double arrow

СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ НИВЕЛИРОВАНИЯ


Для исключения грубых ошибок и уменьшения неизбежного влияния случайных погрешностей в ходе геометрического нивелирования обяза­тельно осуществляют контроль одним из следующих способов.

Нивелирование в два нивелира. Геометрическое нивелирование трасс линейных объектов осуществляют два нивелировщика. Первый нивели­ровщик фиксирует все репера, связующие и промежуточные точки, а вто­рой нивелировщик — только репера и связующие точки. При обнаруже­нии недопустимых невязок в превышениях между отдельными связук> щими точками осуществляют третье (контрольное) нивелирование толь­ко между этими точками. Этот один из наиболее надежных способов контроля нивелирования используют в качестве основного при изыска­ниях автомобильных дорог и мостовых переходов.

Двойной нивелирный ход. В этом случае нивелирование ведут одним прибором, но нивелирование производят два раза—в прямом и обратном направлении. Превышения между конечными точками, полученные в ре­зультате прямого и обратного нивелирных ходов, сравнивают между со­бой, а полученное расхождение с допустимой погрешностью нивелирова­ния данного класса. Наиболее часто этот способ нивелирования и контро­ля используют при привязке трассы автомобильной дороги или мостово­го перехода к пунктам государственной нивелирной сети.

Замкнутый нивелирный ход наиболее часто используют при создании планово-высотного обоснования топографических съемок в виде замкну­тых теодолитных ходов — полигонов. Контролем в этих случаях служит алгебраическая сумма превышений между связующими точками, которая должна равняться нулю. Этот способ контроля не дает возможности об­наружить ошибки в превышениях соизмеримой величины, но разных зна­ков.

Нивелирный ход между реперами и марками государственной ниве­лирной сети. Поскольку высоты последних всегда известны из результа­тов нивелирования более высоких классов, их сравнивают с высотами, полученными по результатам собственного нивелирования. Допустимые


невязки распределяют пропорционально длинам сторон нивелирного хо­да с обратным знаком. Такой способ нивелирования и контроля иногда используют при прокладке протяженных нивелирных ходов. Он также не дает возможность обнаружения равных ошибок в превышениях разных знаков.

Одиночный нивелирный ход с дополнительными контрольными точ­ками также иногда используют, когда высоты связующих точек могут быть получены дважды при нивелировании с соседних станций. Это и служит контролем нивелирования.


Сейчас читают про: