О разнице в телесных ощущениях

Благодать Господа никогда не дает только услаждающих ощущений тела, но это не означает, что при ней тело ничего не чувствует. Душа и тело составляют единство, и если душа ощущает Божественное действие, то и тело будет его ощущать.

Диадох (Подвижническое слово, ст. 25): «Чувство душевное (т.е. то, что относится к душе и к телу, и составляет единство) в действовании своем было едино в состоянии невинности; грехопадением оно раздвоилось, а благодать Святого Духа опять возводит его в простоту единства. Что чувство естественное одно, сему научает нас самое действо (энергия) святого ведения (просвещенный благодатью разум). Преступлением Адама оно разделилось на два действа (энергии); но Святым Духом оно опять соделывается единым и простым. Этого однако ж никто не может увидеть в себе, кроме тех одних, которые, в чаянии будущих благ, охотно отрешаются от благ жизни сей, и воздержанием изсушают всякое вожделение телесных чувств. Ибо только в таковых ум, по причине полного безпопечения, здраво и бодренно совершая свои движения, может чувством неизреченно вкушать божественную благостыню, и в тоже время по мере своего преспеяния сообщать свои радости и телу, безмерным некиим словом в любви изъявляя свое обрадование исповеданием, говоря: «на Того упова сердце мое, и поможе ми: и процвете плоть моя, и волею исповемся Ему» (Пс.27:7). Таковое обрадование, бывшее в сем случае в душе и теле есть нелестное напоминание о вечно нетленном житии».

Итак, человек ощущает телом действия благодати, но в момент Божьего присутствия, подвижник не останавливает своего внимания на ощущениях тела. Уже после действия благодати, он может помнить какие-либо ощущения, но они опять таки не четкие, и их невозможно передать, т.к. внимание не было направлено на них.

Враг также может воздействовать на тело различными ощущениями, которые неопытный человек может принять за действие благодати. Поэтому отцы называют признаки действий благодати Божией и злых духов.

Иоанн Лествичник (Лествица, сл.21): «Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится тело; а когда приступает Ангел, тогда радуется душа смиренного. Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее восстанем на молитву: ибо добрый хранитель наш пришел помолиться вместе с нами».

Диадох (Подвижническое слово, 79): «Благодать действует чрез чувство ума, а сатана чрез плотские чувства и влечения. Сатана, как сказал я, святым крещением извергается из души; но ему попускается, по указанным выше причинам действовать на нее чрез тело. Благодать Божия вселяется в самую глубину души, т.е. в ум. Ибо, как говорится, «вся слава дщере царевы внутрь», невидимая для бесов (Пс.44:14). Почему, когда тепле воспоминаем о Боге, то чувствуем, что божественная любовь как бы потоком исторгается из самой глубины сердца нашего; духи же злые на чувства телесные нападают и в них гнездятся, удобно действуя, чрез подручную им плоть, на тех, кои младенчествуют еще душою. Таким образом, ум наш, по божественному Апостолу, всегда соуслаждается закону Духа; чувства же плотские охотно увлекаются сластолюбивыми склонностями (Рим.7:18). От того в тех, кои ревностно преуспевают в ведении, благодать чрез чувства ума и самое тело обвеселяет радованием неизреченным; когда же нерадиво и беспечно течем путем благочестия, то бесы, находя нас такими, пленяют душу нашу чрез чувства телесные, насильственно влеча ее к тому, чего она не хочет, убийцы».

Прелесть же может проявляться как физическое разжжение, сладострастие в теле и т.п., чего категорически не может быть при истинной молитве и благодати Божией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: