Продолжительность занятия: 4 часа

Место проведения: учебная клинико – диагностическая лаборатория АМК

Актуализация и мотивация темы занятия:

Методы биохимических исследований – это пути и способы открытия и определения количества заданного химического вещества в биологической жидкости организма. Эти методы позволяют определить около 1000 различных показателей обмена веществ в биологических жидкостях организма Исследование биохимических показателей используют в медицине для:

1) постановки диагноза

2) выбора метода лечения

3) контроля за правильностью лечения

4) скрининга (выявления болезни в доклинический период)

5) мониторинга (контроля за течением заболевания и результатом лечения)

6) прогноза (информации о возможном исходе заболевания).

Например, увеличение концентрации глюкозы в крови и появление глюкозы в моче является признаком сахарного диабета.

В последнее время в медицине широко используется определение активности ферментов: так увеличение активности АСАТ свидетельствует о поражении паренхимы сердца – инфаркте миокарда, а АЛАТ – о поражении клеток печени – гепатите.

Первым этапом любого исследования является преаналитический этап.

Он представляет собой совокупность процессов сбора и транспортировки биологического материала. Чтобы данные лаб. анализа имели клиническую ценность, должны выполняться определенные требования:

1. Должен быть запрос на анализ, где указаны паспортные данные обследуемого, больница, палата или адрес, описание проблемы, требуемые анализы, тип анализируемого материала, дату и время взятия пробы, медикаменты, применяемые для лечения.

2. Должны соблюдаться условия взятия материала (срок, время взятия, подготовка обследуемого и процедура взятия, чистота посуды и материалов, факторы внешней среды, наличие или отсутствие антикоагулянтов)

3. Должны соблюдаться сроки и условия транспортировки биологического материала.

На этом этапе особенно важную роль играет деятельность медицинской сестры.

Цели занятия:

1. Закрепить знания, полученные в ходе самоподготовки по данной теме

2. Познакомиться с методами сухой химии при исследовании крови на содержание химических веществ.

3. Научиться производить прокол пальца, отработать технику взятия крови на глюкозу

4. Научиться определять глюкозу с помощью диагностических полосок.

5. Научиться рассчитывать содержание глюкозы

6. Научиться давать клиническую оценку результатов исследования крови.

Исходный уровень знаний:

1) Роль медсестры в подготовке пациента к исследованию крови.

2) Правила подготовки пациента к биохимическим исследованиям

3) Влияние различных факторов на результаты исследований крови.

4) Колебание биохимических показателей крови у здорового человека в течение суток.

5) Значение и функции крови.

6) Понятие о нарушении обмена веществ, дистрофии.

7) Понятие «биохимия», «методы биохимических исследований»

8) Значение биохимии и методов биохимических исследований в медицине и в быту

9) Виды МБХИ.

10) Основные этапы проведения биохимических исследований. Их краткая характеристика. Роль среднего медицинского персонала на этих этапах.

11) Материал для биохимических исследований.

12) Взятие крови из вены (повторить технику взятия и последовательность манипуляций)

13) Получение сыворотки крови.

14) Получение плазмы крови. Преимущества и недостатки плазмы крови

15) Виды плазмы и её использование

16) Транспортировка биоматериала в лабораторию

17) Получение капиллярной крови из пальца

18) Изменение биохимических показателей при физиологических и патологических процессах.

19) Профилактика внутрибольничных инфекций при работе с кровью

Студенты после изучения материала темы должны:

Знать:

1.1. Общие правила работы в клинико – диагностической лаборатории

1.2. Правила подготовки пациента для исследования крови, правила сбора и хранения биоматериала

1.3. Роль медсестры в подготовке пациента к исследованию крови

1.4. Факторы, влияющие на результаты исследования крови.

1.5. Виды биохимических методов исследования

1.6. Правила работы с тест - полосками

1.7. Нормальные показатели биохимического анализа крови взрослого человека, с использованием справочного материала.

1.8. Возможные отклонения от нормы при некоторых физиологических и патологических процессах.

1.9. Правила инфекционной безопасности при работе с кровью. Соблюдение санитарно – противоэпидемического режима во время и по окончании работы с кровью.

1.10. Медицинскую лабораторную терминологию

1.1. Уметь:

1) Готовить пациента к исследованию крови

2) Выписывать направление на биохимические исследования

3) Организовывать рабочее место для взятия крови

4) Определять глюкозу глюкозооксидазным методом с использованием тест – полосок.

5) Давать клиническую оценку результатам исследований.

6) Соблюдать санитарно – противоэпидемический режим во время и по окончании работы с кровью.

Материальное оснащение занятия:

Оборудование Реактивы Стерильный материал
- Контейнер для отходов ваты, копьев - Почкообразный тазик - Вата техническая - Тест – полоски - Секундомер - Чашки Петри - Устройство для промывания - дистиллированная вода - 70% спирт - 6% р-р перекиси водорода - Дезинфицирующий раствор - Вата, пинцет - Скарификаторы - Стерильные перчатки

План самостоятельной работы студента:

1. Знакомство с техникой взятия крови для определения глюкозы.

2. Выписать направление пациенту для исследования крови.

3. Подготовить рабочее место для взятия крови на сахар.

4. Обработать поверхность стола 6% раствором перекиси водорода

5. Рабочее место разделить на 3 функциональные зоны – чистую (стерильную), рабочую и грязную.

6. Установить доверительные, конфиденциальные отношения с пациентом. Объяснить пациенту цель и ход процедуры.

7. Надеть спец. одежду (колпак, маску, стерильные перчатки).

8. Подготовить стерильный материал.

9. Помочь пациенту занять удобное положение для взятия крови из пальца – положение сидя.

10. Обработать стерильным ватным тампоном, смоченным в 70% спирте, перчатки

11. Первый использованный стерильный тампон сбросить

12. Обработать палец пациента стерильным ватным тампоном, смоченным в 70% спирте

13. Второй использованный тампон сбросить

14. Удалить излишки спирта с помощью стерильного тампона с пальца пациента

15. Расположить палец пациента так, чтобы большой палец лаборанта располагался над ногтевым ложем

16. Осуществить прокол скарификатором поперёк кожных линий пальца на всю длину острия скарификатора

17. Скарификатор утилизировать

18. Стерильным ватным тампоном убрать первую каплю крови

19. Третий использованный стерильный тампон сбросить

20. Прикоснуться к куполу капли крови первой зоной тест – полоски

21. Прикоснуться второй зоной тест – полоски к куполу капли крови

22. Зоны должны быть заполнены кровью полностью

23. По истечении 60 секунд смыть кровь с обеих зон тест – полоски

24. Дать пациенту сухой стерильный ватный тампон и отпустить

25. Засечь на секундомере первые 60 секунд

26. Осушить с помощью ватного тампона

27. Выждать ещё 60 секунд

28. Произвести учет концентрации глюкозы в цельной крови в ммоль/л по шкале

29. Продезинфицировать стол и перчатки 6% раствором перекиси водорода, использованные перчатки сбросить в контейнер

30. Использованные копья и вату замочить дез раствором и утилизировать

31. Промывные воды – слить в ёмкость, вскипятить и утилизировать.

32..Оформить результаты исследования в дневник

33. Дать клиническую оценку результатов исследования крови.

34. Выписать в дневнике возможные ошибки в ходе взятия крови и подготовке пациента к исследованию.

35. Сдать дневники на проверку преподавателю

36. Ответить на контрольные вопросы

37. Выполнить тестовые задания по данной теме

38. Произвести окончательную обработку рабочего места, посуды (капилляров, отходов); сдать дежурному.

Контрольные вопросы.

1. Роль медсестры в подготовке пациента к исследованию крови.

2. Правила подготовки пациента к биохимическим исследованиям

3. Влияние различных факторов на результаты исследований крови.

4. Колебание биохимических показателей крови у здорового человека в течение суток.

5. Значение и функции крови.

6. Понятие о нарушении обмена веществ, дистрофии.

7. Понятие «биохимия», «методы биохимических исследований»

8. Значение биохимии и методов биохимических исследований в медицине и в быту

9. Виды МБХИ.

10. Основные этапы проведения биохимических исследований. Их краткая характеристика. Роль среднего медицинского персонала на этих этапах.

11. Материал для биохимических исследований.

12. Взятие крови из вены (повторить технику взятия и последовательность манипуляций)

13. Получение сыворотки крови.

14. Получение плазмы крови. Преимущества и недостатки плазмы крови

15. Виды плазмы и её использование

16. Транспортировка биоматериала в лабораторию

17. Получение капиллярной крови из пальца

18. Изменение биохимических показателей при физиологических и патологических процессах.

19. Профилактика внутрибольничных инфекций при работе с кровью

20. Общие правила работы в биохимической лаборатории

21. Применение тест – полосок

22. Правила работы с тест – полосками

23. Нормальные показатели глюкозы

24. Клиническое значение определения глюкозы

25. Возможные ошибки при определении содержания глюкозы.

26. Последовательность выполнения манипуляции при исследовании глюкозы глюкозооксидазным методом с использованием тест - полосок

Рекомендуемая литература:

1. Ермолаев, М.В.. Биологическая химия: учеб для учащихся мед училищ/ М.В.Ермолаев, Л.П.Ильичева - М.: Медицина, 1989 – 320с., ил.

2. Кухта, В.К. Основы биохимии: учеб литература для учащихся мед училищ /В.К. Кухта, Т.С. Морозкина, А.Д. Таганович, Э.И. Олецкий. – М.: Медицина, 1999. – 416с.: ил.

3. Пустовалова Л.М. Основы биохимии для медицинских колледжей/ Серия «Медицина для вас»/ Л.М.. Пустовалова. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. – 448с.

4. Анализы. Полный справочник. – М.: Эксмо, 2005. – 768с.

5. Лифшиц В.М. Медицинские лабораторные анализы: Справочник/ В.М., Лифшиц В.И. Сидельникова – М.:, Триада, 2003.- 480с.

6. Методические указания для студентов

7. Лекции по «Основам биохимических лабораторных исследований».


Приложение к семинарско - практическому занятию по «Основам биохимических лабораторных исследований»:

Образцы готовых бланков результатов анализов

Отделение кардиология ФИО: Иванов И.И. Проба Реберга Креатинин крови – 0,063 ммоль/л Суточный диурез Креатинин мочи – 4,0 ммоль/л Минутный объем – 1,25 мл/мин КФ 79,3 мл/мин Р 98,5 % Диурез1,8 л Дата: 12. 01. 06. Подпись: Сидорова


Раздел «Микробиологические исследования»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: