Использование накопленных данных, математической модели и разработанного детального плана постройки для определения энергетической структуры здания и его окружения в аспекте воздействие на людей.
Взаимодействие фэн-шуй и традиционной сакральной геометрии проявляется в общности некоторых методов по определению характера и направленности потоков жизненной энергии, работе с тонкоматериальным миром. С глубокой древности всем этим вопросам придавалось очень большое значение. Существовали огромные области знания, посвященные психоэнергетике места обитания, работы и духовной практики человека.
Это древняя геомантия, традиция, изучающая связь жизненной энергии ци с ландшафтом, жилищем, его планировкой, расположением, внутренним дизайном. Иными словами, с окружением человека. Хотя подобные традиции были известны у разных народов, наибольшего развития они достигли в Китае, Японии и Тибете.
Несмотря на большую популярность фэн-шуй, по-настоящему эффективное использование этой науки доступно далеко не всем, поскольку практическое следование методам сакральной архитектоники дома требует высокого профессионализма. В первую очередь, предполагается умение индивидуального подбора всех элементов интерьера под конкретного человека, его социально-психологические проблемы, а также учет месторасположения жилища.
|
|
Любое помещение хранит информацию о предыдущих событиях, происходивших в данной области пространства, особенно, если они были связаны с сильным эмоциональным напряжением. Такие информационные матрицы вступают во взаимодействие с людьми, находящимися в измененных состояниях сознания, и искажают процесс, а также могут вызвать сильные негативные эффекты. Поэтому большое значение имеет очищение помещения. Сложность и длительность очистки зависит от предыстории данного помещения и места, степени его информационной загрязненности.
В настоящее время известен достаточно широкий спектр способов очистки помещения от негативных информационных матриц и энергий с помощью методов сакральной геометрии. Большая их часть вышла из глубокой древности, некоторые были заново «открыты» в последние годы. Общий принцип очищения пространства основан на идее, что психоэнергетические структуры относятся к классу диссипативных систем, существующих только в потоках информации и энергии. Как правило, подобные структуры (психоэнергетические матрицы, сущности) организованы в виде вихревых полей (акустических, электромагнитных, гидравлических и так далее). Подобные образования разрушаются резким выбросом энергии, деформирующим их структуру. Смерчи (один из видов вихрей) уничтожали, стреляя в них из пушек снарядами.
|
|
Подобный способ остается достаточно эффективным и в наши дни. Для правильного очищения пространства необходимо подобрать необходимую геометрическую форму, способную принимать на себя отрицательные вибрации, циркулирующие в нем, и видо-
изменять их в положительные или поглощать. Эффективным фактором очищения является ионизация. Самое древнее средство ионизации — огонь. Это может быть и огонь свечи, и лампады, и ароматической палочки. Желательно обойти с этим огнем всю комнату, особенно углы, несколько раз. В индийской и китайской традициях принято обходить помещение по ходу солнца (по часовой стрелке) число раз, кратное трем: 3, 6, 9, 12 и так далее.
Очищающее действие связано с тем, что в ионизированном воздухе увеличиваются энергопотери в диссипативной системе, образованной электромагнитными полями, падает ее устойчивость, и, как результат, происходит ее разрушение. Аналогичным действием обладает острие, вблизи которого резко возрастает напряженность электростатического поля. Именно поэтому в древности для защиты от злых духов клали или втыкали рядом с собой меч острием вверх, делали ограду из острых металлических прутьев.
Более сложен механизм действия различных благовоний, также используемых с древности. Это информационное воздействие, снижающее хаос, обладающее упорядочивающим эффектом, и тем самым противодействующее вторжению негативных сущностей. Воздействие такого же рода оказывают мантры, мандалы, ритуальная музыка.
Несколько иным действием обладают аккумулирующие вещества (абсорбенты) и геометрические структуры, которые поглощают, локализуют негативные информационные матрицы. Для этих целей в шаманской традиции использовались листья табака, в европейской магии — чеснок. Их раскладывали в очищаемой комнате на сутки или более, затем уносили и сжигали.
На практике максимальный эффект достигается сочетанием разрушающих и абсорбирующих методик.
В эзотерической традиции существует огромное число разнообразных защитных техник: мантры, мудры, особые знаки, специальные амулеты. Кроме того, сама геометрия помещения также может сделать его непроницаемым для вторжения негативных энергий. Например, используя металлические трубки, можно построить каркасную кристаллическую структуру, внутри которой будет создаваться мощное защитное поле Простейший вариант такой структуры — пирамида Одна из более сложных каркасных металлических форм была разработана американским хилером Э. Вит и используется ею для коррекции психоэнергетики пациента в измененных состояниях сознания. При использовании каркасных кристаллических структур абсолютные размеры не играют роли,
главное значение имеют пропорции. Адекватный выбор формы такой структуры обеспечивает не только защиту, но одновременно и формирование канала выхода к нужным планам реальности. При создании подобных кристаллических форм очень эффективным оказывается использование концепций синергетики и математической теории фрактальных множеств. Введение фрактальной концепции в практику научных исследований разрушает научную парадигму Евклида. Встает вопрос о влиятельной метафизике научной теории — то есть о положениях, стоящих над эмпирической проверкой и направляющих научный поиск. О фракталах и рекурсивных конфигурациях см. ниже.
СОКРОВЕННОЕ ЧИСЛО 12
«Добро всегда красиво, а красота никогда не испытывает недостаток пропорций».
Платон
Наблюдая естественный мир, каждый начинает видеть, что бесконечное разнообразие природы опирается лишь на несколько образцов, которые все время образуют какие-либо комбинации, соединяясь друг с другом. Буквы алфавита могут составить
|
|
энциклопедию, несколько актеров могут играть множество ролей в одном спектакле, постоянно переодеваясь и перевоплощаясь. Художественное оформление природы (например, в ульях, снежинках, телах живых существ) основывается на конечном числе простых фигур, шести- и двенадцатисложных архетипах мироздания.
Символика числа 12 понимается как тип струк-
Снежинка
туры универсальной и конкретной значимости одновременно. Двенадцатиричная система призвана показать многие аспекты совершенства, в которой полностью сгармонизированы рискованность и случайность. Платон писал, что Земля, если взглянуть на нее сверху, похожа на мяч, сшитый из двенадцати кусков кожи. Пифагор также говорил о скрытой структуре мира в виде додекаэдра. А французский геолог де Бомон и математик Пуанкаре полагали Землю деформированной в форме додекаэдра. Система счисления, в основании которой находится число 12, представляет любую организованную сложность. Яркий пример этого — 12-тони-ческая гамма, являющаяся естественным основанием любой музыки В XX в. с двенадцатитонической музыкальной системой много работал австрийский композитор А. Шенберг, приравняв значение нот хроматического ряда к нотам диатонической гаммы. Мысль о том, что каждый объект окружен шестью подобными, легко проверяется с помощью семи одинаковых монет. Больший инте-
pec представляет наблюдение, что 12 сфер полностью окружают одну сферу, сопрягаясь с ее центром. Такая схема лежит в основании Зодиака, который сам по себе есть модель вечно существующей гармонии. В зодиакальных мировых соответствиях распространена фигуративная модель, основанная на двенадцатиричном основании макрокосма и микрокосма. Эти рассуждения соотносятся с понятием небесной музыки сфер: существует 12-струнная лира, построенная в соотношении со знаками Зодиака.
Изучение математики показывает гармоничное взаимодействие чисел от 1 до 12. Число 7 известно как «девственное число», потому что оно ни на что не делится (кроме 1), лишь само на себя. Число 12 в сакральной геометрии иногда называется «числом структуры», согласовывающим все нижерасполагающиеся числа, включая 7. Взаимодействие чисел от 1 до 12 символически подводит итог целой космической структуре, связываемой с диаграммой двенадцативратного Иерусалима.
|
|
Гармония чисел от 1 до 12 используется в строительстве, где окружность фактически равняется периметру квадрата. Область большого круга предстает, таким образом, удвоением 1x2x3x4x5x6x7x8x9x10x11. Окружность внутреннего круга 12x12x12. Известно изображение зодиакального древа с двенадцатью плодами в виде двенадцати солнц. Истоки зодиакального символизма включают в себя мистическое двенадцатиричное видение мира. Квадратно-круговая диаграмма связана с храмовозведением и лежит в основании проекта Стоунхенджа. Треугольники являются символами священных областей прохождения энергий небес и земли. Они как бы заключают между собой священный брак, который представляет собой сплав электрических энергий неба с магнитным полем земли, что ведет к оплодотворению земли, растений, животных и людей.
Этот массивный комплекс был образован двумя окружностями: внутренней, или круга Сарсен, который первоначально состоял из 30 стоящих вертикально камней, и наружной, или круга Трилицин, образованного 56 камнями. Обе окружности содержали проходы между соседними камнями. Проходы образовывали определенные углы, которые позволяли наблюдать за движением небесных тел и звезд, следить за ними, измерять и почитать их. Видимая орбита прохождения солнца по двенадцати сегментам соответствует двенадцати этапам влияния активного начала на пассивное.
Стоунхендж
Стоунхендж — это не только колоссальная мегалитическая конструкция, служащая напоминанием о первоначальной концепции солнечных и жизненных сил, не просто храм для совершения определенных ритуалов и служивший выражением только религиозно-эстетических потребностей, календарь и астрономический прибор. Это пространственное выражение и материальное воплощение сокровенных знаний, систематизированных по за-
конам сакральной геометрии. Он выражает на своем уровне цикличность противоположных ритмов, объединяющие все в единое целое пространственно-временные отношения как основу нераздельного культурного единства.
Геометрия сгиба числа 12, примеры которой видны в памятниках архитектуры, выражена и в других символических формах. Существует множество примеров символики «12 вокруг 1» в религии, мифах, легендах. В структуре Космоса центр отводится Творцу, вокруг которого расходятся концентрические круги, включая круг Зодиака — двенадцатимесячный цикл земной жизни, разделенный на четыре части. Эти части соответствуют четырем временам года, а также четверичному принципу: пространственному порядку и четырем частям света.
Двенадцать слуг египетского солнечного бога Ра проводят его лодку через двенадцать ворот (ночные часы) Дуат (подземного мира). Было двенадцать испытаний Гильгамеша, двенадцать римских дощечек закона, двенадцать подвигов Геракла, двенадцать колен Израиля. Известны двенадцать учеников Христа, двенадцать советников Далай Ламы, двенадцать рь царей круглого стола короля Артура. Двенадцать высших личностей ассоциируются с двенадцатью знаками Зодиака, а также с темой высшей инициации и цельности.
В самом сердце гармонической символики лежат двенадцать нот хроматической музыкальной шкалы (7 белых клавиш фортепиано + 5 черных клавиш), которые выбраны не произвольно, но основаны на последовательном делении вибрирующей нити в отношении 2/3. Двенадцать меридианов иглоукалывания вокруг центрального меридиана в человеческом теле представляют собой модель земных энергий фэн-шуй, текущих сквозь землю. Двенадца-тилепестковый лотос — символ Вселенной и Бога. Мало того, что календари и мифы были организованы в соответствии с двенадцатиричным каноном; само человеческое общество также основано на типичных моделях, описанных в математике. Гермес Трис-мегист вопрошал: «Разве не знаешь, о Асклепии, что Египет есть образ Небес и что он является проекцией здесь, внизу, того, что находится в Небесах?»
О герметических принципах стоит поговорить особо. После захвата Египта Александром Македонским в 333 г. до н. э. египетские греки ассоциировали Гермеса с египетс им богом Тотом: оба они были посланцами Божественной мудрости. Гермес также водил души умерших в загробный мир и обладал шапкой, делавшей его невидимым. Вскоре он стал обладать качествами Тота: мудро-
стью, смекалкой, музыкальными способностями, артистизмом, ученостью. Египетские греки применительно к богам, обладавшим особой властью, часто пользовались определением «мегис-тос», что означало «величайший». Бог Тот-Гермес имел столь много выдающихся качеств, что его титул «мегистос» утроился, и он стал называться Гермес Трисмегист, Гермес Триждывеличайший.
Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста
Герметическое учение, обнаруживаемое во всех религиях мира, говорит о существовании семи основных принципов бытия:
1. Принцип ментализма. «Все есть мысль; Вселенная представляет мысленный образ».
2. Принцип соответствия (аналогии). «Что наверху, то и внизу. Внешнее подобно внутреннему; малое таково же, как и большое;
Закон один для всего. Нет ничего малого и ничего большого в Божественной экономии». Эта фраза охватывает всю систему традиционных и современных мистических школ. В ней содержится ключ ко всем тайнам Вселенной. Макрокосм подобен микрокосму; Вселенная есть Бог; Бог есть человек; человек есть клетка; клетка есть атом — и так далее, до бесконечности. Человек предстает как образ Бога на земле; поскольку Бог есть образ человека на небесах. Действия человека на земле соответствуют движениям Господа. Все вещи происходят из одного общего центра.
3. Принцип полярности. «Все двойственно, все имеет полюса; все имеет свой антипод (свою противоположность); противоположности идентичны по природе, но различны по степени крайности; все истины не что иное, как полуистины; все парадоксы можно примирить».
4. Принцип вибрации. «Ничто не покоится, все движется, все вибрирует».
5. Принцип ритма. «Все течет, втекает, вытекает, все имеет свои приливы и отливы; все поднимается и падает; во всем проявляется маятникообразное колебание; всегда существует действие и противодействие».
6. Принцип причин и последствий. «Каждая причина имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом. Случай есть не что иное, как имя закона, который не распознан. Существует много планов причинности, но ничто не ускользает от закона».
7. Принцип пола. «Пол проявляется во всем, все имеет свой мужской и женский принцип. Пол проявляется во всех плоскостях».
Эти принципы суть проявление одного всеобъемлющего Закона, действующего во Вселенной. Идеи Гермеса Трисмегиста позволили разработать геометрический подход к описанию мироздания и получить простые формулы для мировых констант скорости света, постоянной Планка и Ридберга, вывести значение постоянных Эйнштейна и Планка для энергии и показать их эквивалентность, постоянной тонкой структуры, отношения масс протона и электрона, числа Авогадро, универсальной газовой постоянной, магнетона Бора, абсолютного нуля температуры и температуры реликтового излучения.
В герметической философии известен важный эзотерический символ: квадрат, внутри которого размещен равнобедренный треугольник с точкой в центре. Квадрат символизирует Великую Эн-неаду, или Огдоаду, лежащую в основе Гелиопольской и Гермо-
польской космогонии Древнего Египта. Она заложена в Великой Пирамиде Хеопса. Каждая пара богов включает два противоположных начала — мужское и женское, в своем синтезе образующие Извечную Троицу. Эти два начала формируют двойной золотой треугольник, помещенный внутри квадрата, символ Троицы. Примером этому может служить божественная пара Исида и Осирис, которые одновременно являются мужем и женой, а также братом и сестрой. В своем синтезе эта пара образует единое бессмертное Божество. Платон в «Пармениде» вводит методологию исследования единого. Единое, по Платону, беспредельно: оно не имеет ни начала, ни конца, ни середины (иначе оно бы имело части), оно не стоит на месте (нет интуции тела в пространстве) и не движется, не причастно ко времени, но причастно к бытию.
Посвященческая наука говорит о четырех пары божеств, символом которых служит квадрат. Додекада — это три импульса в четырех стихиях. Пифагорейцы, включавшие в свою Декаду весь Космос, почитали число 12, так как оно образуется умножением священной Тетрады на 3 и таким образом получаются три идеальных (правильных) прямоугольника, называемых тетрадами. Философы-алхимики, следовавшие их учению, представляли число 12 двойным треугольником — Большой Вселенной, или макрокосмом — и включали в эту схему и пентаграмму, или микрокосм, которую называли Малой Вселенной.
12-членная система может быть понята как следствие свойств триады и тетрады. Она предстает выражением динамики в сочетании с любой направленной деятельностью. Додекада значима в понимании целостного универсума, поскольку в этой системе играют роль все элементы нашего опыта.
При обсуждении того, как лучше организовать идеальное общество, Платон описывает древний двенадцатиричный канон: «Первая работа законодателя заключается в том, что он должен расположить город в центре страны настолько точно, насколько возможно. Затем он должен разделить страну на двенадцать секций. Но сначала следует зарезервировать священную область для Гестии, Зевса и Афины (это называется акрополь) и определить ее границы. Затем он поделит город и всю страну на двенадцать секций линиями, исходящими от этой центральной точки. Он должен также поделить население на двенадцать частей поделить город на двенадцать секций таким же образом, как была поделена остальная часть страны.
Теперь, когда мы решили поделить граждан на двенадцать групп, нужно попробовать понять огромное число подразделе-
ний, которые входят в каждую секцию, и осознать, каким образом они могут быть поделены снова. Это математическая структура, которая пронижет ваше братство, местные административные единицы, деревни, военные компании — так же как единицы жидкости, меры и веса. Закон должен регулировать все эти детали таким образом, чтобы соблюдались все надлежащие размеры и соответствия». Древние европейские культуры следовали таким наставлениям буквально: расположение старых европейских городов формировало шестиугольную структуру, которая значительно экономила затраты на рыночные центры, оптимизировала административный контроль над относительно отдаленными областями и сокращала транспортные перевозки.
Как семерка была символом движущихся лунных сообществ, подобно семи блуждающим планетам, число двенадцать задавало структуру для сообществ солнечных обществ, сопрягающихся с зодиакальными понятиями, чье движение понималось как движение вокруг Солнца. Шести- и двенадцатиричная организация природы выступала как эффективный принцип существования обществ с храмом в центре — подобно улью пчелы. Формы гнездовий пчел и ос оказывают мощное энергетическое воздействие на простейшие организмы и многие виды микробов. Создаваемое рассмотренной геометрической структурой поле угнетает жизнедеятельность бактерий, сапрофитных почвенных бактерий и грибов, а также как показывают исследования, даже замедляет рост грибов. Вследствие этого места обитания пел оказываются в чистом окружении, а в подземные гнезда не проникают корни.
Шестеричная структура ульев оказывает и целебное воздействие. Если страдающий мигренью подержит над головой пчелиные соты, то он через несколько минут почувствует заметное облегчение. Новосибирский ученый В. Гребенников нашел, что около многоячеистых гнезд подземных пчел находится странное, неизвестное науке волновое поле. Если в многоячеистом предмете, многослойном, многопористом, ритмически расположить отдельные элементы, ячейки, трубки, то он способен непонятным образом воздействовать на живые системы, организмы, в том числе и на человеческий. Этот эффект был назван эффектом полостных структур.
Искусства, ремесла и архитектура цивилизаций, организованных символикой «двенадцати вокруг единицы» также выражают и кодируют структуру этого космического проекта. В додекаде можно репрезентировать один из главных буддийских символов всех традиций, где изображается 12 символических элементов (не-
даны). Это 12 соотнесенных друг с другом причин, непрерывность жизненного потока и цикла. Такой внешний круг соотносится с календарными и хронологическими системами в Центральной и Юго-Восточной Азии. Это своеобразный круг мира, где представлены все уровни сознания и их развитие.
Римский архитектор, инженер и писатель I в. до н. э. Витрувий писал: «Во всех своих работах древние ориентировались на определенные принципы соответствия высшему началу; сам способ их существования был получен из истинности характера природы. Таким образом они достигли совершенства, одобряя только те вещи, которые могут быть объяснены только на основе истины».
Платон предупреждал художников, людей ремесел и архитекторов, чтобы они направили свой взор на совершенную истину и выбрали ее в качестве жизненного стандарта, — рассмотрели ее с тщательным вниманием, прежде чем начнут иметь дело с земными вещами. В соответствии с космологическим каноном, многие религиозные памятники, шедевры искусства, эмблемы и архитектурные сооружения были разработаны на основе двенадцатиричного принципа.
Любая геометрическая фигура определяется набором линий. Линии будут не всегда там, где они, казалось бы, должны быть относительно размещения фигур в пространстве. Линии задают пропорцию и гармонию равновесия частей, составляющих единое целое. Эта пропорция в подавляющем большинстве случаев основывается на числе 12. Вот несколько примеров мифологем, основанных на двенадцатиричной гармонии.
Египетский символ сма тауи был знаком объединения двух стран (Севера и Юга). Он был разработан на основе двенадцатиричной симметрии, подобно обществу.
Два известных изображения Сенворсета показывают двенадцатиричную солнечную символику, исходящую от центра, где скарабей рождает Солнце. Солнечная символика сопрягается с мистерией времени, что можно видеть в обычных современных часах. Двенадцатигранник, образуемый делением циферблата на 12 отрезков, является выражением архетипичности числа двенадцать и фиксирует годовой цикл планеты. Он подобен 12 знакам Зодиака, отмечающих направление движения и определенным отрезком времени, с помощью которых измеряется год.
Когда Тесей был со своими спутниками заключен в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, Ариадна, влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити (нить Ариадны), разматывая который, он нашел выход из лабиринта. Леген-
дарный Дедал, построивший Лабиринт и площадки для танцев Ариадны в Кноссе, научил Тесея и его спутников священному танцу, исполнявшемуся по спирали, что имитировало странствие в лабиринте и выход из него после убийства Минотавра и одновременно — космическое движение.
Как священный центр, Дельфы, сопряжен с числом 12. Подобно другим королевским эмблемам во всем мире, печать отражает оригинальный космологический план солнечного общества, в основании которого находится число 12.
Дюжина представляет собой двенадцать лучей, которые суть продукт умножения тройственности на квадрант, разворачивающиеся в философскую геометрию. Излучение из центра есть происхождение света и жизни. Эти двенадцать аспектов показывают полноту спектра опыта, объединяя различные признаки в пределах целого.
Простое применение идеальной двенадцатиричной структуры и математики не может создать гармоничного общества. Оно привело бы к автоматизированному, робототехническому улью. Все же отрадно видеть единство искусств и культур различных стран мира, которые когда-то жили в осознании космической гармонии. Мы изучаем образцы математики и характер природы, чтобы обрести чувствительность к космическому видению, к глубокому признанию Божественного порядка, который существует непосредственно вне, внутри и среди нас и может в любой момент проявиться. Если сначала найти музыкальную гармонию «двенадцати вокруг единицы» в пределах самих себя, можно обрести социальную гармонию и лучше понять вдохновленное свыше искусство прошлых веков. Эйнштейн писал: «Как прекрасно почувствовать единство целого комплекса явлений, которые при непосредственном восприятии казались разрозненными». На этом рассказ о числе 12 мы и остановим, учитывая предостережение Ямвлиха: «Божественные силы всегда негодующе относились к тем, кто раскрывал содержание двенадцатигранника».
ТАИНСТВО МАНДАЛЫ
«Мандала есть великое таинство мира».
X. Джохари
Мандалы и янтры в сакральной геометрии принадлежат к группе фигур, наиболее эффективно используемых при медитации, главным образом, в индуистской тантрической традиции. Что такое янтра? Слово янтра означает «инструмент». В этом смысле само человеческое тело есть священная янтра, посредством которой мы духовно связываемся с Божественным. В XIX веке английский ученый Эдинбург предложил канон пропорций тела человека, взяв за основу музыкальный аккорд. В соответствии с указаниями предложенного им канона, тело мужчины связывалось с мажорным аккордом, а женское — с минорным. Антропометрические данные для тел мужчины и женщины свидетельствуют о пребывании в пропорциях тел отношения, равные терции (5/4), сексте (5/3) и септиме (15/8). Таким образом, пропорции мужского и женского тел образуют два отдельных ряда гармонических отношений. Янтра некоторыми мистиками понимается как наглядное представление сокровенной музыки, зримое в определенных геометрических формах.
Термин янтра может использоваться для обозначения разнообразия линейных диаграмм, которые играют существенную роль в медитативных практиках. Янтры могут быть очень простыми, типа креста, треугольника, квадрата, круга или изображения лотоса, символизируя основные концепции миропонимания, — или же довольно сложными комбинациями указанных элементов, формирующих творческие силы Космоса. Геометрический проект усложняется символическими изображениями божеств, которые своими различными формами и признаками указывают на различные аспекты скрытого порядка действительности. Мирча Эли-аде указывал: «Янтра — это линейная парадигма, выражающая аспекты божества в геометрической форме».
Янтры различаются в соответствии с их употреблением. Личные божества имеют свои собственные янтры с соответствующими мантрами (священными слогами). Когда ученик (садхака) достигает высокой степени духовного развития, его посвящают в процедуру использования отдельных янтр. Искусство янтры близко дзенской живописи, представители которой стремились передать все таинство творения несколькими ударами кисти, упуская
детали и представляя форму в ее коренной сущности. Янтра обладает силой влиять на состояние тела, энергии и сознания. Янтра есть зрительное воплощение энергии. Подобно тому, как звуки музыки могут быть записаны нотами, так же и мантра может быть изображена соответствующей янтрой. В «Куларнава-тантре» сказано: «Янтра одушевлена мантрой, а конкретное божество служит выражением конкретной мантры. Дживе нужно иметь тело, светильнику нужно иметь масло; янтра есть престол всех божеств». (Джива — это бессмертная душа живого существа, переселяющаяся в новое тело после его физической смерти). Отбор янтр с соответствующими мантрами — очень сложный процесс, и только духовный учитель, гуру, может помочь найти ученику его личную янтру, которая способствует обретению полноты жизненной силы. Посвящение этого символа божеству — необходимое условие его оживления. Действие символа может рассматриваться как физическое, психологическое и духовное откровение в понимании таинства.
Разные янтры используются для разных целей и посвящены выполнению определенных задач или функций. Процесс духовного развития можно существенно ускорить с помощью вхождения в резонанс с духовными энергиями или Божественными полномочиями, созданными человеческим телом.
Янтры представляют более тонкий уровень действительности, чем изображение антропоморфных божеств. Они показывают чистую энергию божества. Их следует наносить на металл — медь, серебро или золото, поскольку металл лучше удерживает тонкие виды энергии. Однако янтры на шелке тоже достаточно полезны (только не нужно наносить мандалы на хлопок). Янтры также визуализируют внутри своего тела. Процесс создания янтры уже сам по себе является особым ритуалом.
Некоторые янтры имеют большие размеры и рисуются на земле. Их используют для проведения внутри них специальных ритуалов поклонения (пудж); при этом янтра проявляет Божественную энергию.
Существует традиция изображения янтр на песке. Основная структура песчаных рисунков служит примером универсальности характеристик сакрального рисунка, центр которого представляет собой центр Космоса. Закон центра препятствует распаду противоположных сил. Циклы, что бы они ни выражали — жизнь или смерть, время или пространство, силы явные или скрытые, — сохраняют свою целостность благодаря концентричности. Овладев законом центра как основным принципом природы, человек по-
лучает способность конструировать обширные системы и понимать разные уровни сложности устройства Вселенной. Из этого же закона выводится эволюционный или иерархический принцип бытия (см. специальную главу).
Иерархический принцип устроения планет как эманации Бога; в освнове изображения лежит принцип мандалы (из труда Я. Беме)
Янтра — это средство для концентрации разума. Основной смысл каждой янтры — дисциплинировать разум и дать общую схему гармонии. Янтра — мощный и динамичный священный символ, который отображает различные философские концепции, сведенные к единому восприятию окружающего мира. Геометрические фигуры равномерно пульсируют в направлении от центра и к центру, пока не наступает совершенное сжатие или растяжение. Янтру образуют концентрические фигуры, имеющие общий центр, фигуры, которые продолжают расширяться и сжиматься. Они являются не только мостом между различными уровнями
бытия, но и символом развертывания и собирания энергий. Эти фигуры заключены в квадрат с четырьмя священными вратами, открытыми по четырем главным направлениям. Поскольку сам центр тождественен источнику силы, мудрости и жизни, он и занимает высшее, наиболее сокровенное место в концентрически организованном целом. Центр существует всегда и непрерывно излучает свою энергию и в этом процессе обновляется.
Абу Барк Сирадж Эд-Дин говорит о принципе центра как о сущем, и сравнивает его с огнем, в котором все горит, а также с фонтаном — Фонтаном Рая, — из которого все вытекает. В сфере сущего переживается единство. Из сущего излучаются один за другим все остальные, меньшие уровни сознания. Сад сущего включает в себя все прочие сады и является садом духа; затем идет сад сердца и, наконец, сад души.
В саду духа адепт постигает истину определенности, так как может воспринять только жар пламени. В саду сердца он воспринимает оком определенности, так как может со своего расстояния видеть только пламя сущего. В саду души он узнает то, что ему было поведано.
Исходными фигурами для построения янтры служат точка, треугольник, квадрат и круг. Они функционируют как мыслефор-мы, под которыми понимаются соответствующие модели силы. Точка (бинду) в центре янтры может толковаться как средство для удержания концентрации, как символ космического источника и как эмблема сущностного психического единства мужского и женского принципов, передающая философскую идею космического дуализма. Полностью соединиться с конструкцией янтры — значит понять, постичь ее, то есть высвободить внутренние силы, которые заключены в каждой форме.
Бинду есть святая святых, местопребывание надмирного блаженства (сарва-ананда-майа), конечная цель практики (садханы), Бытие-Сознание-Блаженство (сат-чит-ананда). Эта точка, принцип интеграции целостности, абсолютная пустота (шунья), есть также первопричина Вселенной. Бинду поэтому символически функционирует в двух измерениях: во времени, в существовании, как средство и источник жизни, и в пространстве вне времени, безвременности. Рассматриваемая субъективно, бинду соответствует энергетическому центру тонкого психического тела, который визуализируется как расположенный во лбу. В янтре-медитации центральная точка янтры и энергетический центр ученика соединяются при концентрации ума. Поэтому бинду одновременно выражает несколько понятий. Существует космическая точка, которая
функционирует как корневая матрица творения; психологическая бинду, которая представляет собственный духовный центр садхаки; философская точка, которая выражает единство мужского и женского принципов. Тантристы добавляют сюда даже физиологическую точку, содержащуюся в человеческом семени.
Каждая янтра дает возможность видеть модели сил, которые заключены в мантрах, и вместе с этим, каждая янтра включает свою собственную модель сил. Комплекс янтра-мантра строит форму—в акте создания фигур, сохраняет форму — в самой композиции, и, наконец, растворяет форму — когда обретается понимание внутреннего значения формы и совершается проникновение сквозь нее.
Симметрично расположенные вокруг центра кардинальные точки символизируют направления, элементы и сезоны. Обозначенная таким образом простая форма песчаных рисунков представляет собой схему внутренней взаимосвязи всех явлений и их неразрывного единства во времени, благодаря взаимосвязи с вечным центром.
Янтрой является также яма для ритуального возжигания священного огня (дхуни). В тантре любые предметы и явления рассматривают как своеобразные янтры; даже вся Вселенная представляется как одна бесконечная космическая янтра. Особую роль имеет практика, при которой индивидуальное сознание ученика воспринимается как янтра, позволяющая выйти за его пределы.
Тренинг-янтры
На рисунке приведены тренинг-янтры. Их предназначение — такое же, как у рассмотренных в начале книге тренинг-форм. Со-
средоточение на этих формах помогает вхождению в медитацию на более сложных геометрических образцах. Как и раньше, прежде чем приступить к первой медитации на янтру, нужно уметь концентрировать свою волю и внимание на выбранном ментальном и реально существующем образце.
Огромное число новых янтр можно построить, комбинируя базовые формы или переставляя звуки (мантры). С каждой новой комбинацией мантр возникает и новая янтра. В то же время, определенная религиозная идея может быть выражена с помощью бесчисленного количества вариантов. Так, например, один тантрический текст описывает, как 16 янтр лунных богинь (Нитья-Шак-ти) позволяют образовать 9216 вариантов простой перестановкой мантр.
Еще несколько тренинг-изображений, улучшающих концентрацию внимания и подготавливающих к длительным медитациям на янтры божеств:
Янтры одной традиции могут заимствовать элементы другой. Огромное их количество предполагает множество уровней классификации. Янтры существуют в ведийской, тантрической и буддийской традициях, каждая из которых приспосабливает использование янтр к собственным философским идеям. Ведические янтры — самые старые. Тантрические — самые многочисленные и разнообразные. Многие янтры исходят из джайнских источников и воплощают идеи джайнизма.
Сложные янтры называются мандалами. Мандала состоит из сложных узоров и различных иконографических изображений. Она отражает всю полноту Космоса, совмещая в себе противоположные начала: землю и эфир, статику и динамику. Ее использование в медитации приводит к мистическому восторгу, поэтому она должна создаваться с величайшим вниманием и предельной концен-
трацией. Она символизирует различные уровни сознания внутри человека, а также энергию, которая объединяет его с Богом и исцеляет. Ритуал создания ман-далы психологически и духовно аналогичен прохождению через лабиринт.
Вселенная — не беспорядочное собрание разнородных вещей, а гармоничный набор отношений. Мы являемся частью этого набора. Вселенная упорядочена, и эта концепция лучше всего иллюстрируется ман-далой.
Простейшая мандала
Слово мандала в переводе с санскрита означает «священный круг». Круг символизирует лоно творения, состояние недифференцированного потенциала, из которого происходят первичные формы. В дополнение к влиянию ее геометрического совершенства, мандала воздействует и на уровне архетипов, универсалий. Сходные формы повторяются почти во всех религиях как символы космических таинств, через которые человек раскрывает свое первичное сознание.
Мандалы использовались многочисленными культурами в течение тысяч лет — для описания процессов творения. Во всех мировых культурах процессы изменения и развития отображаются в форме круга, мандалы: движение времени, жизни, небесных тел, смена времен года.
Пифагор называл геометрию визуальной музыкой, музыкой сфер. В этом смысле мандалы можно рассматривать как небесные симфонии, гармонические сочетания математических формул. Они переводят сложные математические выражения в простые формы. Они показывают, как законы, управляющие развитием жизни, могут быть представлены в изумительно красивом виде. Это естественные образования, показывающие непрерывные, бесконечные, универсальные взаимодействия Бога и человека, которые могут быть отображены только через геометрию. Мандалы и янт-ры неразрывно связаны с определенными мантрами. Звуковая комбинация состоит из санскритских букв, простые мантры со-
стоят из первичных слогов — КРИМ, ХРИМ, ШРИМ, АИМ (бид-жа-мантры), — а более сложные мантры состоят из сочетаний таких слогов. Почти все янтры содержат некоторые формы мантр, простые или сложные, надписанные на них. В центр янтр обычно вписан наиболее важный слог соответствующей мантры, в то время как другие буквы, составляющие мантру, располагаются в пространствах, образуемых взаимопересечением линий, на лепестках лотоса, или по кругу, или по внешней линии квадрата (бхупура). Важные янтры могут содержать все гласные и согласные буквы санскритского алфавита, в то время как на других могут быть написаны целые мантрические рифмованные строчки, соответствующие божеству, которому посвящена янтра.
В ритуале и медитации с янтрами произношение биджа (семенных) мантр начинается от диафрагмы, затем напряжение через горло переходит в ротовую полость и, наконец, завершается в носовом резонаторе звуком М. Хотя семенные мантры односложны, каждый звук является символом одного из атрибутов природы божества. Например, семенная мантра богини Бхуванешвари, Госпожи трех сфер, состоит из четырех звуков Х-Р-И-М: X — Шива, Р — Пракрита, или природа, И — Майя, или игра творения, М — Развевающая горе. Так мантра представляет целостную натуру богини, почитание которой дарит радость и развевает горе.
СВЯЗЬ БИЛЖА-МАНТР С ЧАКРАМИ
Чакра
муладхара
свадхиштхана
манипура
Нумерологические значения букв
Биджа-мантра и ее
нумерологическое
значение
4+5+6+7
ЛАМ (3)
3+4+5+1+2+3
ВАМ (4)
3+4+5+6+7+8+9+0+ 1+2
РАМ (2)
анахата
вишудцха
аджна
сахасрара
1+2+3+4+5+6+7+8+ 9+0+1+2
ИАМ(1)
--
ХАМ (8)
8+0
АУМ(О)
Х(0)
Подобно янтрам, мантры можно делить по классам, целям и по принципу их соответствия определенным янтрам. Мантры, которые вызывают трансовое состояние, например, соответствуют янтрам, используемым для достижения озарения; защитные мантры объединяются с янтрами, используемыми для защиты от злых сил и так далее. Это соотношение выдерживается настолько последовательно, что мантра и янтра в некоторых случаях могут быть взаимозаменяемыми. Буква может принимать форму диаграммы и проявляться как статическая мантра-янтра. Напротив, янтра может быть представлена в виде вибрационных ритмов и функционировать как мантра.
Бесконечное разнообразие Вселенной наиболее явно предстает в иконографических образах, более абстрактно — в янтре, а наиболее тонко — в мантре. Мантра создается вибрациями речевого аппарата, божества (от которого она неотделима) или сил Вселенной. Мантрическая энергия, сконденсированная в буквах, предстает как облеченная духовной силой и вне человеческого понимания. Произносимая правильно, слитно, с соответствующим ритмом, ударениями, интонацией и умственным настроем, мантра становится душой янтры и животворящей силой в уме.
Отношения формы, движения, места и времени — все это находит отображение в мандале, поскольку она визуально определяет универсальные законы танца вечности.
Мандалы свидетельствуют о наличии Божественного порядка на всех уровнях. Они кодируют образцы универсального разума, проявляющегося через эволюционный процесс гармонической
прогрессии. Мандалы и янтры можно различать по их использованию Некоторые архитектурные типы мандал используются как образы для проектирования храмов, другие применяются в астрологии. В первую очередь они используются в ритуалах.
Существуют специальные изображения, посвященные мужским божествам, женским божествам, соединению мужских и женских божеств или различным аспектам женского божества. Некоторые янтры применяются для магических целей, многие из них используются как талисманы. Различные виды абстрактных символических рисунков, похожих на янтры и мандалы, выполняются женщинами на полах и стенах домов рисовой пастой или толченой краской во время праздников и других религиозных церемоний. Эти знаки, которые известны как алипаны и ранголи, можно найти повсюду в Индии.
Наиболее характерная схема мандалы представляет собой круг с вписанным в него квадратом. В этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих его. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанных с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства. Посередине каждой из сторон квадрата находятся врата, продолжающиеся вовне уже за пределами квадрата крестообразными изображениями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания — божество, его атрибут или символ. Сакральная восьмичленная структура находит выражение в храмовых и замковых постройках (не только индийских):
План замка Фридриха II
Мандалы помешаются в сакральных местах: храмах, на холсте, жертвенных блюдах. Они изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста.
Тибетское слово для мандалы — кхйилкхор, что означает «центр круга со внешними стенами и окружающей средой». Мандалы могут быть созданы из драгоценных камней, цветов, крашенного риса, цветных камней или цветного песка.
Песок, традиционно сделанный из размолотых драгоценных камней, из-за драгоценности материала считается наиболее эффективным материалом для создания изящных деталей мандалы. Каждая песчинка наполняется благостной энергией, поэтому полная песчаная мандала образует огромное хранилище духовной энергии.
Построив основу мандалы, художник измеряет и рисует архитектурные линии, используя остроугольную линейку, компас и ручку с белыми чернилами. Мандала — геометрический образец плана священного дворца. Он включает основу, четыре входа, стену и другие архитектурные элементы. Цветной песок высыпается на мандалу из конца металлической трубы, по которой постукивают другой трубой, чтобы выпустить тонкую струйку песка. Мастер начинает вычерчивать мандалу от центра и постепенно заполняет ее.
Тибетские тантристы часто используют насыпные мандалы, которые строят на полу из разноцветного песка непосредственно перед началом ритуала. После ритуала мандала уничтожается, что символизирует уничтожение иллюзии и возвращение духа в Изначальную Пустоту. Кроме того, в некоторых ритуалах используются жертвенные мандалы, которые строят на круглом блюде (золотом или серебряном) из
пяти видов пищевых продуктов или «пяти видов лекарств». Такие мандалы преподносятся божеству или гуру.
Внешний круг мандалы обозначает Вселенную во всей ее целостности, очерчивает границу Вселенной, ее пределы в пространстве, а также моделирует ее временную структуру. Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, моделируют основные направ-
Нанесение мандалы на ладонь
ления, пространственные координаты Вселенной. Вписанный в квадрат внутренний восьмилепестковый круг (янтра) символизирует женское начало, детородное лоно, внутри которого часто помещается знак мужского начала (ваджра).
Калачакра мандала
В мандале Калачакры все является символическим представлением аспекта божества Калачакры и Вселенной, в которой оно пребывает. В мандале присутствуют 722 божества, которые отображают в символической форме различные проявления аспектов сознания и действительности. Все они — часть абсолютной мудрости Калачакры. Понимание и интерпретация всех символов, включенных в мандалу, подобно чтению священных текстов, которые содержат обширные учения от космологии до психологии. Песчаная мандала Калачакры посвящена миру и физическому балансу
индивидуума и окружающего мира среди непостоянных людей, животных и цветочных форм, пиктограмм и санскритских слогов, из которых состоит мандала.
Человек, который просто смотрит на эту мандалу, может чувствовать мир на многих уровнях. Согласно Далай-Ламе, Калачак-ра создает благоприятную атмосферу, сокращая напряженность и насилие в мире: «Это путь засевания семени, и семя будет иметь кармический результат».
Мандалу можно трактовать как все окружающее человека пространство, которое вмещает в себя космическую структуру мироздания и сопряжено с различными видами энергии: роста, разрушения, покоя, движения.
Каждая мандала — священный дворец, дом из визуализируемого во время медитации божества. Она реализует качества просветления: от сострадания до развитого ума и счастья. В тибетской традиции божество оживает в центре мандалы, а сама мандала воспринимается как проявление полностью просветленного ума Будды. Символически божество совершает инициацию, мандала — то место, где она происходит. Через церемонию инициации в уме каждого человека в процессе визуализации мандалы взращиваются семена просветления.
Наш мир представляет сплошную, единую мандалу, изначальную структуру, порождающую бесконечный поток изменений, энергий, волн, форм. Излучение энергии составных единиц мира происходит согласно единому Божественному закону, графически выражаемому как мандала. Это изображение включает в себя
совокупность концентрических форм, определяющих связь между различными измерениями. Всеобщий закон существования мандалы в мире действует в макро- и микрокосме, ему подчиняются даже атомарные и субатомарные структуры. Эманация энергии микроскопических объектов, как показывают современные исследования, определяется также общим космическим принципом, основной структурирующей матрицей мироздания:
Схема излучения берилла как претворение атомарной мандалы
Являясь неотъемлемым свойством человеческого сознания, мандала непрерывно проявляется в его конструкциях, ритуалах, формах искусства. К. Юнг писал, что мандала является основной структурной схемой в западной алхимической традиции и подчеркивал ее терапевтическое, интегрирующее свойство. В своей практике известный ученый и врач широко использовал мандалы в произведениях, созданных его пациентами в процессе обретения собственной индивидуальности. Цель таких действий — достижение высокого уровня интеграции через концентрацию разума и преодоление привычных индивидууму границ. Многие из этих мандал, достаточно простые и конкретные, несут неопровержимое сходство с первичными образами ранних религий и символических систем, свидетельствуя о творческой реальности коллективного подсознания и потенциальной единородности человеческого разума.
Мандала как терапевтическое средство приводит к удивительным результатам: проецируя собственный ментальный комплекс на космическую сеть мандалы, пациент очищает разум и освобождается от различных ментальных наваждений.
Мандала представляет проявление определенного энергополя. В этом аспекте она — не только изображение. Находясь рядом с Учителем или просветленным, вы попадаете под влияние его энергетической мандалы и у вас появляется понимание вещей, которые в обычном состоянии не воспринимаются. С каждой мандалой связана соответствующая практика; каждой мандале соответствует своя мантра и своя визуализация.
Ральф Мецнер и Тимоти Лери говорят о биопсихической природе мандалы следующим образом: «Механизм мандалы может быть рассмотрен в терминах нейрофизиологии глаза. Если мандала является изображением структуры глаза, то центр мандалы соответствует «слепому пятну». Поскольку слепое пятно — это проход от глаза к зрительной зоне мозга, то, выходя «наружу» через центр, вы окажетесь в мозге. Йог открывает мандалу в собственном теле. Мандала является инструментом для преодоления пределов мира видимых явлений посредством централизации их и возвращения внутрь».
Принцип постоянства является синонимом динамического принципа мандалы. Мандала — это космическая диаграмма координации циклов пространства и времени, объединения путей неба и земли. Ее часто связывают с Божественным разумом, исходящим из высшего Пуруши. Священные структуры, в основе которых лежит мандала, являются отражением цикло-космических фун-
кций природы. Форма янтры сохраняет математическое совершенство. Расширение бинду, движение и энергия, распространение линейных фигур создают геометрические модели всевозрастающей сложности.
Мандала как морфогенная структура глаза
Янтра рассматривается как совершенная голограмма, внутренне цельная и единая фигура. Линия при делении образует меньшие единицы без создания полноты или органического единства композиции. Но когда точка размещена в центре данной композиции (как в янтре), пространственные компоненты последней начинают тяготеть к центру и становятся частями, образующими целое. Хотя все концентрические фигуры в янтре являются замкнутыми формами, их внутренний баланс поддерживается даже в случаях наибольшего внешнего контраста. Центр янтры соединяет всю плавность ее линий.
Мир рассматривается как совершенная целостность или замкнутая Вселенная, в которой все элементы жизни постоянно движутся и взаимозаменяются в разных космических циклах. Все манифестации в этой замкнутой Вселенной уравновешиваются вечной неизменной реальностью, неделимым центром. Янтра, таким
образом, представляет собой геометрическую модель мира, конструкт Вселенной, в которой гармонично объединяются все противоположности.
Основные янтры
Кали-янтра
Кали является символом власти, демонстрирующим первоначальное соединение трансцендентального в женской оболочке.
Кали янтра
Иконографическое изображение Кали как истребляющей силы времени и энергии, творения и растворения имеет абстрактное выражение в ее янтре для поклонения — в бинду, круге, восьми-лепестковом лотосе и трех пятиугольниках.
Как высшая порождающая энергия, Кали является вещественным, эффективным орудием в материальной природе, и в этом аспекте она представлена как Пракрити, обозначаемая янтрой в форме лотоса. Ее созидающий порыв заставляет материальную силу разделиться на множество более грубых форм. Восемь лепестков лотоса указывают восемь элементов Пракрити — воду, землю, огонь, воздух, эфир, ум (манас), интеллект (буддхи), самоощущение (ахамкара), из которых, как установлено, и состоит мир
явлений, и которые суть не что иное, как она сама, функция созидания Кали как Пракрити ассоциирует ее с активной силой времени. Она является госпожой времени, которая сплетает и расплетает ткань бесчисленных эонов из века в век. Она представляет собой циклическое времяощущение природы, трансцендентное по отношению к длительности жизней индивидуумов. Миры возникают из ее чрева, как морская пена из океана. Без ее пульсирующей активности как Пракрити все существование недвижимо и подобно мертвецу, ибо Кали является как созидательницей, так и хранительницей вечного циклического порядка времени. Ее неутомимая материальная сторона поддерживает жизнь, и при этом она одновременно выполняет функции и созидания, и разрушения.
Янтра Космоса
Эта янтра представляет космическую эволюцию и инволюцию. Изображенные потоки вибраций формируют вселенскую ткань, которая постоянно расширяется, но вместе с тем стремится к центру.
Манджу-Гхоша янтра
Эта янтра способствует усилению ораторских способностей и наделяет человека привлекательностью, даруя уверенность при разрешении конфликтов, обеспечивая победу в спорах и уважение окружающих.