Об ощущении благодати

В части о таинственных действиях Божиих такие действия определены как: внушение мыслей Духом Святым; видение или созерцание Бога, Света, рая и т.д.; приобретение духовных познаний через озарения. В этой части мы говорили и о том, что есть еще одно действие Божие, при котором человек ощущает определенные чувства, такие как радость, слезы и т.п. И в этом разделе разберем об ощущениях благодати Божией сердцем.

Феофан Затворник (Мысли на каждый день года, Неделя 17-ая по Пятидесятнице, четверг): «…благодать же принес Господь наш Иисус Христос —принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным. Это верно совершается во всех искренно верующих и действующих по вере. Мыслями не наполнишь душу этою приятностью; надо действовать и приятность вселится сама собою. Внешнего покоя может не быть никакого, а один внутренний, но он неотъемлем от Христа. Впрочем, всегда бывает так, что коль скоро водворится внутренний покой, внешние беспокойства не имеют тяготы и горькости. Стало быть, и с этой стороны есть лето приятно; только снаружи оно кажется холодною зимою».

Игнатий Брянчанинов (О молитве Иисусовой, отдел 2): «Состояния духовные, производимые Божественной благодатью (как то состояние, в котором вкушается духовная сладость и радость, состояние, в котором открываются тайны христианства, состояние, в котором ощущается в сердце присутствие Святого Духа, состояние, в котором подвижник Христов сподобляется духовных видений), несомненно существуют, но существуют только в христианах, достигших христианского совершенства, предварительно очищенных и приуготовленных покаянием».

Симеон Новый Богослов (Слово72): «Любящий Бога и заповеди Его соблюдающий, облекается свыше сходящей силой Святого Духа, Который не является чувственно в виде огня и не приходит с великим шумом и дыханием бурным (это совершилось только на апостолах – для неверующих), но зрим бывает умно, как умный Свет, и приходит с тихостью, принося обрадование, что есть отсвет первого вечного Света, и отблеск непрестающего блаженства. Как только воссияет сей свет в духе, тотчас исчезает всякий нечистый помысел, изгоняется всякая страсть душевная и всякая немощь телесная получает уврачевание. Тогда очищаются очи сердца, ум и мысли, и зрят Бога, как написано в Евангелии о блаженствах. Тогда душа, как в зеркале, видит все, даже и малейшие свои прегрешения, и приходит в величайшее смирение. Помышляя же о величии той славы, исполняется всякою радостью и весельем, и, дивясь неожиданному такому чуду, проливает обильные слезы. Так, наконец, совершенно изменяется весь человек и познает Бога, сам прежде познан бывши от Бога. Одна эта благодать Всесвятого Духа… делает его другом и сыном Божиим и богом насколько это вместимо для человека».

Лука Крымский (Дух, душа и тело): «Об ощущении Бога или, вернее, благодатных воздействий Духа Божия на сердце говорят многие подвижники благочестия, многие преподобные. Все они более или менее ярко ощущали то же, что и св. пророк Иеремия "было в сердце моем, как бы горящий огонь" (Иер.20,9). Откуда этот огонь? Нам отвечает святой Ефрем Сирин, великий таинник Божией благости: "Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем, Сокровенный от огнезрачных обретается в сердце. Земля же возносит стопы Его, а чистое сердце носит Его в себе" и, прибавим мы, созерцает Его без очей по слову Христову "блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят". Подобное же читаем и у Иоанна Лествичника: "Огонь духовный пришедший в сердце воскрешает молитву по воскресении же и вознесении ее на небо бывает сошествие огня небесного в горницу души».

Многие из нас также испытывали такие действия благодати. Например:

Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе): «Иногда мы стоим в церкви или дома на молитве в расслаблении духа и тела: и бессильна, хладна, бесплодна бывает душа наша, как оная языческая неплодящая церковь; но лишь напряжем сердце свое к искренней молитве к Богу, обратим мысли и сердце свое к Нему с верою живою, тотчас оживет, согреется и оплодотворится душа наша; какое вдруг спокойствие, какая легкость, какое умиление, какой внутренний святый огонь, какие теплые слезы о грехах, какое искреннее чувство сожаления о том, что прогневали ими Владыку Преблагого, какой свет в сердце и в уме, какой обильный поток живой воды заструится в сердце, льющийся свободно с языка или с пера и карандаша на бумагу; пустыня душевная процветает яко крин пришествием Господа в сердце. Ах! зачем мы чаще не обращаем сердец своих ко Господу! Сколько у Него всегда сокрыто для нас покоя, утешения! «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя» (Пс.30,20)».

Макарий Египетский (Беседа 7): «Что от благодати, в том - мир, радость, любовь, истина».

Ефрем Сирин: «Явление благодати приносит усладу, безмолвие и сокрушение».

Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь. Поучение в неделю всех святых): «Пред утешением, доставляемым Божественною благодатию, ничтожны все радости, все наслаждения мира...».

Некоторые люди, особенно склонные к сильному эмоциональному возбуждению, рассказывают другим или рассуждают об ощущениях благодати. Отцы говорят, что этого не стоит делать, т.к. это, во-первых, говорит о младенческом духовном возрасте, во-вторых, увлечение ощущениями может привести к прелести.

Иннокентий Пензенский (Письма, п. «Об ощущениях благодати»): «Рассуждение об ощущаемых благодатных действиях, мне кажется, походит на младенческое или отроческое рассматривание неба. Дети смотрят на небо - видят его, говорят о нем, но не знают, что оно такое, и по большей части почитают небом то, что не есть небо. Конечно, действия благодати ощутимы. Но их надо – и довольно – знать про себя, благодаря Господа, и не открывать без нужды, разве что отцу духовному. Иначе под видом благодатных действий точно будут ощущаться действия прелести, настолько близкие к благодатным, что мы сами их и отличить не можем от благодатных, а отличают другие, опытные, и то по долгом испытании. Много примеров сему дает хотя бы один Печерский монастырь, точнее, святые подвижники, трудившиеся в нем».

Причиною того, что может подступить враг и «подделаться» под благодать, является то, что человек, получив яркие впечатления, желает их еще и еще раз переживать. Для этого он припоминает эти ощущения и состояния, а значит, фантазирует и самовольно их вызывает. А враг, видя такое несмирение и тягу к сладострастию, тут же подает соответствующие мысли и представления, которые вызывают нервное возбуждение, и человек принимает его за действие благодати.

В третьих, причиной почему не стоит рассказывать о своих ощущениях, является то, что такими рассказами можно смутить других людей. Людям же слушающим о благодатных ощущениях, св. Иннокентий также дает совет:

Иннокентий Пензенский (там же): «Не завидуйте, когда другие говорят о своих ощущениях благодати, но радуйтесь и благодарите Бога за Его неизреченные милости, ниспосылаемые на нас!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: