Правила использования кавычек

Обычно параметры в сценариях отделяются неотображаемыми символами или знаками форматирования (например, пробелом, знаком табуляции или символом перехода на новую строку). Если вы хотите, чтобы параметр содержал один или несколько неотображаемых символов, его следует заключить в кавычки.

Поведение переменных, таких как $foo, заключенных в кавычки, зависит от вида используемых кавычек. Если вы заключаете в двойные кавычки $-представление переменной, оно во время выполнения командной строки заменяется значением переменной. Если вы заключаете его в одинарные кавычки или апострофы, никакой замены не происходит.

Пример 1.

В этом примере показано, как кавычки влияют на вывод переменной:

#!/bin/sh

myvar="Hi there"

echo $myvar

echo "$myvar"

echo '$myvar'

echo \$myvar

echo Enter some text

read myvar

echo '$myvar' $myvar

exit 0

Данный сценарий ведет себя следующим образом:

$./variable

Hi there

Hi there

$myvar

$myvar

Enter some text

Hello world

$myvar Hello World

В сценарии создается переменная myvar, и ей присваивается строка Hi there. Содержимое пе­ременной выводится на экран с помощью команды echo, демонстрирующей, как символ $ раскрывает содержимое переменной. Применение двойных кавычек не влияет на раскрытие содержимого переменной, а одинарные кавычки и обратный слэш влияют. Показано использование команды read для получения строки от пользователя.

Переменные окружения

При старте сценария командной оболочки некоторым переменным присваиваются начальные значения из окружения или рабочей среды. Обычно такие переменные обозначают прописными буквами, чтобы отличать их в сценариях от определенных пользователем переменных (командной оболочки), которые принято обозначать строчными буквами. Например:

$НОМЕ Исходный каталог текущего пользователя

$РАТН Разделенный двоеточиями список каталогов для поиска команд

$PS1 Подсказка или приглашение командной строки. Часто это знак $, но в оболочке bash можно применять и более сложные варианты. Например, строка [\u@\h \w]$ — популярный стандарт, сообщающий в подсказке пользователю имя компьютера и текущий каталог, а также знак $.

$PS2 Дополнительная подсказка или приглашение, применяемое как приглашение для дополнительного ввода; обычно знак >

$# Количество передаваемых параметров

Переменные-параметры

Если сценарий вызывается с параметрами, создается несколько дополнительных переменных. Если параметры не передаются, переменная окружения $# равна 0.

Переменные-параметры перечислены в табл. 1.

Таблица 1

Переменная-параметр Описание
$1, $2,... Параметры, передаваемые сценарию
$* Список всех параметров в единственной переменной, разделенных первым символом из переменной окружения ifs.

Условия

Основа всех языков программирования — средства проверки условий и выполнение различных действий с учетом результатов этой проверки. Рассмотрим условные конструкции, которые можно применять в сценариях командной оболочки, а затем познакомимся с использующими их управляющими структурами.

Сценарий командной оболочки может проверить код завершения любой команды, вызванной из командной строки, включая сценарии, написанные пользователями.

Команда test или [

На практике в большинстве сценариев широко используется команда [ или test -логическая проверка командной оболочки. В некоторых системах команды [ и test - синонимы, за исключением того, что при использовании команды [ для удобочитаемости применяется и завершающая часть ]. В программном коде команда [ упрощает синтаксис и делает его более похожим на другие языки программирования.

Поскольку команда test не часто применяется за пределами сценариев командной оболочки, многие пользователи ОС Linux, никогда раньше не писавшие сценариев пытаются создавать простые программы и называют их test. Если такая программа не работает, вероятно, она конфликтует с командой оболочки test.

Представим команду test на примере одного простейшего условия: проверки наличия файла. Для нее понадобится следующая команда: test -f <имя_файла>, поэтому в сценарии можно написать

if test -f fred.c then

fi

To же самое можно записать следующим образом:

if [ -f fred.c ] then

fi

Код завершения команды test (выполнено ли условие) определяет, будет ли выполняться условный программный код.

Необходимо вставлять пробелы между квадратной скобкой [ и про­веряемым условием. Это легко усвоить, если запомнить, что вставить символ [ — это все равно, что написать test, а после имени команды всегда нужно вставлять пробел.

Если слово then записано в той же строке, что и if, нужно добавить точку с запятой для отделения команды test от then:

if [ -f fred.c ]; then fi

Варианты условий, которые используются в команде test, делятся на три типа:

· строковые сравнения,

· числовые сравнения,

· проверка файловых флагов.

Эти условия описаны в табл. 2.

Таблица 2. Условия

Варианты условий Результат
Сравнения строк
Строка1 = Строка 2 True (истина), если строки одинаковы
Строка1!= Строка2 True (истина), если строки разные
-n Строка True (истина), если Строка не null
-z Строка True (истина), если Строка null (пустая строка)
Сравнения чисел
Выр1 -eq Выр2 True (истина), если выражения равны
Выр1 -nе Выр2 True (истина), если выражения не равны
Выр1 -gt Выр2 True (истина), если Выр1 больше, чем Выр2
Выр1 -gе Выр2 True (истина), если Выр1 не меньше Выр2
Выр1 -lt Выр2 True (истина), если Выр1 меньше, чем Выр2
Выр1 -le Выр2 True (истина), если Выр1 не больше Выр2
!Выражение True (истина), если Выражение ложно, и наоборот
Файловые флаги
-d файл True (истина), если файл— каталог
-е файл True (истина), если файл существует.
-f файл True (истина), если файл— обычный файл
-r файл True (истина), если файл доступен для чтения
-s файл True (истина), если файл ненулевого размера
-w файл True (истина), если файл доступен для записи
-х файл True (истина), если файл— исполняемый файл
     

Пример 2 тестирования состояния файла /bin/bash.

#!/bin/sh

if [ -f /bin/bash ]

then

echo "file /bin/bash exists"

fi

if [ -d /bin/bash ]

then

echo "/bin/bash is a directory"

else

echo "/bin/bash is NOT a directory"

fi

Для того чтобы тест мог оказаться истинным, предварительно, для проверки всех файловых флагов требуется наличие файла. Данный перечень включает только самые широко используемые опции команды test, полный список можно найти в интерактивном справочном руководстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: