Основные этапы решения задач

Решение задачи - это сложная деятельность, которая зависит от формулировки задачи, ее степени сложности, умений ребенка и его индивидуальных особенностей. Один ребенок сразу дает ответ, но не может его обосновать. Другой ребенок правильно рассуждает, но не может сформулировать ответ. Третий ребенок просто не понима­ет, что от него требуется. Как же помочь детям научиться решать за­дачи? Важно провести ребенка по всем этапам решения задачи сна­чала на простейших задачах, а затем научить использовать данные знания в более сложных ситуациях.

Процесс решения задачи можно разделить на несколько этапов.

Этапы решения текстовой задачи

I. Восприятие и анализ задачи.

II. Поиск и составление плана решения.

III. Выполнение плана решения.

IV. Проверка решения задачи.

В реальном процессе решения задачи эти этапы не имеют чет­ких границ и не всегда выполняются в полной мере. Решая простые задачи поданным этапам, мы помогаем ребятам научиться правиль­но строить свои рассуждения и справляться с решением трудной для них задачи, готовим к работе с более сложными задачами. В ре­зультате выполненного решения необходимо научить детей форму­лировать (устно или письменно) ответ на вопрос задачи полным предложением.

I этап.

Основная цель первого этапа — понять ситуацию в целом, выя­вить объекты, величины и отношения, выделить условие и требова­ние.

Возможны различные приемы осуществления этого этапа.

1. Постановка специальных вопросов по содержанию задачи, («О чем задача? Что требуется найти? Что мы знаем?»)

2. Переформулировка текста. Замена более ясной формули­ровкой с разбиением на смысловые части.

Пример: «У Коли и Марины -

Четыре мандарина.

Из них у брата - три.

А сколько у сестры?»

Используемые задачи-стихи часто приходится переформули­ровать: «У брата и сестры было 4 мандарина. Коля взял себе 3 ман­дарина. Сколько мандаринов досталось Марине?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: