Системой автоматизированного проектирования (САПР) называют комплекс методических, организационных и технических мероприятий, выполняемых инженером-проектировщиком при широком использовании средств автоматизации и компьютерной техники для получения наилучших проектных решений и подготовки проектно-сметной документации в фиксированные сроки и с минимальными трудозатратами.
САПР — принципиально новая организационно-техническая система, основу которой составляют компоненты методического, программного, информационного, технического и организационного обеспечения.
Проектирование на уровне САПР предполагает перестройку всего проектно-изыскательского дела: радикальное изменение состава и знаний инженерно-технического персонала, изменение существующей структуры проектно-изыскательских институтов и фирм, технологии и методов изысканий и проектирования.
Функциями САПР являются разработка и выпуск проектно-сметной документации, обладающей уровнем качества, недостижимым средствами традиционного (неавтоматизированного) проектирования.
|
|
Коренное отличие системного проектирования от эпизодического применения компьютерной техники при традиционном проектировании заключается в том, что все подсистемы САПР взаимосвязаны и результаты проектных разработок по одной из систем непосредственно используются в виде исходной информации для последующего проектирования без промежуточной переподготовки данных. Эти результаты, кроме того, могут выдаваться на экран монитора в виде цифровой или графической информации, которая при необходимости непосредственно корректируется инженером-проектировщиком. Таким образом осуществляется диалог инженера с компьютером.
Целью создания САПР являются:
повышение качества объектов проектирования. Например, разработка проектов автомобильных дорог с обеспечением зрительной плавности и ясности трассы, органически вписывающейся в окружающий ландшафт и обеспечивающей наилучшие транспортно-эксплуатационные показатели (уровни удобства и безопасность движения, скорости и время сообщения, пропускная способность и т. д.);
снижение стоимости строительства объектов и их материалоемкости. Стоимость автомобильных дорог и материалоемкость проектных решений при системном автоматизированном проектировании оказывается на 10—15% (а иногда и более) ниже соответствующих показателей при использовании традиционных технологий;
сокращение сроков проектирования, трудовых затрат, повышение качества проектно-сметной документации. При системном проектировании сроки проектно-изыскательского цикла (с соответствующим ростом производительности труда) сокращаются в среднем на 20—25% и более. Подготовка проектно-сметной документации с использованием современных плоттеров и принтеров обеспечивает оформление проектов (пояснительных записок, смет и чертежей) с качеством, недостижимым при традиционной технологии.
|
|
При проектировании на уровне САПР наибольший экономический эффект достигается в связи с повышением качества объектов проектирования и снижения сметной стоимости и материалоемкости строительства. В меньшей степени этот экономический эффект связан с сокращением сроков проектирования и повышением производительности проект-но-изыскательских работ.
Экономический эффект при проектировании на уровне САПР достигается за счет:
системного использования средств автоматизации и компьютерной техники;
создания принципиально новой технологии производства проект-но-изыскательских работ;
повышения специализации труда;
совершенствования методов управления процессами изысканий и проектирования;
внедрения новых математических методов проектирования, обеспечивающих оптимизацию проектных решений по различным критериям и, прежде всего, экономическим;
внедрения новых методов математического моделирования проектируемых объектов и особенностей их ожидаемого функционирования;
многовариантности проработки проектных решений, эвристическим путем приближающей к наилучшим решениям.
Одна из принципиальных отличительных особенностей системного автоматизированного проектирования состоит в том, что исходная изыскательская информация для проектирования представляется в виде крупномасштабных топографических планов на широкую полосу возможного размещения конкурентоспособных вариантов трассы (полосу варьирования) и цифровых моделей рельефа, ситуационных особенностей и инженерно-геологического и гидрогеологического строения местности (ЦММ) на ту же полосу и в той же системе координат.
В ходе проектирования по топографическим планам инженеры-проектировщики эскизно прорабатывают принципиальные инженерные решения (например, основные варианты возможных направлений трассы), поручая компьютеру расчетное сопровождение этих решений и снятие исходных данных с ЦММ для последующего проектирования (продольные профили земли по оси вариантов трассы, почвенно-грунтовые, инженерно-геологические разрезы, поперечные профили земли, стоимости отвода земель и т. д.).