Продолжительность занятия: 4 часа

Место проведения: учебная микробиологическая лаборатория АМК

Мотивация темы: Микробиологические методы имеют большое значение для выявления инфекционных и неинфекционных заболеваний. Лабораторная диагностика инфекционных болезней человека основана на обнаружении в организме пациента микроорганизма, вызвавшего заболевание, микробных антигенов или продуктов их жизнедеятельности (токсинов и др.)

Материалом для исследования служат: кровь, гной, моча, мокрота, ликвор, кал, рвотные массы, промывные воды и ткань (биопсия, аутопсия). В некоторых случаях на исследование берут объекты окружающей среды: воздух, воду, пищевые продукты, смывы с различных поверхностей.

Любой клинический материал должен рассматриваться как потенциально опасный для человека.

В обязанности медицинской сестры входит взятие биологического материала у больного, поэтому медицинский персонал должен соблюдать инфекционную безопасность при работе с заразным биоматериалом: при его взятии, хранении, транспортировке, соблюдать правила транспортировки исследуемого материала, грамотно оформлять сопровождающие документы – бланк-направление на исследование. Медицинская сестра должна иметь представление о правилах работы бактериологической лаборатории и основных методах микробиологической лабораторной диагностики.

Цели занятия:

1. Ознакомиться со структурой и организацией работы бактериологической лаборатории.

2. Изучить задачи микробиологической диагностики в современной медицине.

3. Изучить правила поведения и работы в микробиологической лаборатории

4. Познакомиться с классификацией микроорганизмов по степени опасности

5. Закрепить знания, полученные на дисциплине «Основы сестринского дела» по правилам взятия и доставки биологического материала в бак лабораторию (моча, мокрота, мазки из носа, зева, ректальный мазок и др.)

6. Изучить тактику оказания первой помощи при аварийных ситуациях.

Исходный уровень знаний:

1) Правила работы в бактериологической лаборатории и техника безопасности при заборе биологического материала у пациента.

2) Взятие биологического материала для исследования при инфекционных заболеваниях.

3) Понятие о патогенных микроорганизмах.

4) Понятие о методах микробиологической диагностики.

Студенты после изучения материала темы должны:

Знать:

1) Задачи микробиологической диагностики в современной медицине

2) Структуру и организацию работы бак лаборатории.

3) Правила поведения и работы в микробиологической лаборатории

4) Классификацию микроорганизмов по степени опасности

5) Медицинскую лабораторную терминологию

Уметь:

1) Соблюдать инфекционную безопасность при работе с заразным материалом

2) Осуществлять взятие различного биоматериала для бактериологических исследований, оформлять направление на исследование

3) Правильно транспортировать биоматериал.


Материальное оснащение занятия:

1. Термостат

2. Сушильный шкаф

3. Микроскоп «Биолам»

4. Питательные среды

5. Иммерсионное масло

6. Спиртовка

7. Бактериальная петля

8. Готовые микропрепараты.

План самостоятельной работы студента:

1) Познакомиться со структурой и организацией работы бактериологической лаборатории.

2) Изучить информационный материал по вопросам:

Правила поведения и работы в микробиологической лаборатории

Техника взятия биоматериала для микробиологического исследования, доставка материала в лабораторию.

Принципы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний.

Методы микробиологической лабораторной диагностики.

3) Обсуждение темы по вопросам:

В каких ЛПУ находятся бактериологические лаборатории?

Как осуществляется забор и доставка инфекционного материала в бак лабораторию?

Правила работы в бак лаборатории.

Классификация микроорганизмов по степени опасности. Примеры.

4) Контроль усвоения знаний:

Решение ситуационных задач по отбору и доставке биологического материала в лабораторию

Творческое задание: составить ситуационную задачу по отбору биологического материала для бактериологического исследования при инфекционных заболеваниях.

Ответить на контрольные вопросы:

Контрольные вопросы.

1. Меры безопасности при заборе биоматериала (кровь, испражнения, слизь из зева и носа, носоглотки)

2. Техника забора материала и его доставка в лабораторию

3. Правила оформления направления в бактериологическую лабораторию.

4. Правила транспортировки инфекционно опасного материала в бак лабораторию.

5. Тактика оказания первой помощи при возникновении аварийных ситуаций, а так же оказание первой помощи ВИЧ – инфицированным и больным вирусным гепатитом.

Литература и средства обучения:

1) Основная литература:

А) Методическое пособие для аудиторной самостоятельной работы студентов.

Б) Воробьев, А.А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: учеб. Для студентов мед училищ/ А.А. Воробьев, Ю.С. Кривошеин. – М.: Мастерство, 2001. – 224С.

2) Раздаточный информационный материал по методам микробиологической диагностики.

3) Приказ департамента здравоохранения администрации Архангельской области и ФГУ «Центр Госсанэпиднадзора в Архангельской области» от 01. 07. 2004 3 90 – 0/47 «Об организации мероприятий по профилактике внутрибольничного распространения ВИЧ – инфекции и парентеральных вирусных гепатитов»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow