Общие цели, которые в равной мере разделяются членами группы | Специфические цели или задачи, которые способствуют достижению общих целей | Конкретные действия или шаги, которые позволят выполнить специфические цели или задачи |
Домашнее задание - Участие в управлении
Необходимо на фактах и событиях из вашей жизни показать, как вы лично участвовали в установлении целей и определении средств их достижения в группе или организации.
Тема №16 Оценка и анализ внешней среды и внутренней среды при планировании
Контрольные вопросы для повторения:
1. Поясните методику проведения анализа внешней среды организации
2. Поясните методику проведения анализа внутренней среды организации способом управленческого обследования
3. Раскройте сущность концепции организационного потенциала
4. Поясните неизбежные причины возникновения и развития концепции общего руководства в менеджменте
5. Укажите сущность концепции общего руководства в менеджменте и методы ее оценки в организации
6. Перечислите основные компоненты управленческого потенциала
7. На примере конкретной ситуации (см. тему №14) проведите управленческое обследование функциональных зон организации
Тема №17 Стратегическое планирование в системе менеджмента
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность, преимущества и функции стратегического планирования.
2. Основные элементы стратегического плана. Организация его разработки.
3. Долгосрочное и среднесрочное стратегическое планирование.
4. Типы стратегий и методика стратегического планирования.
5. Процесс стратегического планирования и внедрение его результатов.
Темы докладов и сообщений:
1. Стратегическое планирование как средство достижения цели организации.
2. Бизнес-план как отражение стратегии развития организации.
3. Стратегическое планирование и менеджмент.
Контрольные вопросы для повторения:
1. Сформулируйте цели и содержание стратегического планирования в организации.
2. Какие проблемы могут возникнуть в организации в процессе стратегического планирования? Причины?
3. Охарактеризуйте сущность основных положений стратегического плана организации.
4. Опишите процесс планирования стратегии и его этапы
5. Перечислите элементы из которых состоит стратегия, и покажите их взаимосвязь
6. Расскажите об основных типах стратегических альтернатив фирмы
7. Опишите УПЦ как один из подходов к менеджменту
8. Раскройте положительные и отрицательные стороны применения УПЦ на практике
Тема 18 Прикладные аспекты планирования
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие прогнозирования и его виды.
2. Методы количественного и качественного прогноза.
3. Линейное программирование.
4. Методы календарного планирования.
Темы докладов и сообщений:
1. Экономико-математическое моделирование в менеджменте.
2. Сетевое планирование в управлении.
3. График Гантта и его практическое применение.
Контрольные вопросы для повторения:
1. Для решения, каких задач в организации применяется линейное программирование?
2. Какую роль играет прогнозирование в процессе управления современной организацией?
3. Охарактеризуйте сущность сетевого планирования в управлении.
4. Используйте следующие производственные ситуации для укрепления навыков стратегического планирования
Производственная ситуация №1 «Разработка стратегии на предприятии»
Хлебозавод № 1. — Это один из старейших хлебозаводов Москвы, введенный в действие в 30-х годах. Он был оснащен тремя кольцами Марсаковской системы по производству ржаных сортов хлеба большого развеса, мощностью 390 т в сутки. Эти кольца работают и в настоящее время. На них вырабатывается в сутки 80 — 90т подового и формового хлеба из ржаных и ржано-пшеничных сортов муки.
В последние годы для расширения ассортимента хлебобулочных изделий на заводе были установлены четыре новые поточные линии с печами ПХС мощностью 100т в сутки. На линиях производится в сутки 55—60т батонов из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов.
На заводе работает также цех мелкоштучных изделий, в котором выпускается в сутки 2—2,5 т сдобных, диетических булочек мелкого развеса.
На протяжении нескольких лет хлебозавод № 1 устанавливает — самые низкие среди всех московских хлебозаводов отпускные цены на хлебобулочные изделия. Цены на хлеб повышаются примерно 1раз в два месяца — если повышают цены поставщики сырья. Однако и при этом отпускные цены хлебозавода продолжают оставаться минимальными. Хлебозаводы Подмосковья не являются серьезными конкурентами для завода, так как цены на хлеб у них примерно одинаковые.
Хлебокомбинат № 2 — Это также один из старейших заводов Москвы, введенных в действие в 30-х годах. На нем было установлено шесть автоматизированных поточных линий с печами АЦХ мощностью 360 т в сутки формового весового хлеба большого развеса (от 1,3 кг и выше). Четыре из этих линий работают и в настоящее время. На них вырабатывается 50— 60 т в сутки формового хлеба из ржаных и ржано-пшеничных сортов муки (Дарницкий, Бородинский, Ржаной и др.). Для расширения ассортимента изделий на хлебокомбинате в последние годы установлены четыре новые поточные линии с печами ПХС-50 мощностью 100 т продукции в сутки. На линиях предусмотрено дежевое тестоприготовление с предварительной расстойкой тестовых заготовок. На новых линиях вырабатывается в сутки 50—60т батонов из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов. На хлебокомбинате построен новый цех мелкоштучных изделий, оснащенный современным технологическим оборудованием. В цехе вырабатывается в сутки 4,5-5,0т сдобных, слоеных изделий развесом от 0,05 до 0,4кг. В новом пряничном цехе вырабатывается в сутки 1,5-2 т пряников различных видов и 0,5—0,7т печенья. Разворачивается производство и сбыт различных видов тортов: «Птичье молоко», фруктовые и др. Готовится к пуску участок по выработке мармелада (на основе крахмала) и лукума в шоколаде.
Хлебокомбинат № 2 держит отпускные цены на хлебобулочные изделия примерно на среднем уровне среди других московских хлебозаводов. Руководство хлебокомбината очень серьезно относится к вопросу очередного повышения цен на свою продукцию, опасаясь возможной потери покупателей. Даже после повышения цен поставщиками сырья оно выжидает, когда его основные конкуренты повысят цены на хлеб — и только после этого повышает цены, опять удерживая их примерно на среднем уровне среди московских хлебозаводов.
Серьезным конкурентом хлебокомбината являются заводы Подмосковья, поскольку их цены на хлеб на 8—10% ниже цен хлебокомбината.
Отпускные цены на пряники уже длительное время остаются неизменными, несмотря на неоднократное возрастание цен на сырье, тарифов на энергию. Имея относительно невысокие заказы торговой сети на эту продукцию, руководство опасается, что повышение цен негативно повлияет на существующие заказы. К тому же имеют место нарекания покупателей пряников на их качество. Нередки возвраты пряников из торговли, которые хлебокомбинат принимает по ценам, на 40% ниже своих отпускных цен.
Серьезную конкуренцию хлебокомбинату по пряникам составляют оптовые базы, которые предлагают торговым точкам эти изделия в широком ассортименте и по ценам на 20—25% ниже отпускных цен хлебокомбината.
Обстановка в отрасли
Около 25% заводов имеют устойчивую динамику роста объемов продаж хлебной продукции на рынке, определяя политику цен на нем. Примерно 30% заводов имеют отрицательную динамику объемов продаж. Их продукцию на рынке все больше и больше вытесняют другие хлебозаводы. 25% заводов сохраняют стабильные объемы реализации, не сдавая своих позиций конкурентам. Остальные 20% заводов имеют неустойчивую динамику объемов продаж: в отдельные годы повышают их, затем идет спад, потом — опять небольшой рост и т.д.
Серьезную поддержку московским хлебозаводам оказало Правительство Москвы. С 1995 года для них были установлены льготы по налогу на прибыль в городской бюджет при условии внесения 60% льготируемой суммы налога в Централизованный фонд развития хлебопекарной отрасли. Оставшиеся 40% льготируемой суммы налога на прибыль заводы могли направлять на пополнение своих оборотных средств. Из образованного таким образом Централизованного фонда хлебозаводы имели возможность получать беспроцентные заемные средства на техническое переоснащение основного производства.
Эти заемные средства, дополнительно к собственным ресурсам, позволили многим хлебозаводам (в том числе и хлебокомбинату № 2) на 60—80% технически переоснастить производство и повысить конкурентоспособность своей продукции. Такая льгота действовала до 1 января 2001 г., после чего она была отменена, что значительно осложнило заводам возможность дальнейшей модернизации производства.
По материалам производственной ситуации:
1. Проанализируйте влияние на хлебокомбинат № 1 и №2 внешних факторов по четырем направлениям, ответив на следующие вопросы:
1. Покупатель и рынок:
- Являются ли покупатели продукции конечными пользователями?
- Какова возможность изменения цен по различным видам продукции хлебокомбината?
- Насколько стабильны отношения производитель-покупатель в хлебопекарной отрасли промышленности?
- Каково распределение покупателей в смысле географии, объема продаж?
2. Атмосфера деятельности:
- Находится ли деятельность того и другого хлебокомбината в состоянии расширения, постоянства или спада?
3. Конкуренты:
- Каков уровень концентрации в хлебопекарной отрасли?
- Каковы масштабы конкуренции?
- Как быстро в настоящее время растут другие предприятия в данной отрасли?
4. Правительство:
- Какие действия Правительства Москвы повлияли на деятельность хлебокомбината в прошлом?
- В какой степени действуют законодательные регламента- в таких областях, как реклама, безопасность, качество, контроль за загрязнением окружающей среды?
- В какой степени правительство допускает или ограничивает иностранных конкурентов (или местные власти — конкурентов из других регионов)?
2. Перечислите преимущества и недостатки положения хлебокомбината № 1 и
№ 2.
3. Определите какая из стратегических альтернатив более всего отвечает интересам анализируемых предприятий. Дайте обоснование своего решения
4.Назовите факторы, влияющие на выработку стратегии, и попытайтесь их ранжировать применительно к данным предприятиям
Производственная ситуация №2 «Стратегия завоевания рынка» СТРАТЕГИЯ ЗАВОЕВАНИЯ РЫНКА (БЫСТРАЯ ЕДА)
Историческая справка
Рэй получил ресторан в наследство от дяди. Основным источником доходов ресторана был договор с банком, расположенным в соседнем доме и чьи сотрудники приходили в ресторан обедать. Однако в первый месяц работы Рэй увидел, что в его ресторан идут не более 20% сотрудников банка. Он пригласил 10 молодых людей и поручил им выяснить где питаются в обед служащие банка, почему они не идут в ближайший ресторан. Ребята "растворялись" в толпе служащих и проводили рядом с ними обеденный перерыв.
Результаты исследования показали, что главной причиной было время, затрачиваемое на питание. Людей не устраивала схема ресторанного обслуживания, они хотели успеть в обеденный перерыв еще успеть решить свои частные проблемы. Ожидание в очереди или за столом они рассматривали как нерациональные потери времени. Другим хотелось легкого питания (бутерброд и стакан сока), а для этого неудобно было идти в ресторан. "Быстрая" еда традиционно обеспечивалась людьми самостоятельно. Торговля обеспечивала розничную продажу пирожков, соков через очень специализированные ларьки. Нужно было перестраивать работу ресторана, иначе нельзя было повысить доходы. Сделать "быструю" еду предметом крупного бизнеса решил американец Рэй. Он пригласил консультационную фирму, занимающуюся организацией транспортных потоков на предприятиях, и заказал им проект планировки внутренних помещений ресторана. Три месяца потребовалось чтобы сделать проект и год, чтобы реализовать проект. Ресторан был вновь открыт в марте 1955 года. Основные принципы работы ресторана Рэй сформулировал следующим образом: ограниченное меню, высококачественная еда, невысокие цены, быстрое обслуживание, безупречная среда. Ресторан был назван "Мак" и его девиз выбран в виде " QSC&V " — quality, service, clearness and value (качество, обслуживание, чистота и стоимость).
Успех был удивительным. Оборот ресторана вырос в 10 раз уже к концу 1955 г. Рэй получил возможность убедиться в правильности своих идей и начал строить сеть ресторанов. Цепочка ресторанов быстро расширялась по штатам страны. К 1983 г. она насчитывала более 6000 ресторанов.
В 1967 г. первый ресторан "Мак" Рэй открыл за пределами Соединенных Штатов, в Канаде. К 1985 г. зарубежные филиалы давали более одной пятой всех доходов "Мак".