Экономические причины кризиса

В посткризисном пространстве, где инвестиции в ИТ-инфраструктуру предприятий сведены к минимуму (согласно последнему отчёту Торгового департамента США, 2-й квартал нынешнего года стал первым с конца года 2000-го, когда этот показатель едва заметно увеличился), аппаратный или программный апгрейд зачастую - непозволительная роскошь. Люди на чём-то работают - и все стараются зафиксировать этот момент, оставив всё так, как есть, до лучших времён. Это реальный выход для бизнесов, для которых информационные технологии - лишь вспомогательный инструмент. Но это настоящая засуха для тех, кто специализируется на производстве ИТ-продукции. Производители "железа" ещё могут её пережить, а вот разработчикам программного обеспечения, продукция которых устаревает значительно медленнее, приходится совсем туго. И выходы для себя каждый ищет как может. Microsoft, к примеру, решила нажиться на своих крупных покупателях - и решилась, сменив лицензионную политику вводом с 1-го августа в действие плана Licensing 6.0

Суть новой политики софтверного гиганта проста. Если раньше те из покупателей программных продуктов компании, кто приобретал по нескольку лицензий сразу (представители среднего и крупного бизнеса), могли после покупки продукта приобрести его обновлённую версию со скидкой (лицензионные планы Open и Select), то теперь единственным выходом воспользоваться льготной ценой стала подписка на программу Software Assurance - которая и составляет основу новой лицензионной политики. Вместо того, чтобы заплатив за, к примеру, офисный пакет, один раз и через это получить право на скидки в будущем, покупатель должен выплачивать ежегодно в течение нескольких лет определённую часть от стоимости купленного им товара (29% для десктоп-продуктов и 25% для серверных). Это даёт ему право получать доступ к обновлениям сразу по их выходу - сами обновления, естественно, предоставляются уже бесплатно. Microsoft, в свою очередь, берёт на себя обязательства по своевременному выпуску новых версий программных продуктов.

Согласно заверениям самой компании, её новая политика позволяет сэкономить на апгрейдах тем пользователям, которые производят обновление софтверной части своего компьютерного парка чаще, чем, примерно, раз в три - четыре года (точнее - 3.5 года для пользователей десктоп-продуктов и 4 года для серверных). Экономия должна составить от 35% до 60% по сравнению с приобретением новых версий программ без скидки (а такой вариант, конечно же, остаётся - подписка на Software Assurance добровольна). Проблема в том, что лишь очень немногие клиенты Microsoft практикуют столь частые апгрейды. Фактически, по данным Sunbelt Software, опросившей менеджеров 4500 компаний, две трети из них не собираются участвовать в Software Assurance, по простой причине того, что им придётся платить больше, нежели ранее: предложенный Microsoft план действительно выгоден для клиентов, проводящих обновления чаще, чем раз в три года. Но для всех прочих (оценки Gartner) конечная цена апдейта по сравнению с практиковавшимся ранее вариантом льготных цен оказывается на 68% - 107% большей.

Кроме того, на сайте TheInquirer опубликована достаточно интересная новость - компания Microsoft ко всем лицензиям продуктов.Net добавила фразу, которая запрещает публиковать результаты тестов этого программного обеспечения или делиться этими результатами с третьими лицами без письменного разрешения Microsoft.

"You may not disclose the results of any benchmark test of the.NET Framework component of the OS Components to any third party without Microsoft's prior written approval."

Подобные заявления не могут не тревожить, т.к. в самой лицензии кроме этих слов есть еще пункт, в котором сказано, что разработчики "ни при каких условиях ни за что не отвечают"...

Вот теперь новостные агенства и сайты софт-обзоров и будут только лишь писать - "вышел новый сервис-пак. Скачайте, установите и увидите":-)

Отраслевые объединения уверены, что повышение лицензионной платы за ПО Microsoft заставит многие фирмы перейти на операционные системы с открытым исходным кодом. Компании планируют сократить использование ПО Microsoft или перейти на open source, если софтверный гигант откажется пойти на послабления в своей новой модели лицензирования. Влиятельное отраслевое объединение The Infrastructure Forum (TIF) ожидает, что около 94% его членов ощутят на себе повышение лицензионной платы; многие уже выражают возмущение введенной Microsoft в этом месяце схемой Software Assurance, по которой скидки получают только те предприятия, которые регулярно обновляют свое ПО. По мнению генерального директора TIF Дэвида Робертса (David Roberts), в течение будущего года большинство организаций пересмотрит свой подход к использованию продуктов Microsoft. «Один из способов сократить расходы для компаний — это уменьшить число лицензий, которым они располагают. Боюсь, что, если Microsoft будет настаивать на своей модели, она много потеряет», — говорит он. Робертс добавил, что в качестве альтернативы продуктам Microsoft члены объединения рассматривают ПО с открытым исходным кодом, однако прочная зависимость предприятий от ПО Microsoft значительно облегчает для корпорации введение изменений в лицензионную политику. Один ИТ-менеджер сообщил IT Week, что его компания апгрейд пока не планирует, но когда он потребуется, то придется, вероятно, задуматься об альтернативах. Аналитики отмечают, что сложившаяся ситуация создает проблему для имиджа Microsoft. Маркетолог Frost & Sullivan Эндрю Болл (Andrew Ball) заявил: «Из моих разговоров [с сотрудниками Microsoft] следует, что там будут рады, если заказчики никак не отреагируют на это; впрочем, они признают, что владельцам лицензий нужно было бы дать на раздумье больше, чем полгода».

Недовольны политикой Microsoft и финансовые организации. Мало того, что дыры в ПО отрицательно отражаются на безопасности, так еще и новая лицензионная система софтверного гиганта ставит банки в очень неудобное положение. Дело в том, что новые лицензионные соглашения, которые поставляются с пакетами обновлений для операционных систем Windows XP и Windows 2000 предусматривают право Microsoft на доступ к информации на компьютерах пользователей. Таким образом, теоретически софтверный гигант может, например, потребовать выдать конфиденциальные сведения о клиентах того или иного банка, что идет вразрез с федеральным законом. С другой стороны, не подписать соглашение также нельзя, поскольку без этого невозможно использование программного обеспечения. В результате, если Microsoft не изменит правила лицензирования, многие финансовые организации будут вынуждены перевести серверы данных под управление ОС Novell или Linux.

В то же время наряду с невыгодными условиями лицензирования, предложенными компанией Microsoft для корпоративных клиентов (а это большая часть целевой аудитории), растет популярность программного обеспечения с открытым кодом. Согласно исследованиям Meta Group, сегодня количество серверов, работающих под управлением ОС Linux, близится к 20% от всего объёма серверов, работающих в мире. И есть тенденция к росту, способная уже к 2007-му году привести к тому, что половина всех серверов будет работать под Linux. Не последнюю роль в повышении популярности программного обеспечения с открытым исходным кодом играет тот факт, что использование данного программного обеспечения стимулируют такие крупные компании, как IBM. Например, в июле 2002 года Министерство внутренних дел Германии подписало масштабный контракт с компанией IBM об использовании программного обеспечения Linux. Эта сделка наносит серьезный удар компании Microsoft, доминирующей на рынке программного обеспечения. IBM заявила, что предоставит правительству Германии большие скидки на компьютерные системы на базе Linux. По словам представителя SuSE - немецкой фирмы, поставляющей версию Linux, - речь идет о программном обеспечении для германского министерства внутренних дел.

По словам министра внутренних дел Германии Отто Шили, сделка поможет государству сэкономить и повысит безопасность компьютерных сетей.

"Мы увеличиваем безопасность компьютеров, избегая монокультуры, и снижаем зависимость от одного поставщика", - сказал Шили.

Кроме того, в апреле 2001 года компания IBM проводила свою рекламную акцию. Агентству Ogilvy & Mather заказали рекламные изображения в стиле граффити. Реклама наносилась на стены с помощью трафарета и баллончика с черной краской. На ней был изображен знак "пацифик", круг с сердцем и пингвин, который символизировал операционную систему "Линукс". Рекламный слоган гласил: "Мир, любовь и "Линукс" (Peace, Love & Linux). Эти рекламные изображения были нанесены на десятки домов в городе Сан- Франциско. Большая их часть была расположена в кварталах, где раньше проходили демонстрации хиппи, которые, как известно, значок "пацифик" считали своим символом.

Власти города заявили о своем недовольстве по поводу методов проведения этой рекламной акции. К самому изображению претензий никаких не было. А вот то, что реклама несанкционированно наносилась на здания и тротуары, чем портила облик города, вызвало бурю возмущения городских властей. Наверное, среди городского начальства не оказалось любителей этой операционной системы. Компания IBM была обвинена в нарушении порядка в городе.

Стоит отметить, что в Сан-Франциско редкий дом не украшен изображениями в стиле граффити. На эти проделки молодежи городские власти закрывают глаза. Эффективного способа борьбы с этим настенным творчеством еще не придумано. Одно дело, когда хулиганы-подростки разрисовывают стены краской из баллончиков. Когда же за это берется одна из крупнейших мировых компаний, всякому терпению приходит конец. Пришел конец и терпению городских властей.

В оправдание своей хулиганской выходки (рекламной акции) представители компании IBM заявили, что используемая при нанесении изображений краска отмывается очень легко. Достаточно пройти дождю и следов от проведенной рекламной акции не останется.

С тех пор прошло уже больше полугода. Сколько дождей за это время было - не счесть. А пингвины стоят, как новенькие. Изображения лишь чуть-чуть поблекли под воздействием летнего солнца.

Суд, также как и городские власти, не проникся настенными шедеврами от IBM и обязал корпорацию выплатить городу сто двадцать тысяч долларов на ликвидацию последствий рекламной акции "Мир, любовь и "Линукс". Помимо этой суммы компания IBM уже выплатила 18 тысяч долларов администрации города Чикаго, который также пострадал от рекламной настенной живописи.

Способ, которым компания IBM решила проводить свою рекламную акцию, оказался достаточно дешевым и эффективным. Стоимость раскраски трафарета на стене дома намного меньше стоимости размещения рекламного щита. Эффективность проведенной рекламной акции увеличивает длившаяся несколько месяцев шумиха в средствах массовой информации. Суммы уплаченных штрафов являются мизерными для "Голубого гиганта".

Все это не может вызывать серьезных опасений корпорации Microsoft. Президент и исполнительный директор корпорации Microsoft, Стив Болмер, заявил, что главной угрозой для корпорации в 2001 году становится Linux. В одной из интернет-конференций Моргана Виттера Балмер признал, что и Unix и Linux все сильнее теснят Windows на рынке ПО. Однако ОС Linux, особенно ее новая версия, представляет в 2002 году уже по-настоящему реальную угрозу.

"По моему мнению, конкурентов надо оценивать тем выше, чем большую угрозу они представляют для самого сердца вашего бизнеса", - написал Болмер. - И такой подход делает из ОС Linux угрозу номер 1 для Microsoft".

Давних конкурентов Microsoft: Oracle и Sun Microsystem Болмер поставил на второе место по степени опасности, поскольку продажи серверов потенциально способны обернуться для корпорации крупнейшими краткосрочными доходами.

Стратегии

Исходя из того, что на ухудшение имиджа корпорации Microsoft влияют несколько различных по своей природе факторов, в своем антикризисном управлении Microsoft ориентируется на несколько стратегий.

Одна из стратегий направлена на улучшение имиджа Microsoft в целом, и реализуется путем участия в благотворительной деятельности. Так Билл Гейтс заявил, что собирается пожертвовать $100 млн в международный фонд борьбы со СПИДом. Эти деньги должны решить две проблемы: помочь нуждающимся в лечении жителям развивающихся стран и улучшить имидж Microsoft.

Как заявил в связи с этим сам Гейтс, за 20 лет существования СПИД унес 22 млн жизней, поэтому «нет ничего важнее, чем прекращение распространения этой смертельной болезни». Деньги будут направлены в страны третьего мира с высоким уровнем заболевания СПИДом. Представители ООН уже прокомментировали предложение Гейтса. Они назвали инициативу основателя Microsoft «примером для всех» и призвали правительства развитых страны ему последовать. Такое приравнивание Гейтса к государствам вполне объяснимо. Его взнос всего в два раза меньше обещанного на эти цели президентом США Джорджем Бушем.

Впрочем, последнее пожертвование Гейтса – не самое крупное отчисление его фонда на благотворительность. Как передает Reuters, в прошлом году основатель Microsoft потратил на цели здравоохранения более $200 млн, в то время как в совокупности его гранты на благотворительность в 2000 году достигли $1 млрд. Впрочем, эти затраты вполне себя окупают. Прежде всего, благотворительная деятельность способствует улучшению имиджа компании, чей авторитет сильно пошатнулся после обвинений Microsoft в агрессивном монополизме. А это, как известно, отразилось на стоимости акций и, как следствие, на размере состояния Гейтса

Проблемы с безопасностью являются серьезной проблемой для компании Microsoft. Регулярно обнаруживаемые уязвимости в системе безопасности приложений компании наносят серьезный урон имиджу Microsoft. Для того, чтобы бороться с негативным общественным мнением, руководство компании запустило программу «Надежная компания», которая направлена на устранение всех проблем с безопасностью ПО компании.

С момента запуска программы, на которую, по словам Била Гейтса, было потрачено 100 миллионов долларов, было выпущено около 30 бюллетеней с описанием проблем с безопасностью компании.

Кроме того, председатель Microsoft Билл Гейтс в яняваре 2002 года объявил, что отныне безопасность будет стоять на первом месте в стратегии компании.

В email-сообщении, разосланном работникам компании, Гейтс сообщает, что компания собирается перенести акцент с функциональности своих продуктов на укрепление безопасности и защиты личной информации.

«Когда перед нами встает выбор, добавить функциональности или решить проблемы безопасности, нам следует выбирать безопасность, - сообщает Гейтс в своей директиве. - Наши продукты должны подчеркивать свою безопасность прямо из коробки».

«Имидж Microsoft терпит серьезные неприятности, когда дело доходит до надежности, безопасности и стабильности их сетевых сервисов и продуктов», - говорит Ричард Форно (Richard Forno), главный директор по безопасности информации фирмы ShadowLogic. Он полагает, что сообщение звучит очень похоже на внутреннее объявление Гейтса более чем пятилетней давности о том, что интернет будет встраиваться во все продукты Microsoft. «Внутреннее чувство подсказывает мне, что сегодняшнее сообщение – это просто- напросто PR-маневр», - подытожил Форно.

Безопасность приобретает несколько бытовой характер, если судить по разосланному внутрикорпоративному письму. Письмо называется "Безопасное вычисление" (Trustworthy Computing) и эта директива имеет наивысший приоритет на производстве. По его словам, сейчас для Microsoft архиважным является безопасность продуктов компании для покупателей:

«Пользователи должны контролировать использование своих данных, - пишет Гейтс. - Для пользователя не должен составлять труда контроль за своей информацией, включая управление электронной почтой».

Как сообщает ВВС, многие компьютерные эксперты восприняли это послание скептически. По их мнению момент, когда Гейтсу надо было озаботиться качеством продукции, упущен. Некоторые считают, что письмо президента Microsoft, это обычная PR-акция, цель которой - улучшить имидж компании.

Как заявил Дэвид Смит (David Smith) специалист по интернет-стартегии компании Gartner, "Гейтс опоздал". По его мнению, "до сих пор Microsoft делала все, чтобы подорвать безопасность в интернете".

Самые серьезные "прорывы" вирусов за последние два года использовали "дыры" в программах Microsoft, в частности в почтовой программе Outlook.

Стратегия корпорации Microsoft по отношению к снижению роли программного обеспечения с открытым исходным кодом на рынке заключается в следующем. Руководство корпорации считает, что пользователи не одобряют идею бесплатного программного обеспечения, считая его ненадежным. Покупателям нужна крепкая и хорошо финансируемая компания для своевременного предоставления пользователям новых разработок и комплексной поддержки уже выпущенных программных продуктов.

Сотрудники Microsoft внимательно исследовали с этой точки зрения Linux и пришли к выводу, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. За бесплатную операционную систему и приложения к ней кто-то все-таки должен платить. Эту аксиому компания намерена довести до широких масс пользователей.

На примере некоторых компаний, разрабатывающих приложения для Linux, Миллер попытался доказать, что на основе бесплатного программного обеспечения нельзя построить выгодный бизнес.

Таким образом, на мой взгляд, в корпорации Microsoft отсутствует целостное видение своей антикризисной стратегии. Несмотря на то, что компания и сегодня остается лидером на рынке программного обеспечения, в будущем она имеет большие шансы потерять значительную долю рынка, если не предпримет срочных мер по выработке комплексной антикризисной стратегии.


[1] По данным финансовой отчетности компании Microsoft за 2002 год.

Источник: http://www.microsoft.com/rus/news/finance/ 23 декабря 2002 года

[2]Источник: http://www.finance.yahoo.com/ 23 декабря 2002 года

[3] http://www.crisisexperts.com 23.12.02

[4] http://www.microsoft.com/supportnet/overview/devprod.htm 23.12.02

[5] http://www.utro.ru 24.12.02

[6] источник: официальный сайт корпорации Microsoft http://www.microsoft.com/rus/news/fake/ 23.12.02


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: