Конечной целью изысканий для строительства линейных инженерных объектов (автомобильных, лесовозных дорог, каналов, коммуникаций и т. д.) является получение топографического плана местности в пределах широкой полосы варьирования конкурентных вариантов трассы и цифровой модели рельефа и геологического строения того же участка местности (ЦММ) в единой системе координат. По ЦММ и получаемым на их основе математическим моделям местности (МММ) в конечном итоге осуществляют системное, автоматизированное проектирование всех конкурентных вариантов трассы линейных сооружений. Трудовые затраты на получение с ЦММ необходимой для проектирования информации (профили земли по оси трассы, поперечные профили земли, геоло-
гические разрезы и т. д.) сокращаются в несколько десятков раз по сравнению с получением той же информации при использовании топографических планов и стереоскопических моделей по традиционной технологии.
При цифровом моделировании рельефа и геологического строения местности в зависимости от сложности рельефа, ситуационных особенностей местности, способа производства изысканий, задач проектирования, наличия парка современных геодезических приборов, приборов спутниковой навигации, средств геофизической подповерхностной разведки, средств автоматизации и вычислительной техники могут быть сформированы ЦММ с использованием самых разнообразных принципов.
Вопросам разработки различных видов ЦММ было посвящено большое количество исследований. При этом все известные ЦММ можно разбить на три большие группы: регулярные, нерегулярные и статистические.
Регулярные ЦММ создают путем размещения точек в узлах геометрических сеток различной формы (треугольных, прямоугольных, шестиугольных), накладываемых на аппроксимируемую поверхность с заданным шагом. Наиболее часто применяют ЦММ с размещением исходных точек в узлах сеток квадратов (рис. 5.3,а) или равносторонних треугольников (рис. 5.3, б). Регулярные ЦММ в узлах правильных шестиугольных сеток (рис. 5.3, в) нашли применение при проектировании нефтепромысловых дорог в условиях равнинного рельефа Западной Сибири.
Массив исходных данных для регулярных ЦММ (рис. 5.3, а — в) может быть представлен в следующем виде:
Р, т, п, хо, Уо, Н\\,..., Н\т,..., //„т, (5.1)
где Р — шаг сетки; т — число точек по горизонтали; п — число строк по вертикали; Я]Ь..., Н\т,..., Н^ — высоты точек в узлах сетки.
Регулярные модели весьма эффективно использовать при проектировании вертикальной планировки городских улиц, площадей, аэродромов и других инженерных объектов на участках местности с равнинным рельефом. Однако опыт использования ЦММ с регулярным массивом исходных данных показал, что требуемая точность аппроксимации рельефа достигается лишь при очень высокой плотности точек местности, которая в зависимости от категории рельефа должна быть в 5—20 раз выше по сравнению с нерегулярными ЦММ. Появление высокопроизводительных дигитайзеров и коордиметров с автоматической регистрацией информации по заданному интервалу длины или времени, тем не менее, делает использование регулярных моделей (5.1) весьма перспективным.
и)
т т г 1 1 1 | • •----- ( | > | |
1 Т 1 | ! 1 | Т "Т | |
11 I | I 1 | ||
I I | |||
I 1, | |||
1 | | >—• |
б)
«)
Рис. 5.3. Виды цифровых моделей местности:
а — в узлах правильных прямоугольных сеток; б — в узлах треугольных сеток; в — в узлах шестиугольных сеток; г — на поперечниках к магистральному ходу; д — на горизонталях; е — на структурных линиях; ж — статистическая; з — на линиях, параллельных оси фотограмметрических координат
Нерегулярные ЦММ, представленные большим числом типов, нашли широкое применение в практике автоматизированного проектирования объектов строительства.
Весьма часто используют ЦММ, построенные по поперечникам к магистральному ходу (рис. 5.3, г). Массив исходных данных для ЦММ этого типа представляют в следующем виде:
Уи Х\и Н\\, *12, #12,..., х\^ Щ;
Уг, *2Ь #2Ь *22, Н-п-> -.., *2к> #2Ь
ух, х\], Нц, Х[2, На,..., х\\, Нх\,
(5.2)
где>>ь уъ...,ух — расстояния между началом трассы и точками пересечения ее оси и соответствующими поперечниками; х\\,хп,..., хц — расстоя-
ния между исходными точками ЦММ на поперечниках и осью трассы, принимаемые положительными влево от трассы и отрицательными — вправо; #ц, Н\2,..., Щ — высоты исходных точек.
Поскольку магистральный ход в общем случае может иметь углы поворота, для представления нерегулярного массива (5.2) необходимо еще задавать и координаты вершин углов поворота. Информацию для криволинейной трассы представляют уже в трехкоординатном виде.
ЦММ, построенные по поперечникам к оси магистрального хода или к оси трассы, находили широкое применение в начальный период перехода на системное, автоматизированное проектирование линейных инженерных объектов, когда исходная изыскательская информация собирается еще во многом в соответствии со старой технологией изысканий, а также при разработке проектов реконструкции автомобильных дорог, каналов и т. д.
При наличии крупномасштабных топографических планов и карт часто оказывается весьма эффективным создание ЦММ с массивом исходных точек, размещаемых на горизонталях с регистрацией их плановых координат дигитайзером через определенные интервалы длины (рис. 5.3, д). Массив исходных данных модели записывают в следующем виде:
Ни *1Ь.У1Ь *12, УП*—* *1> У\}> Нг, *2Ь У2и *22» У22,—, *2к> У2к\
................................................................ (5.3)
Н{, хц, уц, Х{2, уа,—, Х[\, уп,
где Н], #2,..., #{, — высоты соответствующих горизонталей; х\\9у\\9..., *2ь Уги- • •> Х{\, уц — плановые координаты точек на горизонталях.
Массив точек (5.3) может быть сформирован также в ходе рисовки горизонталей на стереофотограмметрическом приборе. Весьма перспективным для создания ЦММ данного типа является использование сканирующих дигитайзеров — автоматов и коордиметров.
При автоматизированном проектировании инженерных сооружений широко используют также цифровые модели на структурных линиях (структурные ЦММ), размещаемых по характерным изломам местности и с учетом ее ситуационных особенностей. Эти ЦММ обладают наименьшей исходной информационной плотностью точек местности (рис. 5.3, е).
Массив исходных точек структурных ЦММ задают:
В явном виде
Х{, у» Я;, у, к9 /,..., (5.4)
где X» у^ Нх — координаты /-и точки массива характерных точек рельефа и ситуации; у, к, /,... — номера других точек того же массива, в направлении которых можно вести линейную интерполяцию высот; в неявном виде
хи у\, Яь..., х{, у[9 Щ ПР\
*1+ь У\+и Д-ц,...., х-у, у}, Ну, ПР\
................................................................................. (5-5)
•*-П1) Уп11 **т,.4., Хп, уп, /7П, 111,
где ПР — признак, определяющий ту или иную последовательность исходных точек той или иной структурной линии рельефа.
Структурные ЦММ используют главным образом при невысокой степени автоматизации процесса сбора и регистрации исходной информации (например, при использовании материалов обычной тахеометрической съемки, при ручной либо полуавтоматической фотограмметрической обработке снимков, при дигитализации топографических планов и карт и т. д.).
В зависимости от вида исходного материала, используемого для формирования ЦММ, в практике автоматизированного проектирования применяют и другие виды нерегулярных цифровых моделей, например, ЦММ, построенных на линиях, параллельных координатным осям сте-реофотограмметрического прибора (рис. 5.3, з), при использовании для формирования массивов точек материалов аэрофотосъемок.
Статистические ЦММ предполагают в своей основе нелинейную интерполяцию высот поверхностями второго, третьего и т. д. порядков. При создании массива исходных данных статистической ЦММ точки для ее формирования выбирают в зависимости от случайного распределения, близкого к равномерному (рис. 5.3, ж).
Статистические модели являются во многом универсальными. Сфера их применения весьма широка и не ограничивается какими-либо категориями рельефа местности, наличием того или иного исходного материала создания ЦММ и наличием тех или иных приборов.
Массив исходных точек статистической ЦММ представляют в виде:
хи уи Ни х2, у2, #2,..., *п, Уп, #„, (5.6)
гдехиУ\,Н\,.. -,хп,уп, Нп — координаты точек статистической модели.