Ориентирования аэрофотоснимков. , Вид аэросъемочного маршрута фотоснимков стереопары устанавлива-

Сбоку ют по расположение правого снимка от-


носительно левого (аналогично наземной фототеодолитной съемке) (рис. 20.5).

При этом определяют: взаимный продольный угол наклона фо­тоснимков Да^= О.Х2 - <*х\\ взаимный поперечный угол наклона Асо = = сй2~о)1; взаимный угол разворота А% = Х2 -%и В — базис фотографиро­вания; V)/ — дирекционный угол базиса фотографирования; V — угол на­клона базиса к горизонту. Следовательно, элементы внешнего ориенти­рования в этом случае будут представлены следующими параметрами:

Хзи У51, 2 <*>х\, соь Хь #> ц/, V, Да*, Дсо, Дх;

во второй — по расположению аэрофотоснимков относительно базиса фотографирования (см. рис. 20.5). В базисной системе взаимного ориен­тирования стереопары положение аэрофотоснимков устанавливают от­носительно базиса фотографирования. Для этого определяют: х\, Хг — продольные углы наклона аэрофотоснимков относительно нормали к ба­зису; б — взаимный поперечный угол наклона главных базисных плоско­стей между собой; Хь —углы поворота снимков в своих плоскостях.

Таким образом, для этого случая элементы внешнего ориентирования будут представлены следующими параметрами:

Дет, Г$ь 2 ах\, соь хь В, хь т2, Хь е.

В каждой из рассмотренных систем взаимного ориентирования аэро­фотоснимков первые семь величин определяют положение двух смеж­ных снимков и поэтому являются элементами геодезического ориентиро­вания стереопары, а последние пять—элементами взаимного ориентиро­вания.

ФОТОСХЕМЫ

Приближенный план местности, составленный из аэрофотоснимков путем монтирования их рабочих частей по идентичным контурам, назы­вают фотосхемой.

Фотосхема представляет собой сплошное фотографическое изобра­жение снятого участка местности. Однако фотосхемы, монтируемые из нетрансформированных аэрофотоснимков, имеют существенные по­грешности вследствие искажения аэрофотоснимков, разномасштабности и неточности монтажа. Эти погрешности выражаются, в частности, в рас­хождении одноименных контуров в местах соединения аэрофотосним­ков. Рамки планшетов наносят на фотосхемы приближенно по имеющим­ся на район изысканий топографическим картам.


Фотосхемы монтируют на твердой основе, наклеивая снимки целлу­лоидным клеем. Для этой цели закрепляют фотоснимки накидного мон­тажа грузиками и разрезают их скальпелем в средних частях их зон пере­крытия.

Разрезы при монтаже фотосхем проводят на фотоснимках по участ­кам однородной тональности, как правило, в удалении от четких конту­ров местности, при этом разрезы при пересечении контуров местности делают в местах их наилучшего совпадения. С целью равномерного рас­пределения погрешностей монтаж фотосхем начинают с середины марш­рута.

В практике аэроизысканий объектов строительства иногда использу­ют уточненные фотосхемы, составленные из аэрофотоснимков, приве­денных к одинаковому масштабу.

При изысканиях и проектировании линейных объектов в отдельных случаях используют стереофотосхемы, позволяющие почти непрерывно изучать стереоскопическую модель местности на большом протяжении. Стереофотосхемы состоят из двух частей: первая из них представляет со­бой обычную фотосхему, составленную из частей правых аэрофотосним­ков стереопар, а вторая — набор участков-вкладышей, изготовленных из частей левых аэрофотоснимков стереопар.

Для изучения стереомодели местности вдоль трассы линейного объ­екта используют простейшие стереоскопические приборы — стереоско­пы. Стереоскоп устанавливают на фотосхему таким образом, чтобы изу­чаемый участок местности располагался под левым зеркалом прибора, а под правое зеркало размещают соответствующий участок-вкладыш. Пе­ремещаясь таким образом по фотосхеме, изучают стереоскопическую мо­дель местности по всему маршруту. Однако следует иметь в виду, что по­лучаемые с помощью фотосхем стереоскопические модели непригодны для производства измерительных работ и служат лишь для общей обзор­ной оценки местности и трассы линейного сооружения.

Фотосхемы используют в качестве промежуточного материала для дешифрирования, нанесения рельефа, предварительного трассирования и для решения других общих инженерных задач, не требующих точного знания координат точек местности.

ФОТОТРИАНГУЛЯЦИЯ

Основной задачей камеральных работ является стереофотограммет-рическая обработка аэрофотоснимков с последующим получением топо­графических планов и ЦММ. Однако для этой цели требуются аэрофото­снимки, исправленные от искажений и приведенные к одному масштабу.


Для трансформирования и монтажа аэрофотоснимков для каждого из них необходимо знать координаты по меньшей мере четырех контурных точек. Очевидно, задача была бы решена, если бы в процессе наземных полевых работ по планово-высотному обоснованию аэросъемки было бы создано необходимое количество опознаков. Однако для этого требуются слишком большие затраты труда и времени, поэтому на практике ограни­чиваются минимальным числом опознаков, а дальнейшее сгущение опор­ных контурных точек осуществляют камерально.

Методы сгущения опорных контурных точек в камеральных услови­ях, необходимых для трансформирования аэрофотоснимков, называют фототриангуляцией.

Метод плановой фототриангуляции основан на том свойстве аэрофо­тоснимков, что углы между направлениями, проведенными из точки ну­левых искажений, равны горизонтальным углам между теми же направ­лениями на местности.

При плановой аэрофотосъемке, когда углы отклонения оптической оси АФА от отвесной линии не превышают 3°, при относительно спокой­ном рельефе местности вполне допустимо вместо точки нулевых искаже­ний использовать главную точку снимка либо любую рядом лежащую

/ контурную точку на расстоянии, не превышающем —, мм. Такие контур­ные точки называют центральными. И только при построении фототри­ангуляции в горных районах в качестве вершины углов обязательно при­нимают точку надира.

Построение фототриангуляции (в частности, маршрутной) непосред­ственно по аэрофотоснимкам возможно лишь при продольном их взаим­ном перекрытии не менее 55%. В этом случае на каждом аэрофотоснимке будет зона тройного перекрытия и главная точка каждого снимка изо­бразится на смежных снимках (рис. 20.6). Например, точка 02 снимка II изобразится на снимках / и III.

На каждом снимке накалывают центральную точку и центральные точки соседних аэрофотоснимков. Линии, соединяющие эти точки на каждом снимке, называют базисами. Затем в зоне тройного перекрытия выбирают контурные точки 1, 2 и 3, 4 и т. д., называемые связующими (рис.20.6, б). Из центральной точки каждого аэрофотоснимка проводят направления на все связующие точки (рис. 20.6, а).

На листе бумаги строят первый базис (например, 0102) и при помощи кальки или восковки переносят с аэрофотоснимков направления на связу­ющие точки, прочерченные с концов этого базиса. Пересечения соответ­ствующих направлений определит плановое расположение связующих точек 1, 2 и 3,4 и т. д. (рис. 20.6, в). Таким образом получают сеть неори­ентированной плоской триангуляции в масштабе базиса 0102-


а)







б)

1 Г"^ 1 |-с Уа оЗ 7*5 тР4  
1--- \ ----- д \-Хт V  

Рис. 20.6. Маршрутная фототриангуляция: центральная точка снимка с поперечными направлениями; б — базис; на плане базиса и плановых опорных точек


построение


Для использования полученной таким образом сети фототриангуля­ции при трансформировании аэрофотоснимков и составлении фотопла­нов ее редуцируют, т. е. приводят к заданному масштабу и ориентируют относительно принятой системы координат. Для редуцирования фото-триангуляцйонной сети необходимо иметь среди ее точек не менее двух с известными координатами, полученными в результате выполненных наземных геодезических работ, при этом эти точки должны размещаться по возможности в начале и конце триангуляционной сети.

В настоящее время в связи с развитием электронной стереофотограм-метрии вместо графической фототриангуляции стали применять анали­тическую с использованием специального программного обеспечения и компьютерной обработки.

ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ АЭРОФОТОСНИМКОВ. ФОТОПЛАНЫ

Для подготовки топографических планов местности и ЦММ по мате­риалам аэрофотосъемки требуются аэрофотоснимки, исправленные от искажений и приведенные к одному требуемому масштабу.

Процесс преобразования аэрофотоснимков, полученных при наклон­ном положении оптической оси АФА в положение, соответствующее от­весному ее направлению с одновременным приведением изображения к заданному масштабу, называют трансформированием.

Сущность трансформирования заключается в преобразовании цент­ральной проекции аэрофотоснимка, имеющего наклон в момент съемки,


в проекцию, соответствующую горизонтальному положению аэрофотос­нимка при заданной высоте фотографирования. В процессе трансформи­рования исключают ошибки, связанные с наклоном аэрофотоснимков и неравенством высот фотографирования. Кроме того, сводятся к мини­муму искажения, связанные с рельефом местности, посредством выбора надлежащей плоскости трансформирования.

Практическая задача трансформирования состоит в восстановлении того положения аэрофотоснимка, которое он занимал относительно пло­скости местности в момент фотографирования. Из существующих мето­дов трансформирования еще нередко используют фотомеханический способ с применением специальных приборов — фототрансформато­ров (рис. 20.7), которые имеют станину 7, осветитель 2, кассету 5, объек­тив 4 и экран 5.

Для автоматического сохранения резкости изображения при переме­щении кассеты 3, объектива 4 и экрана 5 относительно друг друга совре­менные фототрансформаторы снабжены специальными устройствами — инверсорами.

Искажения аэрофотоснимков за счет наклона оптической оси АФА в момент фотографирования исключаются за счет придания кассете и эк­рану фототрансформатора взаимного положения, соответствующего на­клону снимка в момент фотографирования. Необходимый масштаб трансформированного снимка устанавливают изменением расстояния от объектива фототрансформатора до экрана.

Фотомеханическое трансформирование аэрофотоснимков может быть реализовано одним из следующих способов:

по известным элементам внешнего ориентирования каждого аэрофо­тоснимка;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: