Тема №11 Структура и содержание системы управление организацией (СУО)

Контрольные вопросы для повторения:

1. В чем сущность системного подхода в управлении организацией?

2. Из каких подсистем состоит система управления организацией?

3. В чем преимущества системной структуры организации?

4. Из каких компонентов состоит внешняя среда СУО?

5. Дайте характеристику факторов макросреды организации.

6. Перечислите факторы мезосреды фирмы. Постройте цепь логического влияния факторов инфраструктуры региона, где вы проживаете

7. Перечислите факторы микросреды организации

8. Выберите любое предприятие и постройте схему влияния микросреды фирмы на ее функционирование

Тема № 12 Научное обоснование СУО

Контрольные вопросы для повторения:

1. Из каких компонентов состоит подсистема научного обоснова­ния СУО?

2. Какие экономические законы следует анализировать при приня­тии управленческих решений?

3. В чем сущность закона экономии времени?

4. Раскройте сущность научных подходов к управлению.

5. Объясните принципы управления различными объектами, входящие в подсистему СУО

6. Раскройте конкретные методы подсистемы СУО: анализа, управления персоналом, организации процессов

7. Раскройте сущность понятия «качество управления».

8. Как оценивается уровень качества управления?

9. Каково влияние внешних факторов на качество управления орга­низацией?

Тема №13 Социальная ответственность и этика менеджмента

Контрольные вопросы для повторения:

1. Укажите две основные точки зрения на концепцию социальной ответственности фирмы. Согласны ли вы с данными утверждениями? Каково ваше личное мнение?

2. В чем вы видите связь между социальной ответственностью, этикой и корпоративной культурой системы

3. Приведите примеры социальной дискриминации менеджера

4. Какие собственные аргументы «за» и «против» социальной ответственности вы могли бы привести?

5. Назовите формы проявления этичного поведения менеджера

6. Приведите пример неэтичного поведения менеджера

7. Используя различные вторичные источники информации, рассмотрите и проанализируйте деятельность определенной фирмы на предмет социальной ответственности

8. Разработайте программу повышения этичности поведения знакомого вам предприятия в рамках социальной ответственности

Тема №14 Планирование как функция менеджмента

Вопросы для обсуждения:

1. Планирование как функция управления.

2. Формы и виды планов.

3. Основные этапы и модель процесса планирования.

4. Текущее планирование. Типы текущих планов. Препятствия на пути текущего планирования.

Темы докладов и сообщений:

1. Планирование – первый этап управленческой деятельности.

2. Планирование как функция менеджмента.

Контрольные вопросы для повторения:

1. В чем заключается сущность и содержание функции планирования?

2. Перечислите и охарактеризуйте основные формы планирования.

3. Опишите модель процесса планирования.

4. Перечислите и охарактеризуйте основные планы, которые должны разрабатываться в организации.

5. Определите сущность, функции и выгоды планирования

6. Охарактеризуйте этапы процесса планирования на предприятии

7. Укажите основные подходы к планированию

8. Раскройте четыре основные функции в процессе планирования

9. В чем сущность стратегического планирования?

10. Укажите основные классификационные виды планов?

11. Каким принципам должна отвечать система планирования?

12. Что должен учитывать менеджер при аналитической работе с планами?

13. Установите логическую связь между планированием и прогнозированием

14. В качестве самостоятельной работы студента м предлагается конкретная ситуация для анализа «Прохладные отношения»

«…россияне охладели к мороженому: в 2006 году потребителями этого молочного лакомства называли себя 70% жителей крупных городов, 2010г.- уже только 63%. При этом женщины симпатизируют мороженому больше, чем мужчины, наиболее характерно его потребление для детей, подростков и молодежи. У лиц старше 25 лет интерес к мороженому достаточно стабильный, после 55 лет – заметно снижается. Только 64% жителей столицы называют себя потребителями мороженого, тогда как в северо-западных областях и в Поволжье среди городских жителей таковых почти 70%. 65% потребителей отдают предпочтение пломбиру (от 12 и выше % жирности), 31% - сливочному (8-10%) жирности, 9% - молочное мороженое, другие виды - 5%. Крем-брюле выбирают 36%, шоколадный наполнитель – 33%, ваниль – 20%, клубника – 9%, вкус сгущенного молока – 24%, 34 % едят мороженое без какого-либо дополнительного вкуса. Частота потребления за последние годы практически не меняется и в среднем составляет 5,5 раз в месяц. Среднемесячный объем потребления не растет. В 2000-2003 объемы производства, по информации Союза мороженщиков России, росли не больше, чем на 5 %, в 2009 г. произошел спад (-2%). Итоги 4 – х месяцев 2005г. – по сравнению с показателями прошлого года производство снизилось на 10%.Таким образом, потребление мороженого в России в 2012г. неизбежно должно снизиться.

В чем причина стагнации отрасли? Просто рынок, как говорят сами производители пока не консолидирован, на нем работает слишком много предприятий – свыше 300 по всей России, при чем многие, в первую очередь региональные производители ограничены в ассортименте и в финансовых ресурсах, при этом половину всего объема отечественного мороженого произвели 12 компаний. Однако по сравнению с другими отраслями концентрация рынка очень низкая. Другая особенность российского рынка мороженого - на нем сегодня присутствует лишь дин весомый зарубежный игрок – Nestle с собственной фабрикой в подмосковном Жуковском. Рентабельность производства мороженого не превышает сегодня 15% у крупных компаний и 5-10% у мелких предприятий. Между тем мороженое в силу своей специфики требует больших затрат, чем другие. Важной причиной стагнации рынка выступает более сложная дистрибуция по сравнению с товарами заменителями. Мороженое требует особых условий хранения, транспортировки и продаж. Компаниям еще нужно вкладывать большие средства в морозильное оборудование, в авторефрижераторы и т.д. если вложения не осуществлять (а большинство операторов не имеют такой возможности), то, соответственно рынок расти не будет. Нет дистрибуции – нет потребления. Затраты на маркетинг в целом и рекламу в частности производителей мороженого не сопоставимы с аналогичными расходами представителей конкурирующих продуктовых категорий: снеков, прохладительных напитков, пива. А в этих отраслях активны как раз транснациональные корпорации или компании с западным капиталом. Еще одна особенность российского рынка мороженого- малое количество брендов и отсутствие согласия между основными производителями о совместном продвижении всей категории.

Мороженое разделяется на порционное и предназначенное для семейного потребления. В России господствует «порционка»: вафельный стаканчик занимает первое место –48% потребителей, затем следует эскимо – 33%, рожок –17%, 150-граммовый вафельный брикет (13%) и батончик – 10%, 250-граммовые брикеты – 19%, пластиковые контейнеры и ведра столь популярные на западе лишь 5%. Тем не менее специалисты относительно последнего вида расфасовки придерживаются перспективного мнения. Данные за прошлый год показывают чрезвычайно стойкий интерес к потреблению мороженого именно на улице, там его ест 40%, для сравнения чипсами на улице закусывают лишь 34%, а пьют пиво только 10%. Особенности потребления мороженого в России состоит в следующем мороженое прежде всего десерт для особых случаев, а не еда, имеет главный минус – его несочетаемость с другим традиционным десертом – чаем, потребление в больших количествах вредно для горла.

Топ 10 марок мороженого по потреблению (% от всех потребителей категории, Россия, население от 10 лет и старше)

Морозко (разные производители) – 17,8

Забава (разные производители) – 12,5

48 копеек (NESTLE) – 11,3

Семейное (разные производители) – 10,4

Экстрем (NESTLE) – 10,1

Венеция, торт-мороженое (Метелица) - 9,4

Розочка (NESTLE) - 6,8

Жемчужина России (Айс-Фили) – 6,8

Золотой, Серебряный и др. слитки (Талосто) – 6,8

Оазис (Талосто) – 6,6

(по материалам журнала «Индустрия рекламы» №15,2012)

Задание по данной ситуации:

Представьте, что Вы являетесь топ-менеджером западной пищевой компании, одно из направлений деятельности которой составляет производство различных видов мороженого.

1. Осуществите планирование вашей производственной деятельности в России на продолжительное время, используя для выполнения данного задания различные виды планов.

2. Какую последовательность вы установите при подготовке к работе над долгосрочным планом фирмы?

3. Какие должностные лица обязаны заниматься задачами планирования на предприятии?

Тема №15 Цели как основной компонент стратегического планирования

Вопросы для обсуждения:

1. Смысл и назначение целеполагания в управлении современной организацией. Иерархия целей.

2. Роль целеполагания в процессе планирования.

3. Объективный характер целей. Роль менеджера в выборе целей

4. Требования к процессу целеполагания в системе менеджмента.

5. Принципы постановки и использования целей.

6. Методы постановки целей. Управление по целям.

Темы докладов и сообщений:

1. Целеполагание в системе стратегического планирования.

2. Управление по целям как метод постановки целей в современной организации.

Контрольные вопросы для повторения:

1. Какую роль играют цели в управлении организацией?

2. Перечислите и расшифруйте основные направления формулирования целей в организации.

3. Проведите различие между целью фирмы и средством ее достижения на конкретном примере

4. Укажите характерные особенности целей организации: генеральная цель, общие фирменные цели, цели подразделений фирмы

5. Поясните на примере взаимосвязь понятий миссия, цель, стратегия, задача, политика

6. Проведите классификацию основных типов целей на предприятии

7. Определите основные этапы процесса установления целей в организации

8. Приведите примеры согласования целей в организации по горизонтали, по вертикали

9. В качестве самостоятельной работы предлагается конкретная ситуация «Городская телефонная станция»

"Городская телефонная станция"

В начале 90-х тт. в ходе коммерциализации государственных и муни­ципальных организаций было проведено изучение одного из обслу­живающих подразделений городской телефонной станции (ГТС) очень крупного города. Изучение заключалось в проверке эффектив­ности от введения процедуры установления целей и обратной связи по отслеживанию выполнения работниками подразделения заданий по производительности. В это время Степан Николаев работал в новой для себя должности — одного из руководителей ГТС — и одновременно учился в Школе бизнеса Института международных отношений. Его подчиненные, занимавшиеся обслуживанием основ­ных операций, отвечали за поддержание в чистоте и порядке обору­дования, размещенного более чем в 50 зданиях города. Водители и автомеханики обслуживали парк, насчитывающий сотни машин, а снабженцы обеспечивали все районные отделения запасными частя­ми и другими необходимыми материалами.

Обследуемые работники последние годы постоянно не справля­лись с поставленными заданиями и требованиями к их выполнению. Степан регулярно измерял выполняемую ими работу по четырем показателям: (1) качество обслуживания; (2) техника безопасности; (3) дисциплина прихода и ухода; (4) экономия издержек. Все показа­тели за исключением первого измерялись количественно. Своей наи­более важной задачей Степан считал достижение выполнения всеми подчиненными поставленных перед ними целей.

В ходе проводимого изучения все работники были разбиты на группы. Каждая группа изучалась по одной из четырех целей. Про­верка должна была показать, каким образом обратная связь будет влиять на уровень достижения поставленных целей. В одной из групп мастер встречался с подчиненными раз в неделю и информировал их о том, кто из них достиг целей на предыдущей неделе. На этой же встрече устанавливались цели на следующую неделю. Тем работни­кам данной группы, кто работал хорошо, было об этом сказано и взято на заметку мастером. В другой группе работники оценивали свои результаты сами. В третьей группе работники к тому, что они сами оценивали себя, добавляли еще оценку мастера.

Через три месяца после начала обследования в работе групп по­явились признаки улучшения по показателям качества обслужива­ния и техники безопасности. Показатели прихода и ухода не изменились, прогулы были очень редкими. Группа, имевшая в предыдущем году наиболее низкие результаты, оказалась к концу года изучения на первом месте. Это была группа, где оценка шла с двух сторон — от себя и от мастера. Та группа, успехи работников которой оценива­лись только мастером, была второй, подойдя очень близко к заняв­шей первое место группе.

Степан Новиков сказал по этому поводу: «В этих группах были люди, которые действительно получали информацию о результатах своей работы. Когда работник может без вопросов и сомнений знать, что является для него целью и достиг ли он ее, а также периодически получать подкрепление своему поведению похвалой начальника, то это наиболее сильное оружие в организации. Это то же самое, что известить свои войска о победе».

Вопросы к конкретной ситуации:

1. Какие из рассматриваемых в ситуации целей относятся к инди­видуальным, групповым и организационным?

2. Как вы думаете, почему для контроля работы групп были вы­браны четыре указанных показателя?

3. Каким методом происходило установление целей в каждой из изучаемых групп? Использовались ли при этом элементы «управле­ния по целям»? Если да, то какие? Подтвердите фактами.

4. Аргументировано объясните, почему группа «самооценки» проиграла?

5. Что бы вы посоветовали Степану использовать как количест­венное выражение каждого из четырех показателей, установленных для групп.

6. Какие еще цели мог поставить перед собой Степан как руково­дитель одного из ключевых подразделений городской телефонной станции.

Практикующее упражнение - «Установление целей в малой учебной группе»

Заполните приведенную форму 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: