Сфера предпринимательства

Питание населения в различных странах характеризуется существенными национальными особенностями. Традицион­ный набор продуктов в ресторанах "Мак" не везде восприни­мался однозначно, но тем не менее вкус к быстрой еде в других странах воспринимался быстрее, чем в США. Мировые прода­жи сети "Мак" увеличиваются на ежегодно. Ежедневно более 18 миллионов людей в более чем 40 странах едят в ресторанах "Мак".

Его традиционное меню было удивительно успешным. Люди с разнообразными обеденными привычками искренне усвои­ли бургеры, Бигмак и жареный картофель, привыкли к разовой посуде. До того как "Мак" представил японцам француз­ский жареный картофель, он использовался в Японии только для приготовления крахмала. Немцы думали, что гамбургеры были людьми из города Гамбурга.

Деятельность менеджеров сети "Мак" характеризуется по­стоянными новациями. В 1985 г. в сеть своих ресторанов корпорация ввела программу "Питание всей семьей". Дети не только приглашаются, но во многих ресторанах их зани­мают с помощью цветных карандашей и бумаги, игрушек, или даже большого Мака, который может говорить на двад­цати языках.

Программа "Реклама" постоянного финансируется. Осо­бенно детально разрабатывается национальные особенности рекламы, местные темы и специфические условия конкурен­ции. В Японии, где бургеры являются легкой закуской, "Мак" конкурирует с кондитерскими, и новыми ресторанами "быст­рой суши". Многие благотворительные мероприятия, кото­рые поддерживает "Мак" за границей, были рекомендованы местными ресторанами. Строя свою сеть, корпорация "Мак" сохраняет жесткое централизованное руководство и контроль из центра. Был отвергнут проект организации филиалов "Мак" в ряде вос­точных стран, где не допускается иностранное руководство в предпринимательстве. "Все либо ничего". Этот принцип Рэй заложил в устав своего дела. Европейские и южноамериканские рестораны "Мак" полностью подконтрольны головной компании. Однако в Европе были организованы совместные предприятия с до­лей уставного капитала у местных предпринимателей до 40%. Управленческий контроль дополнялся контролем за набо­ром продуктов. Только в небольших пределах допускает­ся экспериментировать с меню. В Японии гамбургеры меньше, так как рассматриваются как легкая закуска. Неко­торые немецкие рестораны подают пиво; некоторые фран­цузские рестораны подают вино. Некоторые дальневосточ­ные рестораны "Мак" предлагают восточную лапшу. Но эти новые пункты меню не должны подрывать уже суще­ствующие.

Традиции

"Мак" везде сохраняет фирменный стиль в оформлении, планировке залов, одежде обслуживающего персонала. Рек­ламный знак "Мак" узнается издалека и обещает некое ос­новное меню и QSC&V в любом ресторане. Его продукты, процедуры торговли и приготовления, а также кухонное обо­рудование стандартизированы и строго контролируются. Свои принципы фирма охраняет очень строго. Корпорация "Мак" отказала первым французским филиалам, когда они не смог­ли соблюсти его стандарты по быстроте обслуживания и чис­тоте, хотя они приносили большую прибыль. Это задержало! проникновение "Мак" во Францию. Рестораны — филиалы в обязательном порядке контроли­руются назначаемым директором из США, управляются мес­тными менеджерами и обслуживаются местным персоналом. На первом этапе работы филиала в состав персонала включа­ется специальная бригада — "летучие специалисты". Владель­цы и менеджеры филиала обязаны пройти обучение в Уни­верситете под Чикаго чтобы научиться управлять рестораном "Мак" и поддерживать QSC&V. Главная библиотека универ­ситетского городка и современные электронные классные комнаты (которые содержат системы синхронного перевода) являются предметом зависти многих университетов. Специ­альный диплом или сертификат необходимы для допуска к работе в ресторанах "Мак".

"Мак" гарантирует совместимые продукты питания, конт­ролирует каждую стадию заготовки, обработки и распределе­ния продуктов. Региональные центры распределения покупа­ют продукты, готовят и распространяют их по отдельным ре­сторанам. Эти центры могут покупать продукты у местных поставщиков, если продукция этих поставщиков удовлетво­ряет детальным спецификациям, но основные потоки про­дуктов заказываются из головной фирмы. Первоначально это были вообще строго американские продукты. Сейчас это обес­печивается только на 80—90%. Корпорация идет на уступки только если нет транспортной возможности доставить про­дукты. Причем жесткий контроль связан не только с видом продукта, но его сортом. Мука, используемая для булочек, сорт картофеля, используемого для жарки, вид зелени строго оп­ределяются.

"Мак" использует одинаковую конкурентоспособную по­литику в каждой стране. "Быть первым на рынке и основать филиал так быстро, насколько это возможно при активной поддержке рекламой." Рестораны открываются с большой рек­ламной презентацией. Открытие очередного ресторана "Мак" всегда ставит серьезные проблемы перед городской службой охраны порядка.

Корпорация "Мак" завоевала большую долю рынка быст­рой еды, но его американские конкуренты и новые местные конкуренты быстро входят на рынок. В розничной продаже появились новые продукты типа "сухой суп в чашке", мало порционные соки. В офисах новых учреждений оборудуются комнаты для питания, оснащенные современным малогаба­ритным кухонным оборудованием. Быстрая еда стала объек­том внимания медиков, которые отмечают ряд отрицатель­ных последствий. Повысился интерес к небольшим рестора­нам на 10—15 мест.

Задание

1. Сформируйте основные этапы выхода на новый рынок ресторана быстрого питания. Какие предварительные мероп­риятия Вы провели бы?

2. Перед какими возможностями и угрозами стоит фирма " Мак"? Как она их преодолевала раньше? Какие альтерна­тивы могла она выбрать?

3. Почему по вашему мнению "Мак" имел успех в Европе? Каким стратегиям он следовало? Как они отличались от стра­тегий в Азии?

4. Какова основная философия "Мак"? Как усиливается эта философия и адаптируется к различным условиям? Какие ее сильные и слабые стороны?

Список используемой литературы

1. Глухов В.В., Кобышев А.Н., Козлов А.В. Ситуационный анализ (деловые ситуации и деловые игры для менеджмента) учебное пособие. Издательство СПбГТУ. Санкт-Петербург, 1998

2. Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Кислякова Н.А. «Практикум по менеджменту. Деловые игры» под рук. проф. Д.Д. Вачугова, Москва «Высшая школа» 2004.

3. Вершигора Е.Е. «Менеджмент»: Москва, ИнфраМ, 2003.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. «Практикум по курсу менеджмент», под ред. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник под ред. А.Г. Поршнева Москва ИД ФБК-Пресс 2003

5. Наумова А.И., Москва «Экономист», 2004г.

6. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках. Учебник под ред. проф. Б.В. Брыжина. Москва ЮНИТИ, 1990

7. Филатов О.Н., «Планирование, финансы, управление на предприятии»

8. Цветкова Т.Н. «Практическое пособие», Москва «Финансы и статистика», 2004г.

Татьяна Борисовна Борискина

Ольга Сергеевна Пескова

Ольга Витальевна Юрова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: