4.Сети SOHO (Small Office, Home Office) — название сегмента рынка электроники, предназначенного для домашнего использования. Как правило характеризует устройства не предназначенные для производственных нагрузок и довольно хорошо переживающие длительные периоды бездействия.
· По виду Операционной Системы:
На основе Windows.
2.На основе UNIX -группа переносимых, многозадачных и многопользовательских операционных систем.
3.На основе NetWare — это сетевая операционная система и набор сетевых протоколов, которые используются в этой системе для взаимодействия с компьютерами-клиентами, подключёнными к сети.
Смешанные.
9. АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ПАСКАЛЬ. КОНСТАНТЫ И ПЕРЕМЕННЫЕ. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. ПРОСТЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ. СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ. ПРОСТЫЕ ОПЕРАТОРЫ. СТРУКТУРНЫЕ ОПЕРАТОРЫ (СОСТАВНОЙ, УСЛОВНЫЙ, ЦИКЛИЧЕСКИЙ). ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ, ФОРМАЛЬНЫЕ И ФАКТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ. ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ. [16]
Язык Паскаль создан швейцарским физиком Никлаусом Виртом в 1970г., назван в честь французского математика XVII века Блеза Паскаля.
|
|
Арифметические выражения:
1. Целые: *, div, mod,+,-
2. Вещественные: *,+,-,/, стандартные функции (abs, sqr, sin, cos, arctan, ln, exp, sqrt, int, random).
3. Логические: not, and, or, odd(x) – принимает значение true, если х является нечетным
4. Символьные: “=” - равно; “<>” - не равно; “>=” - больше или равно; “<=“- меньше или равно; “<” - меньше; “>” - больше.
DIV – забирает целую часть при делении; MOD – забирает остаток от деления.
Операции и порядок их выполнения:
Выражение состоит из констант, переменных, указателей функций, знаков операций и скобок. Выражение задает правило вычисления некоторого значения. Порядок вычисления определяется старшинством (приоритетом) содержащихся в нем операций. В языке Паскаль принят следующий приоритет операций:
1. унарная операция: not, унарный минус -, взятие адреса.
2. операции типа умножения: *, /, div, mod, and, shl, shr.
3. операции типа сложения: +, -, or, xor.
4. операции отношения: =, <>, <, >, <=, >=, in.
Выражения входят в состав многих операторов языка Паскаль, а также могут быть аргументами встроенных функций.
Константы и переменные:
Константы:
Тип констант в языке Паскаль определяется по их виду:
1. Константы целого типа - это целые числа, не содержащие десятичной точки.
2. Константы действительного типа - это действительные числа.
3. Логические константы - логические значения TRUE и FALSE.
4. Символьные константы - либо строки длиной в один символ, либо конструкции вида #K или ^K.
Переменные:
Переменная – область в памяти компьютера, для которой в данной программе предусмотрено уникальное имя, и содержимое которой в ходе работы программы может изменяться.
|
|
Объявление переменной – VAR <имя_переменной>: <тип_переменной> (например - var a: real;).
Инициализации переменных: Паскаль позволяет присваивать начальные значения переменным одновременно с их описанием. Для этого используется конструкция:
VAR <имя переменной>: <тип> = <значение>;
Стандартные арифметические функции:
Результат арифметической операции над целыми операндами есть величина целого типа.
Результат выполнения операции деления целых величин есть целая часть частного.
Результат выполнения операции получения остатка от деления - остаток от деления целых (например - 17 div 2 = 8, 3 div 5 = 0, 17 mod 2 = 1, 3 mod 5 = 3).
К аргументам целого типа применимы следующие стандартные (встроенные) функции, результат выполнения которых имеет целый тип: Abs(X), Sqr(X), Succ(X), Pred(X),
Следующая группа стандартных функций для аргумента целого типа дает действительный результат: Sin(X), Cos(X), ArcTan(X), Ln(X), Exp(X), Sqrt(X).
Эти функции вычисляют синус, косинус и арктангенс угла, заданного в радианах, логарифм натуральный, экспоненту и корень квадратный соответственно.
Функция Frac(X) возвращает дробную часть X, функция Int(X) - целую часть X.
Безаргументная функция Pi возвращает значение числа Пи действительного типа.
К аргументам действительного типа применимы также функции: Trunc(X) и Round(X),
Структура программы:
Любая Паскаль-программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением.pas. Схематически программа представляется в виде восьми разделов:
1. Program - Заголовок программы.
2. Uses - Описание внешних модулей, функций и процедур.
3. Label - Описание меток.
4. Const - Описание констант.
5. Type - Описание типов переменных.
6. Var - Описание переменных.
7. Procedure, Function - Описание функций и процедур.
8. Begin…end - Раздел операторов.
Не в каждой программе присутствует обязательно все восемь разделов. Каждый раздел начинается со служебного слова, назначение которого зафиксированного так, что его нельзя употреблять для других целей. Описание величин и операторов друг от друга отделяются знаком «точка с запятой».
Для обозначения величин используется имена. Они составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом должна быть буква. Имя программ выбирается автором. Постоянные величины чаще всего бывают числовыми или символьными, но могут быть и другими. Значения символьных констант заключаются в апострофы. Постоянные величины описываются в разделе констант по схеме: const <имя> = <константа>. В разделе константа может быть описано несколько постоянных величин.
Простые типы данных:
Простые типы данных: вещественные, целочисленные, символьные, логические, перечислимый и интервальный (или диапазон). Последние 2 типы, определяемые пользователем.
Диапазон значений: real – 2.9E-39.. 1.7E38; integer - -32768.. 32767; логический тип – true, false.
Целые типы определяют константы, переменные и функции, значения которых реализуются множеством целых чисел, допустимых в данной ЭВМ.
тип | диапазон значений | требуемая память |
Shortint | -128.. 127 | 1 байт |
Integer | -32768.. 32767 | 2 байта |
Longint | -2147483648..2147483647 | 4 байта |
Byte | 0.. 255 | 1 байт |
Word | 0.. 65535 | 2 байта |
Структурные типы данных:
1. Массив – это последовательность, состоящая из фиксированного числа о днотипных элементов. Объявление массива: VAR a: array [1..10,1..20] of integer.
2. Строка – последовательность символов, массив символов. VAR a, s: string [20]; Логические операции: = - равно; < - меньше; > - больше, операция соединения «+».
3. Множество - неупорядоченная совокупность отличных друг от друга однотипных элементов (число элементов множества не более 255). Нельзя использовать тип integer. Описание в разделе типов. type t=set of byte;
var a:t;
Для множеств определены операции объединения, пересечения, дополнения, равенства, неравенства, включения: +,*,-,=,<>,<=,>=. Операция принадлежности: x in A принимает значение true, если элемент принадлежит множеству.
|
|
4. Записи (комбинированный тип) – применяются при описании сложных объектов, которые характеризуются различными свойствами, а также при создании различных информационных систем. Запись (record) – последовательность, состоящая из фиксированного числа величин разных типов, называемых полями.
Подобно массиву запись представляет собой совокупность родственных данных. Однако, в отличие от массива, запись может содержать элементы, принадлежащие различным типам. Каждый элемент имеет собственное имя (операция сортировки смысла не имеет).
Простые операторы:
Оператор присваивания: Тип переменной и тип выражения должны совпадать кроме случая, когда выражение относится к целому типу, а переменная - к действительному. При этом происходит преобразование значения выражения к действительному типу.
Операторы ввода и вывода: Рассмотрим организацию ввода и вывода данных с терминального устройства. Терминальное устройство - это устройство, с которым работает пользователь, обычно это экран (дисплей) и клавиатура.
Для ввода и вывода данных используются стандартные процедуры ввода и вывода Read и Write, оперирующие стандартными последовательными файлами INPUT и OUTPUT.
Эти файлы разбиваются на строки переменной длины, отделяемые друг от друга признаком конца строки. Конец строки задается нажатием клавиши ENTER.
Для ввода исходных данных используются операторы процедур ввода:
Read(A1,A2,...AK);
ReadLn(A1,A2,...AK);
ReadLn;
Первый из них реализует чтение К значений исходных данных и присваивание этих значений переменным А1, А2,..., АК.
Второй оператор реализует чтение К значений исходных данных, пропуск остальных значений до начала следующей строки, присваивание считанных значений переменным А1, А2,..., АК.
Третий оператор реализует пропуск строки исходных данных.
Структурные операторы:
Составной оператор представляет собой последовательность некоторых операторов, выполняющихся в том порядке, в каком они представлены в тексте программы.
|
|
Например: begin s1; s2;.. sn end; {s1, s2,.. sn – операторы, образующие составной оператор}
Условный оператор IF: IF p THEN a1 ELSE a2 (p – условие, в случае истинности выполняется a1, в случае ложности – оператор а2).
Возможна вложенность операторов:
IF p THEN s1; s2;.. sn END
ELSE BEGIN v1;v2;.. vn END;
Оператор CASE:
CASE p Of
a: S1;
b: S2;
..
n: Sn;
ELSE Sn+1
END;
Сначала вычисляется значение р (селектор выбора).затем в зависимости от полученного результата (a, b,.. n) выполняется один из операторов S1, S2,.. Sn (может быть составным). Если значение p не совпадает ни с одной из констант выбора, то выполняется оператор Sn+1, стоящий после ключевого слова ELSE (эта ветвь не обязательна).
Оператор цикла WHILE: Оператор WHILE, известный как оператор цикла с предусловием: WHILE p DO s;
Сначала вычисляется логическое значение p (условие). В случае истинности (p=TRUE) выполняется оператор s (как правило, составной оператор). Как только s=FALSE, управление передается следующему за WHILE оператору.
Оператор цикла REPEAT: Оператор REPEAT, известный как оператор цикла с постусловием: REPEAT s UNTIL p.
При выполнении этого оператора сначала выполняется тело цикла s, затем вычисляется некоторое логическое значение p (условие). Если p=FALSE, то цикл продолжает работу, если нет, то управление передается следующему за REPEAT оператору в программе.
Оператор цикла FOR: Оператор FOR, известный как оператор цикла с параметром: FOR i=А TO b DO s.
При выполнении этого оператора сначала вычисляется начальное значение А, которое присваивается переменной i (параметр цикла). Затем вычисляется значение b и проверяется, имеет ли место равенство i=b. Если равенства нет, то выполняется оператор s, переменная i увеличивается на 1. Как только равенство достигнуто, управление передается следующему после FOR оператору.
(A и b должны быть одного типа).
Процедуры и функции, фактические и формальные переменные:
Алгоритм решения задачи проектируется путем декомпозиции всей задачи в отдельные подзадачи. Обычно подзадачи реализуются в виде подпрограмм.
Подпрограмма - это последовательность операторов, которые определены и записаны только в одном месте программы, однако их можно вызвать для выполнения из одной или нескольких точек программы. Каждая подпрограмма определяется уникальным именем. В языке Паскаль существуют два типа подпрограмм - процедуры и функции.
Процедура и функция - это именованная последовательность описаний и операторов. При использовании процедур или функций ПАСКАЛЬ - программа должна содержать текст процедуры или функции и обращение к процедуре или функции. Тексты процедур и функций помещаются в раздел описаний процедур и функций. {}
Процедура может содержать такие - же разделы описаний, что и ПАСКАЛЬ - программа, а именно: разделы описания модулей, меток, констант, типов, переменных, процедур и функций. {}
Во многих задачах, особенно в задачах вычислительной математики, необходимо передавать имена процедур и функций в качестве параметров. Для этого в Паскаль введен новый тип данных - процедурный или функциональный, в зависимости от того, что описывается. Описание процедурных и функциональных типов производится в разделе
Пример описания типов:
type
FuncType = Function(z: Real): Real;
ProcType = Procedure(a,b: Real; var x,y: Real);
Функциональный и процедурный тип определяется как заголовок процедуры и функции со списком формальных параметров, но без имени. Можно определить функциональный или процедурный тип без параметров, например: type Proc = Procedure;
После объявления процедурного или функционального типа его можно использовать для описания формальных параметров - имен процедур и функций.
Кроме того, необходимо написать те реальные процедуры или функции, имена которых будут передаваться как фактические параметры. Эти процедуры и функции должны компилироваться в режиме дальней адресации с ключом {$F+}.
Фактические параметры – указываются в операторе вызова процедуры.
Формальные параметры – перечислены в заголовке описания процедуры.
Локальные и глобальные переменные:
Локальные переменные – «живут» во время работы функции. После прекращения работы функции их значения уничтожаются (автоматически).
Глобальные (внешние) – переменные, которые может использовать любая функция программы.
Работа с типами данных:
Модульная структура программы:
Модуль – самостоятельно компилируемый файл, который может содержать описание констант, переменных и типов, а также процедур и функций.
После того как модуль создан и откомпилирован, его ресурсы можно использовать в любой программе, просто указав имя этого модуля.
Стандартные модули: SYSTEM, DOS, CRT, GRAPH, PRINTER, OVERLAY и т.д.
Модуль являются мощным средством структурированного программирования, также служат для хранения библиотек и часто используемых процедур и функций.
Имена модулей отделяются друг от друга запятыми: uses CRT, Graph;
10. ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭВМ. РЕАЛИЗАЦИЯ БУЛЕВЫХ ФУНКЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ЭВМ. [19]
Все ПК работают в строгом соответствии с четкими логическими законами. Знание и понимание этих законов помогает в общении с компьютером. В основе всех выводов компьютера лежат три логические операции, которые называют «тремя китами машинной логики»: И,ИЛИ,НЕ.
X | Y | X AND Y | X OR Y |
X | NOT X |
Записи этих операций используется язык, основоположником которого был Лейбниц.