Существует много попыток классифицировать культуру организации в целях создания базовой модели для ее анализа и выработки действий для поддержки или изменения.
Известная типология управленческих культур дана С. Хонди. Каждому из их типов он присвоил имя олимпийского бога.
Таблица 1.1
Классификация организационных культур С. Хонди
| Тип культуры | Основа | Характеристика |
| Культура личной власти, или Зевса | Основывается на владении ресурсами | Организации с такой культурой имеют жесткую структуру, высокую степень централизации, немногочисленные правила и процедуры. Они авторитарны, подавляют инициативу и жестко контролируют работников. Успех предопределяется своевременным выявлением проблем и высокой квалификацией руководителей, позволяющими быстро принимать и реализовывать решения. Такая культура характерна для молодых коммерческих фирм, действующих в условиях жесткой конкуренции. |
| Ролевая культура, или культура Аполлона | Основывается на системе правил и инструкций | Ей присущи четкая специализация участников и распределение их ролей, прав, обязанностей, ответственности, обеспечивающие административный успех. Но она не гибка, препятствует инновациям. Источником власти в ней является должность. Такая культура свойственна крупным корпорациям и государственным учреждениям |
| Культура задачи, или Афины | Основой власти служат профессионализм и обладание информацией | Приспособлена к управлению в экстремальных или постоянно меняющихся ситуациях и обеспечивает быстрое решение проблем на основе сотрудничества, коллективного творчества. Культура Афины, свойственная проектным или венчурным организациям, относится к переходной и может перерасти в один из предыдущих типов |
| Культура личности, или Диониса | Основывается на творческих ценностях и объединяет людей для достижения их личных целей | Связана с эмоциональным началом. Решения здесь принимаются на основе согласия участников, поэтому задачей власти является их координация. Считается, что на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти; стадию роста характеризует ролевая культура, стадию стабильного развития - культура задачи или культура личности; в кризисе предпочтительна культура власти |
Краткую и точную классификацию организационных культур дал американский исследователь У. Оучи, выделивший три основных вида:
- рыночную культуру, которая характеризуется господством стоимостных отношений и ориентацией на прибыль. Источником власти в рамках такой культуры является собственность на ресурсы;
- бюрократическую культуру, основанную на господстве регламентов, правил и процедур. Источником власти здесь служит компетентность членов организации;
- клановую культуру, дополняющую предыдущие. Основа - внутренние ценности.
Культура организации находится под мощным воздействием национальной, опирается на нее, воспринимает мир сквозь ее призму.[1, с. 210]
Г. Хофстеде выделял четыре типа организационной культуры.
1. Модель «Рынок» предполагает:
- стремление к разрешению конфликтов путем горизонтальных переговоров;
- можно наблюдать тенденцию к созданию «латентно структурированных» организаций, в которых ни межличностные, ни деловые отношения между людьми жестко не прописаны, но правила уважаются и выполняются;
2. Модель «Семья» подразумевает:
- «бюрократию кадров», что означает жесткую детерминацию отношения между людьми и иерархической структурой руководства;
- прописанность только отношения между людьми, но не технологических требований к бизнес-процессам;
- доминирующее стремление к разрешению проблем путем апелляции к вышестоящим инстанциям;
3. Модель «Хорошо смазанная машина» означает:
- стремление к согласию и разрешению конфликтов при помощи переговоров; стремление создать организационный тип как «бюрократию бизнес-процессов»;
- более четкую прописанность технологических правил по сравнению с правилами взаимоотношений между людьми;
4. Модель «Пирамида» тяготеет к бюрократизированным организациям (по типу «полной бюрократии»), где и отношения между людьми, и технологии, и бизнес-схемы (в технологических и бизнес-процессах) жестко прописаны либо в формальных правилах и законах, либо закреплены традицией.[12, с. 26]






