оперативное) управление. Они подотчетны правлению кооператива и общему собранию его членов. Членами наблюдательного совета, правления, а также председателем кооператива могут быть только его члены. Совмещение должностей в наблюдательном совете и исполнительном органе не допускается.

Производственный кооператив может быть по единогласному решению его членов преобразован в хозяйственное товарищество или общество. Добровольная реорганизация или ликвидация кооператива производится по решению общего собрания. Кооператив может быть ликвидирован по решению суда.

Управление государственным и муниципальным коммерческим предприятием (так называемым унитарными) регламентируется соответствующим законодательством, а также уставом предприятия.

Органом управления унитарным предприятие является руководитель (генеральный директор, директор), назначаемый) собственником либо уполномоченным собственником органом – государственным или муниципальным органом власти. Руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия подотчетен собственнику его имущества.

Фирменное наименование государственного или муниципального предприятия должно содержать имя собственника его имущества.

Государство и муниципалитет не отвечают по обязательствам соответствующих учрежденных ими предприятий. Государственные и муниципальные предприятия, в свою очередь, отвечают по своим обязательствам всем переданным им государственным и муниципальным имуществом и не отвечают по обязательствам государства или муниципалитета.

Управление на государственных и муниципальных унитарных предприятиях может осуществляться в двух формах: на основе хозяйственного ведения, на основе оперативного управления. Сущность этих форм раскрыта в главе 1.

Управление в некоммерческих организациях регламентируется соответствующим законодательством, а также уставом организации.

Высшим органом управления потребительским кооперативом является общее собрание членов кооператива. Общее собрание образует исполнительный орган кооператива. Общее собрание и исполнительный орган потребительского кооператива располагают исключительной компетенцией в решении вопросов, предусмотренных для них законодательством и уставом кооператива. К управлению потребительским кооперативом применимы общие принципы, предусмотренные законодательством для производственных кооперативов.

Управление общественными и религиозными организациями строится исходя из общих принципов, заложенных в законодательстве (прежде всего в Гражданском кодексе Российской Федерации), а также в соответствующих уставах. Поскольку общественные организации носят добровольный характер, управление ими предусматривает демократический порядок выборности органов власти и равенства голосов всех членов организации при принятии решений. Принципиальная схема управления: общее собрание (съезд) – президиум (правление) – избранный руководитель (председатель). Правление и руководитель подотчетны общему собранию (съезду).

Управление фондами исходит из того, что учредитель–собственник имущества, передавая фонду определенные средства, не становится его участником. В связи с этим управляют фондом лишь его участники, ведущие работу в фонде.

Контроль за деятельностью фонда осуществляет попечительский совет, сформированный из представителей организаций и авторитетных граждан, представляющих то направление, в котором работает фонд (социальное, культурное, образовательное и т. д.). Попечительский совет, как правило, назначает руководителя фонда, а тот, в свою очередь, принимает на работу остальной управленческий персонал. Управление фондом осуществляется с обязательным утверждением или согласованием попечительского совета.

Органы управления фондом могут вносить изменения в его устав лишь в тех случаях, когда такая возможность предусмотрена в самом уставе. Это сделано для того, чтобы фонд не отходил от своих уставных целей.

Ликвидация фонда возможна только в судебном порядке, самоликвидация фонда запрещена законом.

Управление учреждениями регламентируется соответствующим законодательством, а также уставами, общими и адресными положениями, утвержденными собственником имущества учреждения.

Управление учреждениями ведется по правилам оперативного управления для государственных и муниципальных унитарных предприятий (см. главу 1). Во главе учреждения собственник имущества ставит руководителя по своему усмотрению. Выборность органа управления, как правило, исключается. Собственник-учредитель полностью отвечает по обязательствам своего учреждения. В связи с этим банкротство учреждений не предполагается.

Управление объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами) строится исходя из общих принципов, заложенных в законодательстве (прежде всего в Гражданском кодексе Российской Федерации), а также в соответствующих уставах и договорах.

Поскольку объединения юридических лиц носят добровольный характер, управление ими базируется на демократических принципах выборности руководителей и равенства голосов всех членов объединения при принятии решений. Порядок образования и компетенция органов управления объединения юридических лиц, а также порядок преобразования, реорганизации и ликвидации этих лиц определяются уставом объединения.

Ассоциации или союзы могут создаваться порознь как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Одновременное участие в одном и том же объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается. Объединения юридических лиц не вправе выполнять какие-либо функции по управлению находящимися в их составе организациями. Их задача ограничивается представительскими функциями и защитой интересов участников, а также координацией этой деятельности. Участники ассоциации или союза самостоятельно определяют его деятельность и осуществляют необходимое для этого управление.

Объединение юридических лиц не отвечает по обязательствам своих членов. Однако члены ассоциации или союза могут отвечать по долгам объединения своим имуществом. Банкротство объединений юридических лиц не предполагается.

Рассмотрим структуру, объекты и органы управления производственно-экономической системой.

Важным фактором с точки зрения системного подхода к предприятию является организация управляемой системы, которая рассматривается как определенная упорядоченность элементов системы и их взаимодействия. В качестве элементов управляемой системы в данном случае выступают вещественные и личные объекты – средства производства и люди.

Понятие организации включает, таким образом, становление системы и управление ее функционированием. Вследствие этого понятие организации в известном смысле шире, нежели понятие управления. Однако с момента создания предприятия все его элементы должны функционировать взаимосвязано, чтобы избранные критерии достигали экстремальных значений и цели функционирования предприятия реализовывались наилучшим образом. Обеспечение наилучшей, относительно избранных критериев, работы предприятия и составляет цель функционирования его системы управления. Структура системы управления отражает, как правило, структуру объекта управления в том смысле, что основным подразделениям предприятия соответствуют аналогичные подразделения системы управления.

Под системой управления предприятием следует понимать организованный коллектив специалистов, выполняющий все функции управления, обеспечивающие достижение целей деятельности предприятия, с использованием необходимой информации, методов и техники управления. Системой функций управления будем называть полный комплекс взаимоувязанных во времени и пространстве работ по управлению.

В качестве основных системных функций управления предприятием целесообразно принять:

– планирование производственно-экономической деятельности предприятия;

– оперативное управление производством;

– управление развитием предприятия и технической подготовкой производства;

– управление материально-техническим снабжением производства;

– управление сбытом готовой продукции;

– контроль качества продукции;

– учет производства и осуществление финансовой деятельности предприятия;

– управление техническим обеспечением и организационно-хозяйственным обслуживанием производства;

– подбор, расстановку, воспитание и повышение культурно-технического уровня кадров;

– управление социальным развитием предприятия;

– совершенствование организации производства, труда и управления.

Для выполнения каждой из перечисленных функций управления нужно обеспечить выполнение комплекса работ или решение комплекса частных задач управления.

Естественно, что процессы производства и управления протекают параллельно и взаимосвязано, составляя вместе единую систему. Производство не может функционировать без управления, а управление без производства лишено смысла.

Система управления предприятием является многоуровневой. Иерархия уровней представлена на рис. 5.4. Материальное производство изображено в виде потока преобразования ресурсов, подверженного стохастическому влиянию внешней среды. Функцией управления, непосредственно связанной с материальным потоком, является функция обеспечения производственного процесса необходимыми ресурсами – предметами труда, орудиями труда и людьми, преобразующими предмет труда с помощью орудия труда в готовую продукцию. Для циклического осуществления данной функции необходима реализация продукции. Таким образом, в эту функцию входят наем и увольнение работников, поддержание запасов и реализация готовой продукции, обеспечение энергией, инструментом и ремонтом, поддержание на уровне основных производственных фондов.

Рис. 5.4. Иерархическая система управления предприятием

Для поддержания на каждый данный момент уровня ресурсов в должном состоянии необходимо управлять процессом их обеспечения во времени. Это выполняют два следующих уровня иерархии управления: оперативно-производственное планирование и оперативное регулирование. Они играют основную роль в процессе стабилизации деятельности промышленного предприятия. Функция оперативного регулирования принимает информацию о требуемом и фактическом состоянии процесса, вырабатывает управляющие воздействия и реализует их. Информация о требуемом состоянии процесса подается ей от функции оперативно-производственного планирования, которая по существу дает текущие установки регулируемых параметров объекта управления (на месяц, сутки, смену). Эти установки можно задавать исходя из нормативных данных и годовой производственной программы.

Годовая производственная программа является функцией следующего уровня иерархии – функции технико-экономического планирования. Она составляется исходя из заданий, поступающих от вышестоящей инстанции, информации о состоянии производства и внешней среды, а также исходя из результатов функционирования подсистемы прогнозирования и развития предприятия, занимающей самое высокое положение в иерархии управления предприятием.

Функцией системы прогнозирования является анализ и оценка эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия и предсказания о перспективах его развития в зависимости от требований всей экономической системы общества и состояния среды. Результат действий этой подсистемы влияет на состояние годовых планов и на специальное и техническое развитие предприятия.

Последовательность решения задач в процессе управления. Рассмотрим один из рациональных вариантов взаимосвязи основных задач управления функционированием предприятия, приведенный на рис. 5.5. Каждый блок на этом рисунке представляет собой не чисто формализационную, а человеко-машинную процедуру, в которой решающее слово остается за человеком *.

* Схема на рис. 3.4 не включает комплекса задач, связанных с развитием предприятия.

Рис. 5.5. Взаимосвязи основных задач управления предприятием

Основой получения всех необходимых для решения задач системы является ее информационная база, состоящая из определенной совокупности массивов, включающих необходимую нормативную, плановую и оперативную информацию о состоянии производства на текущий момент с установленной дискретностью.

Задача формирования годового плана по номенклатуре является начальной. Она решается на основании заданий вышестоящей инстанции исходя из имеющихся и плановых ресурсов и резервов предприятия относительно избранных критериев, отражающих место предприятия в системной иерархии экономики государства. Задача решается оперативно и доводится до момента согласования интересов предприятия и вышестоящей инстанции. При составлении оптимального плана происходит проверка и согласование его обеспеченности ресурсами, такими, как численность рабочих, фонд заработной платы, норматив незавершенного производства, норматив активной часта основных фондов, запасы всех видов и т. д.

После того как оптимальный план по номенклатуре рассчитан, необходимо сформировать его основные технико-экономические показатели:

объем товарной продукции в стоимостном выражении,

– чистую продукцию,

– план по обязательной номенклатуре,

– себестоимость,

– прибыль,

– основные и оборотные фонды,

– рентабельность,

– фонд зарплаты,

– налог с оборота,

– ассигнования из бюджета.

Эти расчеты сопровождаются решением ряда частных оптимизационных задач с учетом заданного уровня вероятности выполнения плана. Расчеты технико-экономических показателей плана непосредственно связаны с расчетами материально-технического снабжения, обеспечивающего выполнение принятых планов.

Затем решается ряд важнейших задач оперативного планирования: расчет оптимального размера партий, расчет страховых запасов, учет опережений и построение графика запуска-выпуска. Все эти задачи должны решаться с учетом рассчитанных страховых запасов по всем компонентам. После решения этих задач может быть начат производственный процесс. В ходе процесса происходит решение задачи его прохождения по всем необходимым параметрам. Через заданные промежутки времени, с установленной дискретностью, происходит решение комплекса задач регулирования производственного процесса и вводятся соответствующие управляющие воздействия на объекты управления – производственные подразделения. В этой связи особую важность составляют постоянный сбор статистических данных, их обработка, расчет корректур вероятностных характеристик параметров производства и управления с тем, чтобы страховые запасы всегда соответствовали обстановке.

Таким образом, планирование производства делится на технико-экономическое и оперативно-производственное. Первое объединяет перспективное и текущее планирование и строится применительно к отдельным элементам объекта управления – производственным мощностям, трудовым ресурсам, материальным ресурсам и т. д. Оно обеспечивает конечные результаты и потребные ресурсы. Второе ставит своей главной задачей спланировать осуществление производственных процессов – разработку календарных нормативов, выдачу заданий на рабочие места и т. д. – с целью увязки во времени и пространстве отдельных элементов производства.

Управление предприятием должно строиться на основе совокупности научно обоснованных и проверенных практикой принципов управления производством. Приведем некоторые наиболее важные.

1. В управлении должен реализовываться целевой подход, суть которого заключается в ориентации деятельности предприятия на конкретные конечные народнохозяйственные результаты. Методологической основой целевого подхода являются определение и формирование главной цели деятельности предприятия, ее последующая дифференциация в виде иерархической взаимоувязанной системы целей, в том числе по производственным единицам и подразделениям. Должны предусматриваться при этом обеспечение условий, необходимых для достижений целей, а также организация деятельности трудового коллектива в интересах достижения поставленных целей.

2. Для обеспечения рационального разделения и кооперации труда в сфере управления и повышения на этой основе его эффективности должен реализоваться функциональный подход к управлению, суть которого состоит в выделении совокупности конкретных функций управления. Для их осуществления должны быть сформированы специальные функциональные подсистемы управления.

3. Для обеспечения единства руководства предприятием и его подразделениями сверху донизу, согласованности действий исполнителей и ответственности руководителей за результаты деятельности вверенных им подразделений реализуется линейный подход к управлению. Суть этого подхода заключается в том, что строится рациональная производственная структура предприятия и для каждого его подразделения назначается руководитель, подчиненный вышестоящему руководителю и обладающий полнотой власти во вверенном ему подразделении. Этот руководитель в пределах своего подразделения осуществляет непосредственное руководство производственным процессом через подчиненных ему линейных руководителей.

4. На предприятии должно быть осуществлено рациональное сочетание целевого, функционального управления и линейного руководства.

5. Система управления предприятием сама нуждается в постоянном управлении с целью ее совершенствования на основе передового опыта и достижений теории управления социалистическим производством.

В соответствии с этим система управления промышленным предприятием включает следующие подсистемы: линейного руководства, целевые комплексные, функциональные и обеспечивающие.

Подсистема линейного руководства делает возможным непосредственное управление производственным процессом на основе принципов единоначалия в координации работ функциональных и целевых звеньев на каждом уровне управления.

Целевые подсистемы обеспечивают комплексность управления для достижения основной цели каждой из этих систем путем интеграции и координации выполнения всего комплекса задач управления. В целевых подсистемах могут формироваться целевые программы, направленные на достижение определенных целей в конкретные периоды времени.

Функциональные подсистемы обеспечивают выполнение своих конкретных функций для достижения всех основных целей деятельности.

Подсистема обеспечения управления гарантирует правомочность, обоснованность, полноту и своевременность решения управленческих задач.

Подсистема линейного руководства включает всех линейных руководителей, начиная с директора предприятия и кончая бригадирами. На уровне управления предприятием линейное руководство ориентируется преимущественно на решение важнейших технических, экономических и социальных вопросов, определяющих конечные результаты производственно-хозяйственной и социальной деятельности, а также на перспективы развития предприятия.

На уровне управления цехом линейное руководство ориентируется преимущественно на организацию ритмичного выполнения производственных заданий и выпуск продукции в установленной номенклатуре и качестве, на эффективное использование имеющихся производственных ресурсов и основных производственных фондов, а также на повседневное решение вопросов социальной жизни коллектива.

На уровне производственного участка, бригады линейное руководство ориентируется преимущественно на повседневное выполнение и перевыполнение производственных заданий, внедрение передовых методов организации труда, обучение рабочих передовым методам и приемам труда, повышение его качества, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, а также на содержание в исправности технологического оборудования, оснастки и инструмента. Линейные руководители производства, цеха, участка наделяются правами окончательных решений по оперативным вопросам управления производством и в принятии решений опираются на функциональные органы, находящиеся в их подчинении.

Целевые подсистемы в соответствии с основными целями деятельности предприятия подразделяются на выполняющие управление:

– планом производства и поставками продукции;

– качеством продукции;

– ресурсами;

– развитием производства;

– социальным развитием трудового коллектива;

– охраной окружающей среды.

Состав целевых подсистем может дополняться, объединяться или расчленяться при условии охвата всех основных целей деятельности предприятия. Каждая целевая подсистема, в свою очередь, представляет комплекс задач управления. Перечень таких задач определяется в каждом конкретном случае исходя из необходимости реализации в процессе целевого управления всей совокупности требований, обеспечивающих достижение данной цели. Координация целевого управления и ответственность за достижение соответствующих целей в каждой целевой подсистеме возлагаются на специально создаваемые органы целевого управления (например, орган управления качеством продукции, ресурсами и т. д.), органы функционального управления или на коллегиальные органы.

Функциональные подсистемы характеризуются конкретной функцией управления (плановой, диспетчерской, работой с кадрами, снабжения, сбыта и т. д.). Состав функциональных подсистем и решаемых ими комплексов функциональных задач, а также распределение их между подразделениями предприятия определяются в каждом отдельном случае. В функциональных подсистемах цели управления устанавливаются в соответствии с основными целями деятельности предприятия. Каждая функциональная подсистема включает функциональные подразделения всех уровней управления (управление, отдел, бюро, группа, специалист).

Итоги рассмотрения производственно-экономических систем как объектов управления позволяют сделать выводы о том, что это типичные сложные системы. Основным инструментом их исследования служит системный анализ, а управлять ими можно только с позиций системного подхода. Рассматривая любой элемент производственно-экономической системы и принимая любое решение, следует всегда предвидеть возможные изменения во всех звеньях системы, как бы далеко они не отстояли друг от друга.

Научно-технический и социальный прогресс ведет к усложнению производства, увеличивается номенклатура и трудоемкость изделий, множатся связи между элементами производства. Все это приводит к прогрессирующему усложнению процессов управления: требуется больше информации, на принятие решений остается меньше времени, удорожаются ошибки управления. В процесс управления вовлекается относительно большая часть заводского персонала. Появляются, наконец, процессы, которые нуждаются в роботизации или скорость протекания которых не поддается управлению «ручными» методами. Все эти обстоятельства диктуют необходимость повышения эффективности управления, в основном за счет его автоматизации.

Главным источником эффективности управления является не уменьшение персонала, функционирующего в сфере управления, а повышение результативности производства, чему способствует:

– рост производительности труда (в основном за счет уменьшения простоев, аварийных ситуаций, лучшей согласованности в работе отдельных исполнителей);

– усовершенствование производственных пр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: