Трактовка результатов

Использование накопленных данных, математической моде­ли и разработанного детального плана постройки для определе­ния энергетической структуры здания и его окружения в аспекте воздействие на людей.

Взаимодействие фэн-шуй и традиционной сакральной гео­метрии проявляется в общности некоторых методов по определе­нию характера и направленности потоков жизненной энергии, работе с тонкоматериальным миром. С глубокой древности всем этим вопросам придавалось очень большое значение. Существова­ли огромные области знания, посвященные психоэнергетике ме­ста обитания, работы и духовной практики человека.

Это древняя геомантия, традиция, изучающая связь жизнен­ной энергии ци с ландшафтом, жилищем, его планировкой, рас­положением, внутренним дизайном. Иными словами, с окруже­нием человека. Хотя подобные традиции были известны у разных народов, наибольшего развития они достигли в Китае, Японии и Тибете.

Несмотря на большую популярность фэн-шуй, по-настояще­му эффективное использование этой науки доступно далеко не всем, поскольку практическое следование методам сакральной архитектоники дома требует высокого профессионализма. В пер­вую очередь, предполагается умение индивидуального подбора всех элементов интерьера под конкретного человека, его социально-психологические проблемы, а также учет месторасположения жилища.

Любое помещение хранит информацию о предыдущих собы­тиях, происходивших в данной области пространства, особенно, если они были связаны с сильным эмоциональным напряжением. Такие информационные матрицы вступают во взаимодействие с людьми, находящимися в измененных состояниях сознания, и искажают процесс, а также могут вызвать сильные негативные эффекты. Поэтому большое значение имеет очищение помещения. Сложность и длительность очистки зависит от предыстории дан­ного помещения и места, степени его информационной загряз­ненности.

В настоящее время известен достаточно широкий спектр спо­собов очистки помещения от негативных информационных мат­риц и энергий с помощью методов сакральной геометрии. Боль­шая их часть вышла из глубокой древности, некоторые были за­ново «открыты» в последние годы. Общий принцип очищения пространства основан на идее, что психоэнергетические структу­ры относятся к классу диссипативных систем, существующих толь­ко в потоках информации и энергии. Как правило, подобные струк­туры (психоэнергетические матрицы, сущности) организованы в виде вихревых полей (акустических, электромагнитных, гидрав­лических и так далее). Подобные образования разрушаются рез­ким выбросом энергии, деформирующим их структуру. Смерчи (один из видов вихрей) уничтожали, стреляя в них из пушек сна­рядами.

Подобный способ остается достаточно эффективным и в наши дни. Для правильного очищения пространства необходимо подо­брать необходимую геометрическую форму, способную принимать на себя отрицательные вибрации, циркулирующие в нем, и видо-

изменять их в положительные или поглощать. Эффективным фак­тором очищения является ионизация. Самое древнее средство ионизации — огонь. Это может быть и огонь свечи, и лампады, и ароматической палочки. Желательно обойти с этим огнем всю ком­нату, особенно углы, несколько раз. В индийской и китайской традициях принято обходить помещение по ходу солнца (по часо­вой стрелке) число раз, кратное трем: 3, 6, 9, 12 и так далее.

Очищающее действие связано с тем, что в ионизированном воздухе увеличиваются энергопотери в диссипативной системе, образованной электромагнитными полями, падает ее устойчи­вость, и, как результат, происходит ее разрушение. Аналогичным действием обладает острие, вблизи которого резко возрастает на­пряженность электростатического поля. Именно поэтому в древ­ности для защиты от злых духов клали или втыкали рядом с со­бой меч острием вверх, делали ограду из острых металлических прутьев.

Более сложен механизм действия различных благовоний, также используемых с древности. Это информационное воздействие, снижающее хаос, обладающее упорядочивающим эффектом, и тем самым противодействующее вторжению негативных сущнос­тей. Воздействие такого же рода оказывают мантры, мандалы, ритуальная музыка.

Несколько иным действием обладают аккумулирующие ве­щества (абсорбенты) и геометрические структуры, которые по­глощают, локализуют негативные информационные матрицы. Для этих целей в шаманской традиции использовались листья табака, в европейской магии — чеснок. Их раскладывали в очищаемой комнате на сутки или более, затем уносили и сжигали.

На практике максимальный эффект достигается сочетанием разрушающих и абсорбирующих методик.

В эзотерической традиции существует огромное число разно­образных защитных техник: мантры, мудры, особые знаки, спе­циальные амулеты. Кроме того, сама геометрия помещения также может сделать его непроницаемым для вторжения негативных энер­гий. Например, используя металлические трубки, можно постро­ить каркасную кристаллическую структуру, внутри которой будет создаваться мощное защитное поле Простейший вариант такой структуры — пирамида Одна из более сложных каркасных метал­лических форм была разработана американским хилером Э. Вит и используется ею для коррекции психоэнергетики пациента в из­мененных состояниях сознания. При использовании каркасных кристаллических структур абсолютные размеры не играют роли,

главное значение имеют пропорции. Адекватный выбор формы такой структуры обеспечивает не только защиту, но одновремен­но и формирование канала выхода к нужным планам реальности. При создании подобных кристаллических форм очень эффек­тивным оказывается использование концепций синергетики и математической теории фрактальных множеств. Введение фрак­тальной концепции в практику научных исследований разрушает научную парадигму Евклида. Встает вопрос о влиятельной мета­физике научной теории — то есть о положениях, стоящих над эмпирической проверкой и направляющих научный поиск. О фрак­талах и рекурсивных конфигурациях см. ниже.

СОКРОВЕННОЕ ЧИСЛО 12

«Добро всегда красиво, а красота никогда не испытывает недостаток пропорций».

Платон

Наблюдая естественный мир, каждый начинает видеть, что бесконечное разнообразие природы опирается лишь на несколь­ко образцов, которые все время образуют какие-либо комбина­ции, соединяясь друг с другом. Буквы алфавита могут составить

энциклопедию, несколько актеров могут играть мно­жество ролей в одном спек­такле, постоянно переоде­ваясь и перевоплощаясь. Ху­дожественное оформление природы (например, в уль­ях, снежинках, телах живых существ) основывается на конечном числе простых фигур, шести- и двенадца­тисложных архетипах ми­роздания.

Символика числа 12 понимается как тип струк-

Снежинка

туры универсальной и конкретной значимости одновременно. Две­надцатиричная система призвана показать многие аспекты совер­шенства, в которой полностью сгармонизированы рискованность и случайность. Платон писал, что Земля, если взглянуть на нее сверху, похожа на мяч, сшитый из двенадцати кусков кожи. Пи­фагор также говорил о скрытой структуре мира в виде додекаэдра. А французский геолог де Бомон и математик Пуанкаре полагали Землю деформированной в форме додекаэдра. Система счисле­ния, в основании которой находится число 12, представляет лю­бую организованную сложность. Яркий пример этого — 12-тони-ческая гамма, являющаяся естественным основанием любой му­зыки В XX в. с двенадцатитонической музыкальной системой много работал австрийский композитор А. Шенберг, приравняв значе­ние нот хроматического ряда к нотам диатонической гаммы. Мысль о том, что каждый объект окружен шестью подобными, легко проверяется с помощью семи одинаковых монет. Больший инте-

pec представляет наблюдение, что 12 сфер полностью окружают одну сферу, сопрягаясь с ее центром. Такая схема лежит в основа­нии Зодиака, который сам по себе есть модель вечно существую­щей гармонии. В зодиакальных мировых соответствиях распрост­ранена фигуративная модель, основанная на двенадцатиричном основании макрокосма и микрокосма. Эти рассуждения соотно­сятся с понятием небесной музыки сфер: существует 12-струнная лира, построенная в соотношении со знаками Зодиака.

Изучение математики показывает гармоничное взаимодействие чисел от 1 до 12. Число 7 известно как «девственное число», пото­му что оно ни на что не делится (кроме 1), лишь само на себя. Число 12 в сакральной геометрии иногда называется «числом струк­туры», согласовывающим все нижерасполагающиеся числа, вклю­чая 7. Взаимодействие чисел от 1 до 12 символически подводит итог целой космической структуре, связываемой с диаграммой двенадцативратного Иерусалима.

Гармония чисел от 1 до 12 используется в строительстве, где окружность фактически равняется периметру квадрата. Область большого круга предстает, таким образом, удвоением 1x2x3x4x5x6x7x8x9x10x11. Окружность внутреннего круга 12x12x12. Известно изображение зодиакального древа с двенадцатью пло­дами в виде двенадцати солнц. Истоки зодиакального символизма включают в себя мистическое двенадцатиричное видение мира. Квадратно-круговая диаграмма связана с храмовозведением и ле­жит в основании проекта Стоунхенджа. Треугольники являются символами священных областей прохождения энергий небес и земли. Они как бы заключают между собой священный брак, ко­торый представляет собой сплав электрических энергий неба с магнитным полем земли, что ведет к оплодотворению земли, ра­стений, животных и людей.

Этот массивный комплекс был образован двумя окружностя­ми: внутренней, или круга Сарсен, который первоначально со­стоял из 30 стоящих вертикально камней, и наружной, или круга Трилицин, образованного 56 камнями. Обе окружности содержа­ли проходы между соседними камнями. Проходы образовывали определенные углы, которые позволяли наблюдать за движением небесных тел и звезд, следить за ними, измерять и почитать их. Видимая орбита прохождения солнца по двенадцати сегментам соответствует двенадцати этапам влияния активного начала на пассивное.

Стоунхендж

Стоунхендж — это не только колоссальная мегалитическая конструкция, служащая напоминанием о первоначальной кон­цепции солнечных и жизненных сил, не просто храм для совер­шения определенных ритуалов и служивший выражением только религиозно-эстетических потребностей, календарь и астрономи­ческий прибор. Это пространственное выражение и материальное воплощение сокровенных знаний, систематизированных по за-

конам сакральной геометрии. Он выражает на своем уровне цик­личность противоположных ритмов, объединяющие все в единое целое пространственно-временные отношения как основу нераз­дельного культурного единства.

Геометрия сгиба числа 12, примеры которой видны в памят­никах архитектуры, выражена и в других символических формах. Существует множество примеров символики «12 вокруг 1» в рели­гии, мифах, легендах. В структуре Космоса центр отводится Твор­цу, вокруг которого расходятся концентрические круги, включая круг Зодиака — двенадцатимесячный цикл земной жизни, разде­ленный на четыре части. Эти части соответствуют четырем време­нам года, а также четверичному принципу: пространственному порядку и четырем частям света.

Двенадцать слуг египетского солнечного бога Ра проводят его лодку через двенадцать ворот (ночные часы) Дуат (подземного мира). Было двенадцать испытаний Гильгамеша, двенадцать римс­ких дощечек закона, двенадцать подвигов Геракла, двенадцать колен Израиля. Известны двенадцать учеников Христа, двенад­цать советников Далай Ламы, двенадцать рь царей круглого стола короля Артура. Двенадцать высших личностей ассоциируются с двенадцатью знаками Зодиака, а также с темой высшей инициа­ции и цельности.

В самом сердце гармонической символики лежат двенадцать нот хроматической музыкальной шкалы (7 белых клавиш форте­пиано + 5 черных клавиш), которые выбраны не произвольно, но основаны на последовательном делении вибрирующей нити в от­ношении 2/3. Двенадцать меридианов иглоукалывания вокруг цен­трального меридиана в человеческом теле представляют собой мо­дель земных энергий фэн-шуй, текущих сквозь землю. Двенадца-тилепестковый лотос — символ Вселенной и Бога. Мало того, что календари и мифы были организованы в соответствии с двенад­цатиричным каноном; само человеческое общество также основа­но на типичных моделях, описанных в математике. Гермес Трис-мегист вопрошал: «Разве не знаешь, о Асклепии, что Египет есть образ Небес и что он является проекцией здесь, внизу, того, что находится в Небесах?»

О герметических принципах стоит поговорить особо. После захвата Египта Александром Македонским в 333 г. до н. э. египетс­кие греки ассоциировали Гермеса с египетс им богом Тотом: оба они были посланцами Божественной мудрости. Гермес также во­дил души умерших в загробный мир и обладал шапкой, делавшей его невидимым. Вскоре он стал обладать качествами Тота: мудро-

стью, смекалкой, музыкальными способностями, артистизмом, ученостью. Египетские греки применительно к богам, обладав­шим особой властью, часто пользовались определением «мегис-тос», что означало «величайший». Бог Тот-Гермес имел столь много выдающихся качеств, что его титул «мегистос» утроился, и он стал называться Гермес Трисмегист, Гермес Триждывеличайший.

Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста

Герметическое учение, обнаруживаемое во всех религиях мира, говорит о существовании семи основных принципов бытия:

1. Принцип ментализма. «Все есть мысль; Вселенная представ­ляет мысленный образ».

2. Принцип соответствия (аналогии). «Что наверху, то и внизу. Внешнее подобно внутреннему; малое таково же, как и большое;

Закон один для всего. Нет ничего малого и ничего большого в Божественной экономии». Эта фраза охватывает всю систему тра­диционных и современных мистических школ. В ней содержится ключ ко всем тайнам Вселенной. Макрокосм подобен микрокос­му; Вселенная есть Бог; Бог есть человек; человек есть клетка; клетка есть атом — и так далее, до бесконечности. Человек пред­стает как образ Бога на земле; поскольку Бог есть образ человека на небесах. Действия человека на земле соответствуют движениям Господа. Все вещи происходят из одного общего центра.

3. Принцип полярности. «Все двойственно, все имеет полюса; все имеет свой антипод (свою противоположность); противопо­ложности идентичны по природе, но различны по степени край­ности; все истины не что иное, как полуистины; все парадоксы можно примирить».

4. Принцип вибрации. «Ничто не покоится, все движется, все вибрирует».

5. Принцип ритма. «Все течет, втекает, вытекает, все имеет свои приливы и отливы; все поднимается и падает; во всем про­является маятникообразное колебание; всегда существует действие и противодействие».

6. Принцип причин и последствий. «Каждая причина имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совер­шается в соответствии с законом. Случай есть не что иное, как имя закона, который не распознан. Существует много планов при­чинности, но ничто не ускользает от закона».

7. Принцип пола. «Пол проявляется во всем, все имеет свой мужской и женский принцип. Пол проявляется во всех плоско­стях».

Эти принципы суть проявление одного всеобъемлющего За­кона, действующего во Вселенной. Идеи Гермеса Трисмегиста позволили разработать геометрический подход к описанию ми­роздания и получить простые формулы для мировых констант ско­рости света, постоянной Планка и Ридберга, вывести значение постоянных Эйнштейна и Планка для энергии и показать их эк­вивалентность, постоянной тонкой структуры, отношения масс протона и электрона, числа Авогадро, универсальной газовой по­стоянной, магнетона Бора, абсолютного нуля температуры и тем­пературы реликтового излучения.

В герметической философии известен важный эзотерический символ: квадрат, внутри которого размещен равнобедренный тре­угольник с точкой в центре. Квадрат символизирует Великую Эн-неаду, или Огдоаду, лежащую в основе Гелиопольской и Гермо-

польской космогонии Древнего Египта. Она заложена в Великой Пирамиде Хеопса. Каждая пара богов включает два противопо­ложных начала — мужское и женское, в своем синтезе образую­щие Извечную Троицу. Эти два начала формируют двойной золо­той треугольник, помещенный внутри квадрата, символ Троицы. Примером этому может служить божественная пара Исида и Оси­рис, которые одновременно являются мужем и женой, а также братом и сестрой. В своем синтезе эта пара образует единое бес­смертное Божество. Платон в «Пармениде» вводит методологию исследования единого. Единое, по Платону, беспредельно: оно не имеет ни начала, ни конца, ни середины (иначе оно бы имело части), оно не стоит на месте (нет интуции тела в пространстве) и не движется, не причастно ко времени, но причастно к бытию.

Посвященческая наука говорит о четырех пары божеств, сим­волом которых служит квадрат. Додекада — это три импульса в четырех стихиях. Пифагорейцы, включавшие в свою Декаду весь Космос, почитали число 12, так как оно образуется умножением священной Тетрады на 3 и таким образом получаются три идеаль­ных (правильных) прямоугольника, называемых тетрадами. Фи­лософы-алхимики, следовавшие их учению, представляли число 12 двойным треугольником — Большой Вселенной, или макро­космом — и включали в эту схему и пентаграмму, или микро­косм, которую называли Малой Вселенной.

12-членная система может быть понята как следствие свойств триады и тетрады. Она предстает выражением динамики в сочета­нии с любой направленной деятельностью. Додекада значима в понимании целостного универсума, поскольку в этой системе играют роль все элементы нашего опыта.

При обсуждении того, как лучше организовать идеальное об­щество, Платон описывает древний двенадцатиричный канон: «Первая работа законодателя заключается в том, что он должен расположить город в центре страны настолько точно, насколько возможно. Затем он должен разделить страну на двенадцать сек­ций. Но сначала следует зарезервировать священную область для Гестии, Зевса и Афины (это называется акрополь) и определить ее границы. Затем он поделит город и всю страну на двенадцать секций линиями, исходящими от этой центральной точки. Он должен также поделить население на двенадцать частей поделить город на двенадцать секций таким же образом, как была поделе­на остальная часть страны.

Теперь, когда мы решили поделить граждан на двенадцать групп, нужно попробовать понять огромное число подразделе-

ний, которые входят в каждую секцию, и осознать, каким обра­зом они могут быть поделены снова. Это математическая структу­ра, которая пронижет ваше братство, местные административ­ные единицы, деревни, военные компании — так же как едини­цы жидкости, меры и веса. Закон должен регулировать все эти детали таким образом, чтобы соблюдались все надлежащие раз­меры и соответствия». Древние европейские культуры следовали таким наставлениям буквально: расположение старых европейс­ких городов формировало шестиугольную структуру, которая зна­чительно экономила затраты на рыночные центры, оптимизиро­вала административный контроль над относительно отдаленными областями и сокращала транспортные перевозки.

Как семерка была символом движущихся лунных сообществ, подобно семи блуждающим планетам, число двенадцать задавало структуру для сообществ солнечных обществ, сопрягающихся с зодиакальными понятиями, чье движение понималось как движе­ние вокруг Солнца. Шести- и двенадцатиричная организация при­роды выступала как эффективный принцип существования об­ществ с храмом в центре — подобно улью пчелы. Формы гнездо­вий пчел и ос оказывают мощное энергетическое воздействие на простейшие организмы и многие виды микробов. Создаваемое рассмотренной геометрической структурой поле угнетает жизне­деятельность бактерий, сапрофитных почвенных бактерий и гри­бов, а также как показывают исследования, даже замедляет рост грибов. Вследствие этого места обитания пел оказываются в чис­том окружении, а в подземные гнезда не проникают корни.

Шестеричная структура ульев оказывает и целебное воздей­ствие. Если страдающий мигренью подержит над головой пчели­ные соты, то он через несколько минут почувствует заметное об­легчение. Новосибирский ученый В. Гребенников нашел, что око­ло многоячеистых гнезд подземных пчел находится странное, не­известное науке волновое поле. Если в многоячеистом предмете, многослойном, многопористом, ритмически расположить отдель­ные элементы, ячейки, трубки, то он способен непонятным об­разом воздействовать на живые системы, организмы, в том числе и на человеческий. Этот эффект был назван эффектом полостных структур.

Искусства, ремесла и архитектура цивилизаций, организо­ванных символикой «двенадцати вокруг единицы» также выража­ют и кодируют структуру этого космического проекта. В додекаде можно репрезентировать один из главных буддийских символов всех традиций, где изображается 12 символических элементов (не-

даны). Это 12 соотнесенных друг с другом причин, непрерыв­ность жизненного потока и цикла. Такой внешний круг соотно­сится с календарными и хронологическими системами в Цент­ральной и Юго-Восточной Азии. Это своеобразный круг мира, где представлены все уровни сознания и их развитие.

Римский архитектор, инженер и писатель I в. до н. э. Витрувий писал: «Во всех своих работах древние ориентировались на опре­деленные принципы соответствия высшему началу; сам способ их существования был получен из истинности характера природы. Таким образом они достигли совершенства, одобряя только те вещи, которые могут быть объяснены только на основе истины».

Платон предупреждал художников, людей ремесел и архи­текторов, чтобы они направили свой взор на совершенную исти­ну и выбрали ее в качестве жизненного стандарта, — рассмотре­ли ее с тщательным вниманием, прежде чем начнут иметь дело с земными вещами. В соответствии с космологическим каноном, многие религиозные памятники, шедевры искусства, эмблемы и архитектурные сооружения были разработаны на основе двенад­цатиричного принципа.

Любая геометрическая фигура определяется набором линий. Линии будут не всегда там, где они, казалось бы, должны быть относительно размещения фигур в пространстве. Линии задают пропорцию и гармонию равновесия частей, составляющих еди­ное целое. Эта пропорция в подавляющем большинстве случаев основывается на числе 12. Вот несколько примеров мифологем, основанных на двенадцатиричной гармонии.

Египетский символ сма тауи был знаком объединения двух стран (Севера и Юга). Он был разработан на основе двенадцати­ричной симметрии, подобно обществу.

Два известных изображения Сенворсета показывают двенад­цатиричную солнечную символику, исходящую от центра, где ска­рабей рождает Солнце. Солнечная символика сопрягается с мис­терией времени, что можно видеть в обычных современных часах. Двенадцатигранник, образуемый делением циферблата на 12 от­резков, является выражением архетипичности числа двенадцать и фиксирует годовой цикл планеты. Он подобен 12 знакам Зоди­ака, отмечающих направление движения и определенным отрез­ком времени, с помощью которых измеряется год.

Когда Тесей был со своими спутниками заключен в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, Ариадна, влюбив­шись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити (нить Ариад­ны), разматывая который, он нашел выход из лабиринта. Леген-

дарный Дедал, построивший Лабиринт и площадки для танцев Ариадны в Кноссе, научил Тесея и его спутников священному танцу, исполнявшемуся по спирали, что имитировало странствие в лабиринте и выход из него после убийства Минотавра и одно­временно — космическое движение.

Как священный центр, Дельфы, сопряжен с числом 12. По­добно другим королевским эмблемам во всем мире, печать отра­жает оригинальный космологический план солнечного общества, в основании которого находится число 12.

Дюжина представляет собой двенадцать лучей, которые суть продукт умножения тройственности на квадрант, разворачиваю­щиеся в философскую геометрию. Излучение из центра есть про­исхождение света и жизни. Эти двенадцать аспектов показывают полноту спектра опыта, объединяя различные признаки в преде­лах целого.

Простое применение идеальной двенадцатиричной структу­ры и математики не может создать гармоничного общества. Оно привело бы к автоматизированному, робототехническому улью. Все же отрадно видеть единство искусств и культур различных стран мира, которые когда-то жили в осознании космической гармонии. Мы изучаем образцы математики и характер природы, чтобы об­рести чувствительность к космическому видению, к глубокому признанию Божественного порядка, который существует непос­редственно вне, внутри и среди нас и может в любой момент проявиться. Если сначала найти музыкальную гармонию «двенад­цати вокруг единицы» в пределах самих себя, можно обрести со­циальную гармонию и лучше понять вдохновленное свыше искус­ство прошлых веков. Эйнштейн писал: «Как прекрасно почувство­вать единство целого комплекса явлений, которые при непосред­ственном восприятии казались разрозненными». На этом рассказ о числе 12 мы и остановим, учитывая предостережение Ямвлиха: «Божественные силы всегда негодующе относились к тем, кто раскрывал содержание двенадцатигранника».

ТАИНСТВО МАНДАЛЫ

«Мандала есть великое таинство мира».

X. Джохари

Мандалы и янтры в сакральной геометрии принадлежат к груп­пе фигур, наиболее эффективно используемых при медитации, главным образом, в индуистской тантрической традиции. Что та­кое янтра? Слово янтра означает «инструмент». В этом смысле само человеческое тело есть священная янтра, посредством которой мы духовно связываемся с Божественным. В XIX веке английский ученый Эдинбург предложил канон пропорций тела человека, взяв за основу музыкальный аккорд. В соответствии с указаниями пред­ложенного им канона, тело мужчины связывалось с мажорным аккордом, а женское — с минорным. Антропометрические дан­ные для тел мужчины и женщины свидетельствуют о пребывании в пропорциях тел отношения, равные терции (5/4), сексте (5/3) и септиме (15/8). Таким образом, пропорции мужского и женско­го тел образуют два отдельных ряда гармонических отношений. Янтра некоторыми мистиками понимается как наглядное пред­ставление сокровенной музыки, зримое в определенных геомет­рических формах.

Термин янтра может использоваться для обозначения разно­образия линейных диаграмм, которые играют существенную роль в медитативных практиках. Янтры могут быть очень простыми, типа креста, треугольника, квадрата, круга или изображения ло­тоса, символизируя основные концепции миропонимания, — или же довольно сложными комбинациями указанных элементов, формирующих творческие силы Космоса. Геометрический проект усложняется символическими изображениями божеств, которые своими различными формами и признаками указывают на раз­личные аспекты скрытого порядка действительности. Мирча Эли-аде указывал: «Янтра — это линейная парадигма, выражающая аспекты божества в геометрической форме».

Янтры различаются в соответствии с их употреблением. Лич­ные божества имеют свои собственные янтры с соответствующи­ми мантрами (священными слогами). Когда ученик (садхака) до­стигает высокой степени духовного развития, его посвящают в процедуру использования отдельных янтр. Искусство янтры близ­ко дзенской живописи, представители которой стремились пере­дать все таинство творения несколькими ударами кисти, упуская

детали и представляя форму в ее коренной сущности. Янтра обла­дает силой влиять на состояние тела, энергии и сознания. Янтра есть зрительное воплощение энергии. Подобно тому, как звуки музыки могут быть записаны нотами, так же и мантра может быть изображена соответствующей янтрой. В «Куларнава-тантре» сказа­но: «Янтра одушевлена мантрой, а конкретное божество служит выражением конкретной мантры. Дживе нужно иметь тело, све­тильнику нужно иметь масло; янтра есть престол всех божеств». (Джива — это бессмертная душа живого существа, переселяюща­яся в новое тело после его физической смерти). Отбор янтр с со­ответствующими мантрами — очень сложный процесс, и только духовный учитель, гуру, может помочь найти ученику его личную янтру, которая способствует обретению полноты жизненной силы. Посвящение этого символа божеству — необходимое условие его оживления. Действие символа может рассматриваться как физи­ческое, психологическое и духовное откровение в понимании та­инства.

Разные янтры используются для разных целей и посвящены выполнению определенных задач или функций. Процесс духовно­го развития можно существенно ускорить с помощью вхождения в резонанс с духовными энергиями или Божественными полно­мочиями, созданными человеческим телом.

Янтры представляют более тонкий уровень действительнос­ти, чем изображение антропоморфных божеств. Они показывают чистую энергию божества. Их следует наносить на металл — медь, серебро или золото, поскольку металл лучше удерживает тонкие виды энергии. Однако янтры на шелке тоже достаточно полезны (только не нужно наносить мандалы на хлопок). Янтры также ви­зуализируют внутри своего тела. Процесс создания янтры уже сам по себе является особым ритуалом.

Некоторые янтры имеют большие размеры и рисуются на земле. Их используют для проведения внутри них специальных ритуалов поклонения (пудж); при этом янтра проявляет Божественную энер­гию.

Существует традиция изображения янтр на песке. Основная структура песчаных рисунков служит примером универсальности характеристик сакрального рисунка, центр которого представля­ет собой центр Космоса. Закон центра препятствует распаду про­тивоположных сил. Циклы, что бы они ни выражали — жизнь или смерть, время или пространство, силы явные или скрытые, — сохраняют свою целостность благодаря концентричности. Овладев законом центра как основным принципом природы, человек по-

лучает способность конструировать обширные системы и пони­мать разные уровни сложности устройства Вселенной. Из этого же закона выводится эволюционный или иерархический прин­цип бытия (см. специальную главу).

Иерархический принцип устроения планет как эманации Бога; в освнове изображения лежит принцип мандалы (из труда Я. Беме)

Янтра — это средство для концентрации разума. Основной смысл каждой янтры — дисциплинировать разум и дать общую схему гармонии. Янтра — мощный и динамичный священный сим­вол, который отображает различные философские концепции, сведенные к единому восприятию окружающего мира. Геометри­ческие фигуры равномерно пульсируют в направлении от центра и к центру, пока не наступает совершенное сжатие или растяже­ние. Янтру образуют концентрические фигуры, имеющие общий центр, фигуры, которые продолжают расширяться и сжиматься. Они являются не только мостом между различными уровнями

бытия, но и символом развертывания и собирания энергий. Эти фигуры заключены в квадрат с четырьмя священными вратами, открытыми по четырем главным направлениям. Поскольку сам центр тождественен источнику силы, мудрости и жизни, он и занимает высшее, наиболее сокровенное место в концентрически организованном целом. Центр существует всегда и непрерывно излучает свою энергию и в этом процессе обновляется.

Абу Барк Сирадж Эд-Дин говорит о принципе центра как о сущем, и сравнивает его с огнем, в котором все горит, а также с фонтаном — Фонтаном Рая, — из которого все вытекает. В сфере сущего переживается единство. Из сущего излучаются один за дру­гим все остальные, меньшие уровни сознания. Сад сущего вклю­чает в себя все прочие сады и является садом духа; затем идет сад сердца и, наконец, сад души.

В саду духа адепт постигает истину определенности, так как может воспринять только жар пламени. В саду сердца он воспри­нимает оком определенности, так как может со своего расстоя­ния видеть только пламя сущего. В саду души он узнает то, что ему было поведано.

Исходными фигурами для построения янтры служат точка, треугольник, квадрат и круг. Они функционируют как мыслефор-мы, под которыми понимаются соответствующие модели силы. Точка (бинду) в центре янтры может толковаться как средство для удержания концентрации, как символ космического источ­ника и как эмблема сущностного психического единства мужско­го и женского принципов, передающая философскую идею кос­мического дуализма. Полностью соединиться с конструкцией ян­тры — значит понять, постичь ее, то есть высвободить внутрен­ние силы, которые заключены в каждой форме.

Бинду есть святая святых, местопребывание надмирного бла­женства (сарва-ананда-майа), конечная цель практики (садханы), Бытие-Сознание-Блаженство (сат-чит-ананда). Эта точка, прин­цип интеграции целостности, абсолютная пустота (шунья), есть также первопричина Вселенной. Бинду поэтому символически функционирует в двух измерениях: во времени, в существовании, как средство и источник жизни, и в пространстве вне времени, безвременности. Рассматриваемая субъективно, бинду соответствует энергетическому центру тонкого психического тела, который ви­зуализируется как расположенный во лбу. В янтре-медитации цен­тральная точка янтры и энергетический центр ученика соединя­ются при концентрации ума. Поэтому бинду одновременно выра­жает несколько понятий. Существует космическая точка, которая

функционирует как корневая матрица творения; психологичес­кая бинду, которая представляет собственный духовный центр садхаки; философская точка, которая выражает единство мужс­кого и женского принципов. Тантристы добавляют сюда даже фи­зиологическую точку, содержащуюся в человеческом семени.

Каждая янтра дает возможность видеть модели сил, которые заключены в мантрах, и вместе с этим, каждая янтра включает свою собственную модель сил. Комплекс янтра-мантра строит фор­му—в акте создания фигур, сохраняет форму — в самой компо­зиции, и, наконец, растворяет форму — когда обретается пони­мание внутреннего значения формы и совершается проникнове­ние сквозь нее.

Симметрично расположенные вокруг центра кардинальные точки символизируют направления, элементы и сезоны. Обозна­ченная таким образом простая форма песчаных рисунков пред­ставляет собой схему внутренней взаимосвязи всех явлений и их неразрывного единства во времени, благодаря взаимосвязи с веч­ным центром.

Янтрой является также яма для ритуального возжигания свя­щенного огня (дхуни). В тантре любые предметы и явления рас­сматривают как своеобразные янтры; даже вся Вселенная пред­ставляется как одна бесконечная космическая янтра. Особую роль имеет практика, при которой индивидуальное сознание ученика воспринимается как янтра, позволяющая выйти за его пределы.

Тренинг-янтры

На рисунке приведены тренинг-янтры. Их предназначение — такое же, как у рассмотренных в начале книге тренинг-форм. Со-

средоточение на этих формах помогает вхождению в медитацию на более сложных геометрических образцах. Как и раньше, прежде чем приступить к первой медитации на янтру, нужно уметь кон­центрировать свою волю и внимание на выбранном ментальном и реально существующем образце.

Огромное число новых янтр можно построить, комбинируя базовые формы или переставляя звуки (мантры). С каждой новой комбинацией мантр возникает и новая янтра. В то же время, опре­деленная религиозная идея может быть выражена с помощью бес­численного количества вариантов. Так, например, один тантри­ческий текст описывает, как 16 янтр лунных богинь (Нитья-Шак-ти) позволяют образовать 9216 вариантов простой перестановкой мантр.

Еще несколько тренинг-изображений, улучшающих концент­рацию внимания и подготавливающих к длительным медитациям на янтры божеств:

Янтры одной традиции могут заимствовать элементы другой. Огромное их количество предполагает множество уровней клас­сификации. Янтры существуют в ведийской, тантрической и буд­дийской традициях, каждая из которых приспосабливает исполь­зование янтр к собственным философским идеям. Ведические ян­тры — самые старые. Тантрические — самые многочисленные и разнообразные. Многие янтры исходят из джайнских источников и воплощают идеи джайнизма.

Сложные янтры называются мандалами. Мандала состоит из сложных узоров и различных иконографических изображений. Она отражает всю полноту Космоса, совмещая в себе противополож­ные начала: землю и эфир, статику и динамику. Ее использование в медитации приводит к мистическому восторгу, поэтому она дол­жна создаваться с величайшим вниманием и предельной концен-

трацией. Она символизиру­ет различные уровни созна­ния внутри человека, а так­же энергию, которая объе­диняет его с Богом и исце­ляет. Ритуал создания ман-далы психологически и ду­ховно аналогичен прохож­дению через лабиринт.

Вселенная — не беспо­рядочное собрание разно­родных вещей, а гармонич­ный набор отношений. Мы являемся частью этого на­бора. Вселенная упорядоче­на, и эта концепция лучше всего иллюстрируется ман-далой.

Простейшая мандала

Слово мандала в переводе с санскрита означает «священный круг». Круг символизирует лоно творения, состояние недиффе­ренцированного потенциала, из которого происходят первичные формы. В дополнение к влиянию ее геометрического совершен­ства, мандала воздействует и на уровне архетипов, универсалий. Сходные формы повторяются почти во всех религиях как симво­лы космических таинств, через которые человек раскрывает свое первичное сознание.

Мандалы использовались многочисленными культурами в те­чение тысяч лет — для описания процессов творения. Во всех ми­ровых культурах процессы изменения и развития отображаются в форме круга, мандалы: движение времени, жизни, небесных тел, смена времен года.

Пифагор называл геометрию визуальной музыкой, музыкой сфер. В этом смысле мандалы можно рассматривать как небесные симфонии, гармонические сочетания математических формул. Они переводят сложные математические выражения в простые формы. Они показывают, как законы, управляющие развитием жизни, могут быть представлены в изумительно красивом виде. Это есте­ственные образования, показывающие непрерывные, бесконеч­ные, универсальные взаимодействия Бога и человека, которые могут быть отображены только через геометрию. Мандалы и янт-ры неразрывно связаны с определенными мантрами. Звуковая комбинация состоит из санскритских букв, простые мантры со-

стоят из первичных слогов — КРИМ, ХРИМ, ШРИМ, АИМ (бид-жа-мантры), — а более сложные мантры состоят из сочетаний таких слогов. Почти все янтры содержат некоторые формы мантр, простые или сложные, надписанные на них. В центр янтр обычно вписан наиболее важный слог соответствующей мантры, в то время как другие буквы, составляющие мантру, располагаются в про­странствах, образуемых взаимопересечением линий, на лепестках лотоса, или по кругу, или по внешней линии квадрата (бхупура). Важные янтры могут содержать все гласные и согласные буквы санскритского алфавита, в то время как на других могут быть на­писаны целые мантрические рифмованные строчки, соответству­ющие божеству, которому посвящена янтра.

В ритуале и медитации с янтрами произношение биджа (се­менных) мантр начинается от диафрагмы, затем напряжение че­рез горло переходит в ротовую полость и, наконец, завершается в носовом резонаторе звуком М. Хотя семенные мантры однослож­ны, каждый звук является символом одного из атрибутов приро­ды божества. Например, семенная мантра богини Бхуванешвари, Госпожи трех сфер, состоит из четырех звуков Х-Р-И-М: X — Шива, Р — Пракрита, или природа, И — Майя, или игра творе­ния, М — Развевающая горе. Так мантра представляет целостную натуру богини, почитание которой дарит радость и развевает горе.

СВЯЗЬ БИЛЖА-МАНТР С ЧАКРАМИ

Чакра

муладхара

свадхиштхана

манипура

Нумерологические значения букв

Биджа-мантра и ее

нумерологическое

значение

4+5+6+7

ЛАМ (3)

3+4+5+1+2+3

ВАМ (4)

3+4+5+6+7+8+9+0+ 1+2

РАМ (2)

анахата

вишудцха

аджна

сахасрара

1+2+3+4+5+6+7+8+ 9+0+1+2

ИАМ(1)

--

ХАМ (8)

8+0

АУМ(О)

Х(0)

Подобно янтрам, мантры можно делить по классам, целям и по принципу их соответствия определенным янтрам. Мантры, ко­торые вызывают трансовое состояние, например, соответствуют янтрам, используемым для достижения озарения; защитные ман­тры объединяются с янтрами, используемыми для защиты от злых сил и так далее. Это соотношение выдерживается настолько пос­ледовательно, что мантра и янтра в некоторых случаях могут быть взаимозаменяемыми. Буква может принимать форму диаграммы и проявляться как статическая мантра-янтра. Напротив, янтра мо­жет быть представлена в виде вибрационных ритмов и функцио­нировать как мантра.

Бесконечное разнообразие Вселенной наиболее явно пред­стает в иконографических образах, более абстрактно — в янтре, а наиболее тонко — в мантре. Мантра создается вибрациями рече­вого аппарата, божества (от которого она неотделима) или сил Вселенной. Мантрическая энергия, сконденсированная в буквах, предстает как облеченная духовной силой и вне человеческого понимания. Произносимая правильно, слитно, с соответствую­щим ритмом, ударениями, интонацией и умственным настроем, мантра становится душой янтры и животворящей силой в уме.

Отношения формы, движения, места и времени — все это находит отображение в мандале, поскольку она визуально опре­деляет универсальные законы танца вечности.

Мандалы свидетельствуют о наличии Божественного порядка на всех уровнях. Они кодируют образцы универсального разума, проявляющегося через эволюционный процесс гармонической

прогрессии. Мандалы и янтры можно различать по их использова­нию Некоторые архитектурные типы мандал используются как образы для проектирования храмов, другие применяются в астро­логии. В первую очередь они используются в ритуалах.

Существуют специальные изображения, посвященные мужс­ким божествам, женским божествам, соединению мужских и жен­ских божеств или различным аспектам женского божества. Неко­торые янтры применяются для магических целей, многие из них используются как талисманы. Различные виды абстрактных сим­волических рисунков, похожих на янтры и мандалы, выполняют­ся женщинами на полах и стенах домов рисовой пастой или тол­ченой краской во время праздников и других религиозных цере­моний. Эти знаки, которые известны как алипаны и ранголи, мож­но найти повсюду в Индии.

Наиболее характерная схема мандалы представляет собой круг с вписанным в него квадратом. В этот квадрат в свою очередь впи­сан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегменти­рующих его. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанных с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства. Посередине каждой из сторон квадрата находятся врата, продол­жающиеся вовне уже за пределами квадрата крестообразными изображениями. В центре внутреннего круга изображается сакраль­ный объект почитания — божество, его атрибут или символ. Сак­ральная восьмичленная структура находит выражение в храмовых и замковых постройках (не только индийских):

План замка Фридриха II

Мандалы помешаются в сакральных местах: храмах, на хол­сте, жертвенных блюдах. Они изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста.

Тибетское слово для мандалы — кхйилкхор, что означает «центр круга со внешними стенами и окружающей средой». Ман­далы могут быть созданы из драгоценных камней, цветов, кра­шенного риса, цветных камней или цветного песка.

Песок, традиционно сделанный из размолотых драгоценных камней, из-за драгоценности материала считается наиболее эф­фективным материалом для создания изящных деталей мандалы. Каждая песчинка наполняется благостной энергией, поэтому пол­ная песчаная мандала образует огромное хранилище духовной энергии.

Построив основу мандалы, художник измеряет и рисует ар­хитектурные линии, используя остроугольную линейку, компас и ручку с белыми чернилами. Мандала — геометрический образец плана священного дворца. Он включает основу, четыре входа, стену и другие архитектурные элементы. Цветной песок высыпается на мандалу из конца металлической трубы, по которой постукивают другой трубой, чтобы выпустить тонкую струйку песка. Мастер начинает вычерчивать мандалу от центра и постепенно заполняет ее.

Тибетские тантристы часто используют насыпные мандалы, которые строят на полу из разноцветного песка непосредственно перед началом ритуала. После ритуала мандала уничтожается, что символизирует уничтожение иллюзии и возвращение духа в Из­начальную Пустоту. Кроме того, в некоторых ритуалах использу­ются жертвенные мандалы, которые строят на круглом блюде (зо­лотом или серебряном) из

пяти видов пищевых продук­тов или «пяти видов лекарств». Такие мандалы преподносятся божеству или гуру.

Внешний круг мандалы обозначает Вселенную во всей ее целостности, очерчивает границу Вселенной, ее преде­лы в пространстве, а также моделирует ее временную структуру. Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, моделируют основные направ-

Нанесение мандалы на ладонь

ления, пространственные координаты Вселенной. Вписанный в квадрат внутренний восьмилепестковый круг (янтра) символизи­рует женское начало, детородное лоно, внутри которого часто помещается знак мужского начала (ваджра).

Калачакра мандала

В мандале Калачакры все является символическим представ­лением аспекта божества Калачакры и Вселенной, в которой оно пребывает. В мандале присутствуют 722 божества, которые отобра­жают в символической форме различные проявления аспектов сознания и действительности. Все они — часть абсолютной мудро­сти Калачакры. Понимание и интерпретация всех символов, вклю­ченных в мандалу, подобно чтению священных текстов, которые содержат обширные учения от космологии до психологии. Песча­ная мандала Калачакры посвящена миру и физическому балансу

индивидуума и окружающего мира среди непостоянных людей, животных и цветочных форм, пиктограмм и санскритских сло­гов, из которых состоит мандала.

Человек, который просто смотрит на эту мандалу, может чув­ствовать мир на многих уровнях. Согласно Далай-Ламе, Калачак-ра создает благоприятную атмосферу, сокращая напряженность и насилие в мире: «Это путь засевания семени, и семя будет иметь кармический результат».

Мандалу можно трактовать как все окружающее человека про­странство, которое вмещает в себя космическую структуру ми­роздания и сопряжено с различными видами энергии: роста, раз­рушения, покоя, движения.

Каждая мандала — священный дворец, дом из визуализируе­мого во время медитации божества. Она реализует качества про­светления: от сострадания до развитого ума и счастья. В тибетской традиции божество оживает в центре мандалы, а сама мандала воспринимается как проявление полностью просветленного ума Будды. Символически божество совершает инициацию, мандала — то место, где она происходит. Через церемонию инициации в уме каждого человека в процессе визуализации мандалы взращи­ваются семена просветления.

Наш мир представляет сплошную, единую мандалу, изначаль­ную структуру, порождающую бесконечный поток изменений, энергий, волн, форм. Излучение энергии составных единиц мира происходит согласно единому Божественному закону, графичес­ки выражаемому как мандала. Это изображение включает в себя

совокупность концентрических форм, определяющих связь меж­ду различными измерениями. Всеобщий закон существования мандалы в мире действует в мак­ро- и микрокосме, ему подчи­няются даже атомарные и суба­томарные структуры. Эманация энергии микроскопических объектов, как показывают со­временные исследования, опре­деляется также общим косми­ческим принципом, основной структурирующей матрицей ми­роздания:

Схема излучения берилла как претворение атомарной мандалы

Являясь неотъемлемым свойством человеческого сознания, мандала непрерывно проявляется в его конструкциях, ритуалах, формах искусства. К. Юнг писал, что мандала является основной структурной схемой в западной алхимической традиции и под­черкивал ее терапевтическое, интегрирующее свойство. В своей практике известный ученый и врач широко использовал мандалы в произведениях, созданных его пациентами в процессе обрете­ния собственной индивидуальности. Цель таких действий — дос­тижение высокого уровня интеграции через концентрацию разу­ма и преодоление привычных индивидууму границ. Многие из этих мандал, достаточно простые и конкретные, несут неопровержи­мое сходство с первичными образами ранних религий и символи­ческих систем, свидетельствуя о творческой реальности коллек­тивного подсознания и потенциальной единородности человечес­кого разума.

Мандала как терапевтическое средство приводит к удивитель­ным результатам: проецируя собственный ментальный комплекс на космическую сеть мандалы, пациент очищает разум и осво­бождается от различных ментальных наваждений.

Мандала представляет проявление определенного энергополя. В этом аспекте она — не только изображение. Находясь рядом с Учителем или просветленным, вы попадаете под влияние его энер­гетической мандалы и у вас появляется понимание вещей, кото­рые в обычном состоянии не воспринимаются. С каждой мандалой связана соответствующая практика; каждой мандале соответству­ет своя мантра и своя визуализация.

Ральф Мецнер и Тимоти Лери говорят о биопсихической при­роде мандалы следующим образом: «Механизм мандалы может быть рассмотрен в терминах нейрофизиологии глаза. Если манда­ла является изображением структуры глаза, то центр мандалы соответствует «слепому пятну». Поскольку слепое пятно — это про­ход от глаза к зрительной зоне мозга, то, выходя «наружу» через центр, вы окажетесь в мозге. Йог открывает мандалу в собствен­ном теле. Мандала является инструментом для преодоления пре­делов мира видимых явлений посредством централизации их и возвращения внутрь».

Принцип постоянства является синонимом динамического принципа мандалы. Мандала — это космическая диаграмма коор­динации циклов пространства и времени, объединения путей неба и земли. Ее часто связывают с Божественным разумом, исходя­щим из высшего Пуруши. Священные структуры, в основе кото­рых лежит мандала, являются отражением цикло-космических фун-

кций природы. Форма янтры сохраняет математическое совершен­ство. Расширение бинду, движение и энергия, распространение линейных фигур создают геометрические модели всевозрастаю­щей сложности.

Мандала как морфогенная структура глаза

Янтра рассматривается как совершенная голограмма, внут­ренне цельная и единая фигура. Линия при делении образует мень­шие единицы без создания полноты или органического единства композиции. Но когда точка размещена в центре данной компо­зиции (как в янтре), пространственные компоненты последней начинают тяготеть к центру и становятся частями, образующими целое. Хотя все концентрические фигуры в янтре являются замк­нутыми формами, их внутренний баланс поддерживается даже в случаях наибольшего внешнего контраста. Центр янтры соединя­ет всю плавность ее линий.

Мир рассматривается как совершенная целостность или зам­кнутая Вселенная, в которой все элементы жизни постоянно дви­жутся и взаимозаменяются в разных космических циклах. Все ма­нифестации в этой замкнутой Вселенной уравновешиваются веч­ной неизменной реальностью, неделимым центром. Янтра, таким

образом, представляет собой геометрическую модель мира, кон­структ Вселенной, в которой гармонично объединяются все про­тивоположности.

Основные янтры

Кали-янтра

Кали является символом власти, демонстрирующим первона­чальное соединение трансцендентального в женской оболочке.

Кали янтра

Иконографическое изображение Кали как истребляющей силы времени и энергии, творения и растворения имеет абстрактное выражение в ее янтре для поклонения — в бинду, круге, восьми-лепестковом лотосе и трех пятиугольниках.

Как высшая порождающая энергия, Кали является веществен­ным, эффективным орудием в материальной природе, и в этом аспекте она представлена как Пракрити, обозначаемая янтрой в форме лотоса. Ее созидающий порыв заставляет материальную силу разделиться на множество более грубых форм. Восемь лепестков лотоса указывают восемь элементов Пракрити — воду, землю, огонь, воздух, эфир, ум (манас), интеллект (буддхи), самоощу­щение (ахамкара), из которых, как установлено, и состоит мир

явлений, и которые суть не что иное, как она сама, функция созидания Кали как Пракрити ассоциирует ее с активной силой времени. Она является госпожой времени, которая сплетает и рас­плетает ткань бесчисленных эонов из века в век. Она представляет собой циклическое времяощущение природы, трансцендентное по отношению к длительности жизней индивидуумов. Миры воз­никают из ее чрева, как морская пена из океана. Без ее пульсиру­ющей активности как Пракрити все существование недвижимо и подобно мертвецу, ибо Кали является как созидательницей, так и хранительницей вечного циклического порядка времени. Ее не­утомимая материальная сторона поддерживает жизнь, и при этом она одновременно выполняет функции и созидания, и разруше­ния.

Янтра Космоса

Эта янтра представляет космическую эволюцию и инволю­цию. Изображенные потоки вибраций формируют вселенскую ткань, которая постоянно расширяется, но вместе с тем стре­мится к центру.

Манджу-Гхоша янтра

Эта янтра способствует усилению ораторских способностей и наделяет человека привлекательностью, даруя уверенность при разрешении конфликтов, обеспечивая победу в спорах и уваже­ние окружающих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: