Текст с экономическим кризисом 1970 года и безработицей

Первая половина 1970-х гг. оказалась переломной для развития индустри­альной экономической модели. Толчком для ее радикальной перестройки стал «нефтяной шок» 1973 г. Неудачное участие Египта и Сирии во второй арабо-израильской войне заставило арабские страны, занимавшие ведущие позиции в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), использовать свое положение для экономического давления на западные державы. В октябре 1973 г. ОПЕК приняла беспрецедентное решение о повышении цен на нефть с 3 до 11,65 долл. за баррель (159 куб. дм). Несмотря на урегули­рование политических аспектов кризиса, жесткая политика ОПЕК на нефтя­ном рынке сохранялась и в последующие голы - к 1982 г. цена за баррель нефти возросла уже до 34 долл. Это поставило экономику развитых индуст­риальных стран на грань глобального энергетического кризиса.

Ведущие отрасли промышленного производства - машиностроение, химическая и сталелитейная промышленность, черная и цветная металлур­гия, традиционно базировались на энергозатратных технологиях, и их развитие требовало постоянного увеличения энергетической базы. На про­тяжении 1950-1960-х гг. благодаря стабильным и низким ценам на мировом нефтяном рынке США и европейские страны могли устойчиво наращивать импорт нефти и даже сокращать ее добычу на своей территории. Только в США в 1960-х гг. потребление нефти увеличивалось на 6 % ежегодно при сокращении добычи на 1,5 %. «Нефтяной шок» 1973 г. положил конец этому беспечному «благоденствию».

Резкий подъем цен на нефть не только привел к огромным убыткам, падению промышленного производства и сокращению инвестиций, но и вызвал необходимость технологической переориентации всей промышленной базы. Сокращение потребления нефти заставило более интенсивно разрабатывать и внедрять энергосберегающие технологии. За счет расширения добычи и использования угля, развития атомной энергетики более сбалансированной стала структура потребления энергоносителей. Разработка новых место­рождений нефти на шельфе Северного моря и на Аляске в дальнейшем пошатнула гегемонию ОПЕК на мировом нефтяном рынке. Однако для этих

изменений требовалось время и немалые дополнительные инвестиции.

Менее чем через год после «нефтяного шока» экономика западных стран была ввергнута в кризис перепроизводства - первый классический кризис за весь послевоенный период. Увеличение издержек производства, связанных с повышением цен на нефть, привело к росту себестоимости продукции почти всех отраслей хозяйства. Когда товарные запасы, имевши­еся осенью 1973 г.. закончились, то начался стремительный рост оптовых и розничных цен.

Промышленное производство в США сокращалось в течение 17 месяцев. В ноябре 1970 г. выпуск промышленной продукции был на 7,5% меньше, чем в июле 1969 г. В целом за год на 3% ниже, чем в 1969 г. Конечный общественный продукт сократился на 0,4%. Это было первое сокращение конечного продукта после кризиса 1958 г., когда он уменьшился на 1,1%. Произошло значительное и резкое сокращение капиталовложений.
Выпуск продукции тяжелой промышленности уменьшился за год почти на 6%. В черной металлургии производство сократилось на 7%, в машиностроении — на 5%. Особенно показательным является сокращение спроса на продукцию станкостроения. Он был самым низким за предыдущие 12 лет, а портфель заказов на металлообрабатывающее оборудование к концу 1970 г. уменьшился более чем на 50%. Производственные мощности подавляющего большинства станкостроительных фирм были загружены всего на 37—40%.

Сокращение производства наблюдалось и в ряде отраслей II подразделения. (легкая промышленность). Так, в швейной промышленности выпуск продукции уменьшился на 6% и в текстильной — на 4%. В автомобильной промышленности выпуск продукции в 1970 г. уменьшился на 19,2% по сравнению с 1969 г. и находился на самом низком уровне после кризиса 1958 г. Производство легковых автомобилей сократилось еще больше — на 20,4%. На сокращении производства автомобилей в сентябре — ноябре 1970 г., когда сокращение было наиболее глубоким, сказалась двухмесячная забастовка 340 тыс. рабочих компании «Дженерал моторз». Некоторые американские экономисты выдвигают эту забастовку в качестве главной причины резкого сокращения производства автомобилей. Но, во-первых, производство автомобилей уменьшалось в течение года до забастовки и, во-вторых, остальные члены большой тройки — «Форд» и «Крейслер» также сократили производство в этот период.

Циклическое кризисное падение производства привело к снижению прибылей. Прибыли американских компаний уменьшались 18 месяцев подряд. В 1970 г. после вычета налогов они были на 10% меньше, чем в 1969 г. При этом прибыли промышленных корпораций обрабатывающей промышленности упали, в еще большей степени: в общем машиностроении — на 29%, в электротехническом — на 40%. Уменьшились прибыли корпораций сталелитейной, текстильной, швейной и химической промышленности. Сокращение прибылей сопровождалось самым длительным после 1929—1933 гг. падением курсов акций и самым жестоким после 1937—1938 гг. биржевым кризисом, разразившимся в мае 1970 г. Биржа реагировала понижением курсов акций на все предшествующие кризисы. Однако на этот раз кризис сопровождался крахом на бирже. В разгар биржевого бума курсы акций в 1968 г. более чем в 10 раз превышали уровень.1942—1943 гг. Источником, питающим этот бум, был рост прибылей монополий. Но слишком часто акции продавались по ценам, которые фактически не находились в соответствии с их доходностью.

В этой ситуации кризис в области производства, который привел к падению прибылей, сделал крах на фондовой бирже неизбежным, и он последовал в конце мая 1970 г. Курс акций 30 наиболее солидных промышленных компаний, по Доу Джонсу, упал с 943,5 долл. на 3 декабря 1968 г. до 631 долл. на 28 мая 1970 г. Даже акции компании «Дюпон де Немур» упали в цене с 22,5 долл. (высший курс в 1969—1970 гг.) до 14,8 долл. на 28 мая 1970 г. Курс акций компании «Крейслер» понизился с 72,5 до 16,5 долл., или на 77,8%. Суммарная стоимость акций, котирующихся на Нью-йоркской бирже, уменьшилась в результате кризиса примерно на 300 млрд. долл.
Сокращение капитального строительства и промышленного производства ухудшило положение на рынке рабочей силы. К концу 1970 г. армия полностью безработных достигла 5,0 млн. чел., превысив число безработных в 1958 г. В среднем за год уровень безработицы составил 5% общего числа занятых против 3,5% в 1969 г. В последние месяцы 1970 г. уровень безработицы стал еще выше — 5,8% — в ноябре, 6,2% — в декабре. Сокращение занятости распространилось и на сферу услуг.
Важной особенностью экономического кризиса в США было увольнение значительной части инженеров, техников и даже ученых. Такого положения не было даже во время кризиса 1958 г. и рекордной безработицы в 1961 г.

Стагнация — состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода. Стагнация сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения[1].

Карточки с экономическими причинами распада СССР

А растущее недовольство населения из-за целенаправленно создававшихся перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;

В диспропорции экстенсивной экономики (характерные для периода существования СССР, начавшегося после государственного переворота 1953 года и хрущёвской «оттепели»), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);

С кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план стал после 1953 года единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное». Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

Д ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и экологических проблем и сокрытие информации о них;

Е неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);

F снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: