Характеристика стандартных модулей

В Турбо Паскале имеется большое количество стандартных подпрограмм и данных, объединённых в несколько стандартных модулей. Они позволяют упростить процесс написания программ, более полно использовать возможности компьютеров и операционной системы MS DOS. Это следующие модули: SYSTEM, DOS, CRT, PRINTER, GRAPH, OVERLAY, TURBO3, GRAPH3, STRINGS, WinDos. Модули GRAPH, TURBO3, GRAPH3 содержатся в одноимённых.TPU файлах, остальные обычно входят в состав библиотечного файла TURBO.TPL. Все модули, за исключением SYSTEM становятся доступными в программе (подключаются к программе) только после указания их имён в списке, следующем за служебным символом USES. Например, USES CRT, DOS, GRAPH;. Модуль SYSTEM доступен в любой программе, так как он подключается к любой программе автоматически (по умолчанию). Охарактеризуем стандартные модули. Модуль SYSTEM содержит все процедуры и функции стандартного Паскаля и является фактически основной библиотекой системы Turbo Pascal. Модуль PRINTER упрощает вывод текстов на принтер. Модуль CRT содержит процедуры и функции, обеспечивающие управление текстовым режимом работы экрана. Модуль GRAPH содержит средства (типы, константы, процедуры и функции) для управления графическим режимом работы экрана. Модуль DOS содержит процедуры и функции, организующие доступ программы к средствам дисковой операционной системы MS DOS. Модуль OVERLAY используется при разработке больших программ с перекрытиями. Модули TURBO3 и GRAPH3 введены для совместимости с ранней версией 3.0 системы Турбо Паскаль. Модуль STRINGS позволяет работать с ASCIIZ – строками (последний байт ASCIIZ – строк содержит символ с кодом 0). Он используется только в версии 7.0. Модуль WinDos позволяет использовать возможности операционной системы Ms Dos, не предусмотренные в стандарте языка Паскаль и дополнительно предусматривает использование ASCIIZ – строк. Этот модуль следует использовать вместо модуля Dos, когда в программе используются строки, завершённые нулями, или когда предполагается в дальнейшем использовать разрабатываемую программу в среде Windows. Остановимся подробнее на использовании модуля CRT.

Модуль CRT

Модуль CRT содержит константы, переменные и подпрограммы, предназначенные для работы с экраном. В отличие от стандартного ввода (или вывода), когда он осуществляется через операционную систему, подпрограммы модуля CRT работают с BIOS, и даже непосредственно с видеопамятью, вследствие чего значительно повышается скорость вывода информации на дисплей. Имеет смысл всегда подключать модуль CRT, даже если его процедуры и функции не используются в программе. При подключении модуля CRT перед выполнением основного блока программы происходит переназначение стандартных файлов Input и Output. Системные стандартные файлы Input и Output связываются с фиктивным устройством CRT. При подключённом модуле CRT можно выводить на дисплей (процедурами write и writeln) строки и символы, содержащие в себе управляющие коды (0..31). Одним из способов включения этих символов в строку является их представление кодом ASCII с помощью специального префикса #. Следующие четыре символа используются особым образом: код #7 вызывает короткий звуковой сигнал; код #8 осуществляет перемещение курсора влево на один символ; если курсор уже находится на левой границе окна (или экрана), символ игнорируется; код #10 – смещает курсор на одну строку вниз при той же горизонтальной позиции; если курсор к этому моменту уже находится на нижней строке окна (экрана), содержимое окна (экрана) “прокручивается” вверх на одну строку; код #13 – переводит текущее положение курсора в начало следующей строки; при необходимости организуется “прокрутка” окна (экрана). Примеры.

Writeln(‘Короткий звук’#7); readln;

Write(‘перемещение на строку вниз’#10’-----------------‘)

2.1 Основные процедуры и функции модуля

CLRSCR – процедура очистки экрана или активного окна экрана. Экран (окно) заполняется текущим цветом фона. Курсор помещается в верхний левый угол экрана (окна) с координатами (1,1).

WINDOW(x1,y1,x2,y2) – процедура устанавливает границы активного окна вывода данных и помещает курсор в левый верхний угол окна с координатами (1,1). (x1,y1) и (x2,y2) – содержат горизонтальную и вертикальную координаты левого верхнего угла экрана и правого нижнего угла экрана. Если хотя бы одна из координат недопустима, процедура не выполняется.

WHEREX – функция возвращает горизонтальную координату X текущего положения курсора.

WHEREY – функция возвращает вертикальную координату Y текущего положения курсора.

GOTOXY(x,y) – процедура переводит курсор к элементу экрана с координатами (x,y) на экране. Если хотя бы одна из координат недопустима, процедура не выполняется.

CLREOL – процедура стирания всех символов в строке, начиная с позиции, на которой расположен курсор. Освобождённый участок строки заполняется цветом фона. Цвет фона задаётся процедурой TextBackground.

INSLINE – процедура вставки на экран на место расположения курсора пустой строки и заполнения её цветом фона.

DELLINE – процедура удаления строки, в которой находится курсор.

TEXTCOLOR(c) – процедура устанавливает цвет с для выводимых символов (значение с 0-15). Если значение с больше 15, то цвет определяется остатком от деления с на 16 и добавляется цвет мерцания.

TEXTBACKGROUND(c) – процедура устанавливает цвет фона с, на котором будут выводиться символы (значение с 0-7).). Если значение с больше 7, то цвет определяется остатком от деления с на 8.

DELAY(m) – процедура задержки выполнения программы (пауза) в m миллисекуд.

KEYPRESSED – логическая функция для анализа нажатия клавиши. Результат TRUE, если клавиша на клавиатуре нажата, FALSE - в противном случае.

READKEY – функция, возвращающая символ нажатой клавиши.

SOUND(m) – процедура включения звука с частотой тона m в герцах.

NOUSOUND – процедура выключения звука.

HIGHVIDEO – процедура устанавливает высокую яркостьь символов (заменяет цвета 0-7 на цвета 8-15), выводимых далее на экран.

LOWVIDEO – процедура устанавливает малую яркость символов (заменяет цвета 8-15 на цвета 0-7), выводимых далее на экран.

NORMVIDEO – процедура устанавливает первоначальную яркоcть символов, выводимых далее на экран.

ASSIGNCRT(F) – процедура связывает текстовый файл с фиктивным усройством CRT (F - файловая переменнаая типа Text, связывающаяся с устройством CRT). Обращение к процедуре ASSIGNCRT(F) эквивалентно связыванию текстового файла со стандартным выводом OUTPUT. Например, следующие два назначения текстовых файлов эквивалентны:

Uses CRT;

Var f1,f2: text;

Begin

Assign(f1,’output’);

Assigncrt(f2)

end.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: