Построение по горизонталям профиля местности и линии заданного уклона

При работе с топографическими планами и картами в ходе изысканий и проектирования инженерных сооружений нередко возникает задача по­строения профиля земли по заданной линии (например, по трассе автомо­бильной дороги или по поперечникам к трассе).

Допустим, требуется построить профиль земли по линии АВ местно­сти (рис. 4.15) с использованием топографического плана или карты. Как видно, прямая АВ пересекает ряд горизонталей, высоты которых извест­ны (точки I, II, III, V, VI и VII), а также ряд характерных линий местности,



30 40


Рис. 4.15. Схема к построению про- Рис. 4.16. Схема развития трассы

филя земли по заданному направлению: по склону с предельно допустимым
а — план; б — продольный профиль уклоном

высоты точек пересечения которых могут быть получены линейной ин­терполяцией (точка IV).

Откладывая полученные высоты точек на перпендикулярах к прямой аЬ, получим требуемый продольный профиль. Расстояния между точка­ми I, II,..., VII откладывают либо непосредственно в масштабе плана или карты или в ином принятом масштабе. Масштаб вертикальный, для более рельефного выражения профиля местности, обычно принимают в десять раз более крупным, чем горизонтальный.

В практике изысканий и проектирования линейных сооружений (ав­томобильных дорог, мостовых переходов и т. д.) нередко возникает зада­ча развития трассы по склону с предельно допустимыми уклонами. Такая задача обычно возникает при трассировании линейного сооружения в пе­ресеченной или горной местности.

Допустим, из точки М требуется провести кратчайшую линию в на­правлении точки Л^(рис. 4.16) так, чтобы уклон ее ни в одной точке не превышал предельно допустимый.

Определив по графику заложений в масштабе данного плана или кар­ты (см. рис. 4.14, а) заложение аЪ, соответствующее предельному уклону, соответствующим раствором циркуля из точки М засекают следующую горизонталь в двух точках г и е. Далее из полученных точек тем же рас­твором циркуля засекают следующую горизонталь и т. д. В итоге получа­ем два варианта развития трассы по склону, одно из которых (менее изви­листое) оказывается более близким к заданному направлению.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: