Как пришел в профессию

Профессия - учитель программирования

H&F рассказывает о специальностях, которые станут востребованными в будущем. Сегодня — педагог, обучающий программированию, живописи XXI века.

Стив Джобс, ещё молодой и безбородый, отвечая на вопрос журналиста Роберта Крингли о программном обеспечении Apple, вдруг сбивается на другую тему: «Вы знаете, всем обязательно нужно учиться программированию, хотя бы азам информатики. Это очень хорошо влияет на мышление, структурирует мысли. Я очень рекомендую выделить хотя бы год и поучиться на специальных курсах, вы сразу почувствуете разницу. Вы понимаете, о чём я?» Крингли отвечает, что не понимает, он учил один из языков программирования, но не стал мыслить логичнее. Джобс, кажется, удивлён.

Это мизансцена из потерянного интервью Джобса, которое было записано в 1995 году для телепередачи Крингли. Оно нашлось несколько месяцев назад и сейчас демострируется в кинотеатрах всего мира. Джобс, размышляя о важности обучения программированию, говорит об операционном мышлении (термин введён психологом Андреем Ершовым в 1985 году), которое современная психология считает необходимым прививать с детства. Этот тип мышления характеризуется помимо прочего умением искать данные, планировать структуру действий и вести коммуникацию в насыщенной информацией среде. Развивать такой тип мышления помогает учитель программирования.

О профессии

Профессия - Преподаватель информатики и/или основ программирования

Когда появилась - В нынешнем виде около 15 лет назад

Кому подходит - Выпускникам IT-факультетов, программистам

Заработок - От 25 000 до 200 000 рублей

Клиенты - Школы, частные ученики, IT-компании и другие фирмы, которым требуется повысить квалификацию сотрудников

Зачем нужны педагоги, если учиться программированию можно дистанционно? Например, британская Code School предлагает курс за $25, в состав преподавателей входят сотрудники Apple и Google. Существуют бесплатные онлайн-предложения — в Codeacademy каждый может написать программу для обучения новичков.

Однако, как и в любом искусстве, программированию лучше учиться у мастера. «Сайты вроде Codeacademy достаточно просты в реализации, а польза от них сравнима с пользой от прочтения книжки „Программирование для чайников“. Я знаю людей, которые научились по книжкам, но их очень мало. Я посоветовал бы использовать такие курсы как вспомогательный материал к занятиям с преподавателем», — говорит руководитель учебной лаборатории Parallels в Новосибирском госуниверситете Дмитрий Иртегов.

Учить искусству кода можно или начинающих, или, наоборот, состоявшихся программистов. Английский проект Code Club project привлекает волонтёров-профессионалов для обучения 10-11-летних детей основам программирования и написанию кодов. Их учат, например, создавать игры, управлять роботами. В стране создано уже 243 таких клуба, а к концу 2014 года британцы планируют охватить четверть всех начальных школ.

В России существуют школы для начинающих работать с компьютером, например, московский учебный центр «Школа программирования» в Москве. Стоимость обучения варьируется в зависимости от выбранного способа обучения и школы. Часто в подобные центры крупные компании направляют своих сотрудников учиться основам компьютерной грамотности. «Все, кто раньше сидел в офисе и перекладывал бумажки, теперь нажимают на кнопки. Посмотрите на официанта, он принимает заказ и забивает данные в компьютер. Каждый кассовый аппарат в магазине — тоже компьютер», — объясняет Иртегов.

Репетитор может позаниматься с вами за 200-800 рублей в час, за обучение азам программирования придётся отдать от 2 000 до 6 000 рублей, а цены на специализированные курсы могут достигать 50 000.

Преподаватель для продвинутых пользователей — это иной уровень. Тренеры готовят талантливых программистов к участию в олимпиадах в области IT-технологий, которые устраивают международные корпорации для поиска новых сотрудников. Самая известная — международная студенческая командная олимпиада по программированию ACM International Collegiate Programming Contest.

В марте 2012 года студент Роман Андреев, которого тренировал сотрудник компании «ВКонтакте» и тренер школьной сборной России по программированию Андрей Лопатин, обошёл 8 тысяч конкурентов и стал победителем престижного Facebook Hacker Сup. Андреев получил $5 000 и возможность пройти стажировку в компании Цукерберга.

Андрей Лопатин

31 год

разработчик «ВКонтакте», тренер школьной сборной России по программированию

Как пришел в профессию

Ещё будучи школьником, я участвовал в олимпиадах по математике и по информатике, и программирование оказалось мне ближе, хотя результаты были хорошие и по математике. Тогда существовало мало олимпиад международного уровня, и были некоторые ограничения. То есть в ACM-ICPC можно было лишь дважды стать финалистом. Когда я выиграл её во второй раз, стал тренером в 20 лет.

Сначала я работал со студентами, 10 лет тренировал сборную СПБГУ и уже 8 лет тренирую сборную России. Теперь больше работаю со школьниками. Сам в 2009 году успешно поучаствовал в соревнованиях кодеров, выиграл его. Это, с одной стороны, не очень правильно, тренер не должен участвовать в соревнованиях. С другой — полезно. Нужно быть в курсе того, что происходит.

Как строится работа

Я не сторонник больших групп, мне сложно работать, когда в группе больше шести человек. Но когда людей мало, нет эффекта командной работы, который очень полезен. Почему не очень хорошо работают дистанционные курсы обучения программированию? Потому что люди, даже профессионалы, ещё не привыкли к онлайн-общению и не могут выражать мысли так же ясно, как в личной беседе. Я знаю примеры, когда в ходе обсуждения задачи по скайпу или по телефону рождались какие-то оригинальные решения, но в основном это происходило из-за того, что кто-то кого-то недопонял. Поэтому очень важно работать вместе, встречаться, обсуждать задачи и методы их решения.

Ученикам на том уровне, с которым обычно работаю я, неинтересно решать однотипные проблемы, поэтому я придумываю различные варианты, разнообразные формы подачи. Например, недавно мы устраивали тотализатор. Два человека получали одинаковую задачу и начинали торговаться: «Я напишу эту программу за 30 минут», «А я — за 25». Потом садились и писали код. Тот, у кого получилось задачу решить в заявленное время, выигрывал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: