И их родителям
(по Е.А.Мухаматулиной «Подросток на перекрестке эпох)
В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и проведения семейной терапии с семьями, имеющими детей и подростков с нарушениями психологической адаптации (Личко А.Е.; Эйдемиллер Э.Г.; Захаров А.И.; Спиваковская А.С.; Вара А.С. и пр.). Под психологической помощью семье обычно понимается семейная психотерапия и семейное консультирование. Эти виды помощи ориентированы, прежде всего, на семьи с уже выраженными нарушениями в сфере взаимоотношений и с проблемами социальной адаптации у детей. Однако опыт показывает, что в психологической помощи нуждаются и благополучные семьи, члены которых все равно испытывают психологические проблемы или по крайней мере хотели бы найти ответы на вопросы, связанные с организацией взаимоотношений внутри семьи. Осо-5енно в этом нуждаются семьи, имеющие детей-подростков, поскольку подростковый возраст, особо чувствительный к сфере взаимоотношений между людьми, диктует необходимость перехода внутрисемейных отношений на качественно новый этап, к которому должны быть готовы все члены семьи и прежде всего — родители подростков. Поэтому имеет смысл разрабатывать и предлагать людям образовательные психологические программы, целью которых является повышение общей психологической компетентности родителей и подростков. Под повышением психологической компетентности мы в данном случае понимаем помощь подросткам и их родителям в осознании своего места и роли в семье, понимании ведущих потребностей и эмоций всех членов семьи и овладении навыками конструктивного взаимодействия с людьми, обладающими другими ведущими потребностями, мотивами и ценностями. Фактически речь идет об адаптации подростков к взрослой жизни и о психологическом образовании родителей, призванных помогать в этом своим детям.
|
|
Предлагаемые нами тренинговые программы "Я и они: как жить в мире с родителями" (для подростков 13 — 17 лет) и "Я и мой ребенок — поиски взаимопонимания" (для родителей подростков 13—17 лет) рассчитаны на работу со всеми детьми указанного возраста и на работу со всеми родителями, имеющими детей указанного возраста, независимо от наличия и степени выраженности у них психологических проблем. Стоит иметь в виду, что это не психотерапевтические программы, и в них не ставится цели проработать глубинные личностные проблемы участников.
Предлагаемые программы являются частью более общей Программы социально-психологической адаптации детей и подростков, реализуемой Центром социальной адаптации "Генезис".
Приложение 3