(задача 4)
Предварительная работа
На занятиях по ознакомлению с окружающим дети уже знакомились с временами года и месяцами. Их названия они слышали от взрослых и применяли, например, говоря о дне своего рождения.
Методика обучения
На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект:
• количество и порядок времен года;
• количество месяцев в году;
• порядок месяцев;
• классификация месяцев по сезонам.
Каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником.
Изучение календаря поможет детям наглядно предстоит длительные промежутки времени (день, неделя, месяц, год).
Т. Д. Рихтерман в своей книге «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» (М., 1991) предлагает модели для наглядности временных понятий, изучения их периодичности, цикличности.
Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни «уходят», события «приближаются», месяц «кончается». Чтобы сорвать следующий листок календаря, надо ждать целые сутки (Ф. Н. Блехер).
|
|
Дидактические игры
«Круглый год» и др.
Методика развития «чувства времени»
(задача 5)
Предварительная работа
В словаре дошкольников уже присутствуют термины «быстро-медленно», «быстрее -медленнее», дети понимают просьбы: «Не торопись!», «Поспеши!». В средней группе отрабытываем эти понятия:
- Кто быстрее одет куклу!
- Какой зверь бегает быстрее?
Методика обучения
В подготовительной группе проводим работу по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными.
«Чувство времени» формируется на основе:
· знания временных эталонов (час, минута, секунда);
· чувствования длительности временных интервалов;
· умения оценивать временные интервалы без часов.
Последовательность обучения:
- Учить определять окончание срока выполнения деятельности по часам. («Закрась узор за 1 минуту!»).
- Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. («Сколько истратил времени?»).
- Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени. («Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.»).
- Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).
Задание для самостоятельной работы студентов
Предложить методику обучения старших дошкольников умению пользоваться часами.
Лекция № 16