Питание населения в различных странах характеризуется существенными национальными особенностями. Традиционный набор продуктов в ресторанах "Мак" не везде воспринимался однозначно, но тем не менее вкус к быстрой еде в других странах воспринимался быстрее, чем в США. Мировые продажи сети "Мак" увеличиваются на ежегодно. Ежедневно более 18 миллионов людей в более чем 40 странах едят в ресторанах "Мак".
Его традиционное меню было удивительно успешным. Люди с разнообразными обеденными привычками искренне усвоили бургеры, Бигмак и жареный картофель, привыкли к разовой посуде. До того как "Мак" представил японцам французский жареный картофель, он использовался в Японии только для приготовления крахмала. Немцы думали, что гамбургеры были людьми из города Гамбурга.
Деятельность менеджеров сети "Мак" характеризуется постоянными новациями. В 1985 г. в сеть своих ресторанов корпорация ввела программу "Питание всей семьей". Дети не только приглашаются, но во многих ресторанах их занимают с помощью цветных карандашей и бумаги, игрушек, или даже большого Мака, который может говорить на двадцати языках.
|
|
Программа "Реклама" постоянного финансируется. Особенно детально разрабатывается национальные особенности рекламы, местные темы и специфические условия конкуренции. В Японии, где бургеры являются легкой закуской, "Мак" конкурирует с кондитерскими, и новыми ресторанами "быстрой суши". Многие благотворительные мероприятия, которые поддерживает "Мак" за границей, были рекомендованы местными ресторанами. Строя свою сеть, корпорация "Мак" сохраняет жесткое централизованное руководство и контроль из центра. Был отвергнут проект организации филиалов "Мак" в ряде восточных стран, где не допускается иностранное руководство в предпринимательстве. "Все либо ничего". Этот принцип Рэй заложил в устав своего дела. Европейские и южноамериканские рестораны "Мак" полностью подконтрольны головной компании. Однако в Европе были организованы совместные предприятия с долей уставного капитала у местных предпринимателей до 40%. Управленческий контроль дополнялся контролем за набором продуктов. Только в небольших пределах допускается экспериментировать с меню. В Японии гамбургеры меньше, так как рассматриваются как легкая закуска. Некоторые немецкие рестораны подают пиво; некоторые французские рестораны подают вино. Некоторые дальневосточные рестораны "Мак" предлагают восточную лапшу. Но эти новые пункты меню не должны подрывать уже существующие.
|
|
Традиции
"Мак" везде сохраняет фирменный стиль в оформлении, планировке залов, одежде обслуживающего персонала. Рекламный знак "Мак" узнается издалека и обещает некое основное меню и QSC&V в любом ресторане. Его продукты, процедуры торговли и приготовления, а также кухонное оборудование стандартизированы и строго контролируются. Свои принципы фирма охраняет очень строго. Корпорация "Мак" отказала первым французским филиалам, когда они не смогли соблюсти его стандарты по быстроте обслуживания и чистоте, хотя они приносили большую прибыль. Это задержало! проникновение "Мак" во Францию. Рестораны — филиалы в обязательном порядке контролируются назначаемым директором из США, управляются местными менеджерами и обслуживаются местным персоналом. На первом этапе работы филиала в состав персонала включается специальная бригада — "летучие специалисты". Владельцы и менеджеры филиала обязаны пройти обучение в Университете под Чикаго чтобы научиться управлять рестораном "Мак" и поддерживать QSC&V. Главная библиотека университетского городка и современные электронные классные комнаты (которые содержат системы синхронного перевода) являются предметом зависти многих университетов. Специальный диплом или сертификат необходимы для допуска к работе в ресторанах "Мак".
"Мак" гарантирует совместимые продукты питания, контролирует каждую стадию заготовки, обработки и распределения продуктов. Региональные центры распределения покупают продукты, готовят и распространяют их по отдельным ресторанам. Эти центры могут покупать продукты у местных поставщиков, если продукция этих поставщиков удовлетворяет детальным спецификациям, но основные потоки продуктов заказываются из головной фирмы. Первоначально это были вообще строго американские продукты. Сейчас это обеспечивается только на 80—90%. Корпорация идет на уступки только если нет транспортной возможности доставить продукты. Причем жесткий контроль связан не только с видом продукта, но его сортом. Мука, используемая для булочек, сорт картофеля, используемого для жарки, вид зелени строго определяются.
"Мак" использует одинаковую конкурентоспособную политику в каждой стране. "Быть первым на рынке и основать филиал так быстро, насколько это возможно при активной поддержке рекламой." Рестораны открываются с большой рекламной презентацией. Открытие очередного ресторана "Мак" всегда ставит серьезные проблемы перед городской службой охраны порядка.
Корпорация "Мак" завоевала большую долю рынка быстрой еды, но его американские конкуренты и новые местные конкуренты быстро входят на рынок. В розничной продаже появились новые продукты типа "сухой суп в чашке", мало порционные соки. В офисах новых учреждений оборудуются комнаты для питания, оснащенные современным малогабаритным кухонным оборудованием. Быстрая еда стала объектом внимания медиков, которые отмечают ряд отрицательных последствий. Повысился интерес к небольшим ресторанам на 10—15 мест.
Задание
1. Сформируйте основные этапы выхода на новый рынок ресторана быстрого питания. Какие предварительные мероприятия Вы провели бы?
2. Перед какими возможностями и угрозами стоит фирма " Мак"? Как она их преодолевала раньше? Какие альтернативы могла она выбрать?
3. Почему по вашему мнению "Мак" имел успех в Европе? Каким стратегиям он следовало? Как они отличались от стратегий в Азии?
4. Какова основная философия "Мак"? Как усиливается эта философия и адаптируется к различным условиям? Какие ее сильные и слабые стороны?
Список используемой литературы
|
|
1. Глухов В.В., Кобышев А.Н., Козлов А.В. Ситуационный анализ (деловые ситуации и деловые игры для менеджмента) учебное пособие. Издательство СПбГТУ. Санкт-Петербург, 1998
2. Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Кислякова Н.А. «Практикум по менеджменту. Деловые игры» под рук. проф. Д.Д. Вачугова, Москва «Высшая школа» 2004.
3. Вершигора Е.Е. «Менеджмент»: Москва, ИнфраМ, 2003.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. «Практикум по курсу менеджмент», под ред. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник под ред. А.Г. Поршнева Москва ИД ФБК-Пресс 2003
5. Наумова А.И., Москва «Экономист», 2004г.
6. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках. Учебник под ред. проф. Б.В. Брыжина. Москва ЮНИТИ, 1990
7. Филатов О.Н., «Планирование, финансы, управление на предприятии»
8. Цветкова Т.Н. «Практическое пособие», Москва «Финансы и статистика», 2004г.
Татьяна Борисовна Борискина
Ольга Сергеевна Пескова
Ольга Витальевна Юрова