Решение задачи - это сложная деятельность, которая зависит от формулировки задачи, ее степени сложности, умений ребенка и его индивидуальных особенностей. Один ребенок сразу дает ответ, но не может его обосновать. Другой ребенок правильно рассуждает, но не может сформулировать ответ. Третий ребенок просто не понимает, что от него требуется. Как же помочь детям научиться решать задачи? Важно провести ребенка по всем этапам решения задачи сначала на простейших задачах, а затем научить использовать данные знания в более сложных ситуациях.
Процесс решения задачи можно разделить на несколько этапов.
Этапы решения текстовой задачи
I. Восприятие и анализ задачи.
II. Поиск и составление плана решения.
III. Выполнение плана решения.
IV. Проверка решения задачи.
В реальном процессе решения задачи эти этапы не имеют четких границ и не всегда выполняются в полной мере. Решая простые задачи поданным этапам, мы помогаем ребятам научиться правильно строить свои рассуждения и справляться с решением трудной для них задачи, готовим к работе с более сложными задачами. В результате выполненного решения необходимо научить детей формулировать (устно или письменно) ответ на вопрос задачи полным предложением.
I этап.
Основная цель первого этапа — понять ситуацию в целом, выявить объекты, величины и отношения, выделить условие и требование.
Возможны различные приемы осуществления этого этапа.
1. Постановка специальных вопросов по содержанию задачи, («О чем задача? Что требуется найти? Что мы знаем?»)
2. Переформулировка текста. Замена более ясной формулировкой с разбиением на смысловые части.
Пример: «У Коли и Марины -
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры?»
Используемые задачи-стихи часто приходится переформулировать: «У брата и сестры было 4 мандарина. Коля взял себе 3 мандарина. Сколько мандаринов досталось Марине?»