Имена и зарезервированные слова

Урок 1

Начнем знакомство с Паскалем с программы, которая считывает два числа с клавиатуры, складывает их и выводит сумму на экран.

Текст программы. Комментарий

Program SUMMA; {заголовок программы}
Var X,Y,Z: integer; {описание переменных}
Begin {начало программы}
Write('Введите два числа '); {вывод на экран}
Readln(X,Y); {ввод значений X и Y}
Z:=X+Y; {присваивание суммы}
Write(Z); {вывод результата}
End. {Конец программы}

Создание программы.

Каталог с библиотеками Turbo Pascal называется TP (если у вас Borland Pascal то BP). В этом каталоге надо найти файл с именем turbo.exe, подвести к нему курсор и нажать <Enter>. При запуске системы появляется окно редактора текстов программ (его можно использовать и как текстовый редактор). Для входа в меню служит клавиша <F10> (или "мышь"). Строка меню расположена вверху экрана, передвижение по ней производится клавишами управления курсором. Если экран пуст, то можно сразу набирать текст программы, делая такие же отступы, какие имеются в примере. Эти отступы облегчают чтение текста и поиск ошибок. Если на экране после запуска системы находится ненужная программа, то следует войти в пункт меню File и выполнить команду New. Набор каждой строки программы завершается нажатием клавиши <Enter>.

Запуск программы.

Для выполнения программы надо выйти в меню и в пункте Run выполнить команду Run (или одновременно нажать клавиши Ctrl и F9). Система сначала запускает транслятор, который переводит программу с Паскаля на язык машинных кодов и ищет синтаксические ошибки в программе. Если они найдены, то программа не будет выполняться, произойдет возврат в редактор. Поверх текста программы появляется красная строка с сообщением об ошибке. После нажатия <Esc> окно исчезает, курсор устанавливается в строку с ошибкой. Для получения информации об ошибке надо нажать <Ctrl>+<F1>. Когда все ошибки исправлены, программа начинает выполняться.

Задание.

1. Запустите Паскаль и наберите текст приведенной программы. Для перехода на русский нажмите правые <Shift> + <Ctrl>, на английский левые <Shift> + <Ctrl>. Запустите программу на выполнение. Если нет ошибок, то на черном экране появится текст "Введите два числа". Наберите на клавиатуре через пробел два целых числа и нажмите <Enter>. После выполнения программы на экране появится окно редактора. Чтобы посмотреть полученный результат нажмите <Alt>+<F5>.

2. Сохраните программу. Нажмите <F2>, в появившемся окне введите имя файла (например, PRIM1_1).

3. Составьте программу для нахождения суммы трех чисел. Сохраните ее.

Урок 2

Для начала рассмотрим программу, которая должна была у вас получиться при выполне-нии 3 задания предыдущего урока.

Program SUMMA;
Var X,Y,K,Z: integer;
Begin
Write('Введите три числа ');
Readln(X,Y,K);
Z:=X+Y+K;
Write(Z);
End.

На этом примере видны основные особенности записи программы:

1)всякая программа начинается с заголовка - слова PROGRAM и следующего за ним названия программы; (в последних версиях Паскаля это предложение писать не обязательно)
2)после заголовка располагается описательная часть программы;
3)между служебными словами BEGIN и END записывается алгоритм решения задачи;
4)команды (операторы) разделяются точкой с запятой;
5)Русский текст заключается в апострофы '... ';
6)перечисляемые объекты разделяются запятой.

Имена и зарезервированные слова.

Текст программы записывается при помощи латинских букв, цифр и знаков. Буквы допускаются прописные и строчные, причем для компилятора записи VAR, vAR, VaR идентичны.

Особую роль в тексте программы играют имена и зарезервированные слова. Имена применяются для обозначения программы и ее объектов. Имя может состоять из любого количества букв или цифр, но должно начинаться с буквы. В имя можно включать знак подчеркивания (например Prim_1). В программе SUMMA пять имен: SUMMA, X, Y, K, Z. Программисты часто используют осмысленные имена в своих программах. Это всегда полезно, а в сложных программах совершенно необходимо.

Зарезервированные слова применяют для обозначения операторов (команд) и других элементов языка Паскаль. Их нельзя использовать в качестве имен и во всех программах они имеют одинаковый смысл. Зарезервированными словами в нашем примере являются слова: PROGRAM(программа), VAR(переменные), BEGIN(начало), READ(читать), WRITELN(писать), END(конец).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: